Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20238 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Особенности самовосприятия и восприятия своих учеников учителями начальных классов с разным типом педагогического взаимодействия 999

Зеленова М.Е., кандидат психологических наук, научный сотрудник, Институт психологии РАН, Москва, Россия, zelenmar@rambler.ru

Аннотация

Автор статьи исследовал характер восприятия учащихся педагогами начальных классов с разным типом педагогического взаимодействия, а также особенности их самовосприятия. Использовался метод семантического дифференциала. Учителя оценивали себя, своих учеников и «идеальных учеников» по 12 шкалам классического набора шкал метода СД предложенного Ч.Осгудом. Статистическая оценка различий между средними показателями оценок проводилась с помощью t-критерия Стьюдента. Полученные данные позволили выявить различия в самовосприятии и самооценке учителей разных типов взаимодействия.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Особенности восприятия учителем учеников и его самовосприятия являются разными аспектами очень важной психолого-педагогической проблемы, непосредственно связанной с эффективностью учебно-воспитательного процесса. Исследования, посвященные выявлению значения «Я-концепции» учителя для его профессиональной деятельности, не очень многочисленны, однако имеющиеся в психологии факты позволяют говорить о том, что существует связь между особенностями самовосприятия учителя, его уверенностью в себе и результативностью педагогической деятельности. Установлено, что учителя, имеющие высокую степень самопринятия, обладают большей способностью оказывать воздействие на «Я-концепцию» и успеваемость учащихся; эти учителя легче вступают в общение, более эффективно решают задачи, стоящие перед ними на уроке. Было также замечено, что «эффективные» учителя менее тревожны, имеют более высокую самооценку, для них характерно положительное отношение к себе.

В нашей работе мы исследовали характер восприятия учащихся педагогами начальных классов с разным типом педагогического взаимодействия, а также особенности их самовосприятия.

Вслед за рядом исследователей мы выделяем в процессе общественного воспитания и обучения учебно-дисциплинарную модель общения и личностно-ориентированную модель общения. Понятия учебно-дисциплинарной (УД) и личностно-ориентированной (ЛО) моделей педагогического общения были впервые введены В.А Петровским и получили дальнейшую разработку при создании концепции дошкольного воспитания лабораторией ВНИК «Школа» под руководством В. В. Давыдова [7]. Данные понятия во многом пересекаются с широко применяемыми в психологии понятиями авторитарного и демократического стилей общения, но, как нам кажется, в большей мере отражают полноту психологической реальности, стоящей за этими определениями, и специфику начальной школы, в частности. Кроме того, данные понятия в большей мере выражают специфику обучения детей-шестилеток, для которых сам учебный процесс выступает через их взаимодействие с учителем.

Литература
  1. Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск, 1990.
  2. Анищук Е.В. Эмоциональность учителя начальных классов как фактор эффективности профессионального общения с учащимися: Автореф. канд. дис. М., 1988.
  3. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
  4. Зеленова М. Е. Психологические особенности педагогического влияния на адаптацию ребенка в начальной школе: Автореф. канд. дис. М.,1991.
  5. Кондратьева С. Б. Психолого-педагогические аспекты проблемы понимания людьми друг друга// Психология межличностного познания /Под ред. А. А. Бодалева. М.,1981.
  6. Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. М., 1989.
  7. Пути и проблемы развития дошкольного воспитания// Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. М., 1989.
  8. Семиотика и искусствометрие / Под ред. Ю. М. Лотмана. М., 1972.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика