Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8020Ключевые слова 19596 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Динамика развития речевых функций у учащихся младших классов 1173

Полонская Н.Н., кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Лаборатории нейропсихологии факультета психологии МГУ им. Ломоносова
Яблокова Л.В., аспирантка кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова
Ахутина Т.В., доктор психологических наук, заведующая лабораторией нейропсихологии, факультет психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, akhutina@mail.ru

Аннотация

В настоящей статье изложены методики изучения речевых процессов у детей младшего школьного возраста. Подробно изложена процедура проведения нейропсихологических проб и дана развернутая система их оценок. Результаты исследований свободных и направленных ассоциативных экспериментов обнаруживают определенные различия в успешности выполнения детьми предложенных заданий.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Нейропсихологическое обследование позволяет определить степень развития высших психических функций ребенка. Важной стороной такого обследования является изучение состояния речевых процессов, в связи с чем мы поставили задачу проследить динамику развития речи у детей во время их обучения в младшей школе.

В течение четырех лет нами проводилось Нейропсихологическое обследование 46 учеников одной из московских школ. Была использована методика А. Р. Лурии [4], адаптированная в Лаборатории нейропсихологии МГУ для детей 6—9 лет [2]. Дети обследовались раз в год с I по IV класс. Возраст детей — от 6 лет 6 месяцев до 10 лет 7 месяцев.

Методика

1. Исследование свободных и направленных ассоциативных реакций

С помощью этой пробы изучается способность активного извлечения слов, возможность переключаться с одного слова на другое, с одной семантической группы на другую. Кроме того, направленный ассоциативный эксперимент позволяет исследовать способность ребенка различать и отбирать слова нужной грамматической категории, в данном случае — глаголов, и осуществлять точный выбор слов одной лексико-семантической категории.

Процедура проведения пробы

Проба состоит из трех заданий. В первом задании ребенку предлагается говорить как можно больше любых слов. Во втором его просят называть слова, обозначающие действия, а в третьем — растения. Время актуализации во всех трех заданиях ограничивается 1 минутой. Для того чтобы ребенок не отвлекался на посторонние стимулы, не называл окружающие его предметы и был полностью сосредоточен на задании, его просят выполнять задание с закрытыми глазами.

Система оценки

В каждом из трех заданий фиксируются продуктивность и число различных ошибок — повторов, а при назывании действий и растений — неадекватных заданию слов. Продуктивность определяется следующим образом: в каждом ассоциативном задании подсчитывается общее число актуализированных ребенком слов, из которого вычитается число повторов и неадекватных заданию слов (при назывании действий и растений).

Литература
  1. Ахутина Т. В. Порождение речи: нейролингвистический анализ синтаксиса М., 1989.
  2. Ахутина Т. В., Игнатьева С. Ю., Максименко М. Ю., Полонская Н. Н., Пылаева Н. М., Яблокова Л. В. Методы нейропсихологического обследования детей 6-8 лет.// Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1996. № 2.
  3. Лурия А. Р. Травматическая афазия М., 1947.
  4. Лурия А. Р. Высшие корковые функции. 2-е изд. М., 1969.
  5. Полонская Н. Н., Яблокова Л. В. Развитие произвольности речевых процессов в младшем школьном возрасте// Школа здоровья. 1998. № 1.
  6. Цветкова Л. С., Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Методика оценки речи при афазии. М., 1981.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика