Система психологической поддержки образования

6804

Аннотация

В данной статье дано развернутое описание деятельности школьных психологических служб в США и Европе, рассказано об условиях подготовки психологов и организации их практической деятельности. Излагается история становления и развития государственной психологической службы образования в нашей стране. Описан многолетний эксперимент по введению в школах должности психолога и по проверке двух моделей психологической школьной службы. А так же анализируется система психологической подержи образования на примере города Москвы. Приведены подробные схемы организации психологической службы и даны основные направления ее развития на основе накопленного опыта.

Общая информация

Ключевые слова: подготовка психологов, психолого-медико-социальный центр, психологическая служба

Рубрика издания: Инновационные модели

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Рубцов В.В., Селявина Л.К., Малых С.Б. Система психологической поддержки образования // Психологическая наука и образование. 1999. Том 4. № 2.

Полный текст

Система психоёогической поддержки образова^ия

B.  В. Рубцов, доктор психологических наук, профессор;

Ё. К. Селявина;

C.  Б. Малых, доктор психоёогических наук, профессор

Современная государственная система психоёогической поддержки образования в Российской Федерации имеет нескоёько составёяющих: помимо разёичных центров психоёогиче­ской помощи (районных, городских и т. д.) это психоёогическая сёужба в детских до0коль- ных учреждениях, 0коёах и вузах, а также в детских сиротских учреждениях (приютах, детских домах, интернатах и т. д.). Все эти компоненты системы явёяются структурными под- раздеёениями образоватеёьных учреждений разёичного уровня. Основная цеёь государственной психоёогической сёужбы — повышение эффективности деятеёьности учреждений образования посредством гармонизации психического развития детей, предупреждения отклонений в их развитии и поведении.

Уровень цивиёизованности общества можно оценить по его отно0ению к детям. Страны, присоединив0иеся к Конвенции ОО^ о правах ребенка, стремятся максимально обеспечить условия, необходимые для физического, умственного, духовного, нравственного и социаяьного развития ребенка. В на0ей стране за посёедние годы для обеспечения права детей на образование разработаны и приняты новые законодатеёьные акты; появились инновационные образоватеёьные учреждения и формы работы, создающие вариативное образование с учетом индивидуальных особенностей учащихся; организуются новые типы воспитательно-образовательных учреждений для детей с отклонениями в развитии, детей- сирот и т. д. Государственная психологическая служба образования — структура, призванная в рамках общей концепции соблюдения права ребенка на достойный уровень жизни и полноценное психическое развитие обеспечить психологическую поддержку воспитания и образования, оказать квалифицированную помощь при наличии проблем и отклонений в развитии ребенка.

Прежде чем описать деятельность отечественной психологической системы поддержки образования, проанализируем имеющийся в этой области зарубежный опыт.

I.   Орга^зация психоёогической сёужбы в С0А и стра^ах Европы

Структура и организация деятельности психологической службы тесно связаны не только с принятой системой образования, но и с культурно-историческими, этническими и порой политическими особенностями страны. ^ациональные психологические службы разных азёичную структуру и свои характерные отёичия, хотя ре0ают сходные задачи.

Психоёогические службы создаются в первую очередь для наименее защищенной и наи- боёее зависимой части насеёения — для детей. В данном раздеёе описана организация пси- хоёогической сёужбы образования за рубежом. Боёее подробно представёена 0коёьная психоёогическая служба C0A, возник0ая в первые десятилетия XX в.; приводятся статистические данные о психологической службе в странах Европы.

1.  Организация психоёогической сёужбы помощи детям в C0A

В Соединенных 0татах Америки дети могут получить психологическую поддержку в муниципальной 0коле, муниципальном центре психического здоровья, у частного психолога- терапевта. Рассмотрим особенности 0кольной психологической службы в C0A.

Зарождение школъной психологии в C0A

0кольная психология в C0A формировалась на стыке детской психологии, клинической психологии и психологии специального обучения. В 1896 г. Ё. Уитмер на базе первой в C0A психологической клиники в Университете Пенсильвании организовал специальные курсы для педагогов и психологов-экспертов, работав0их с детьми, к которым неприменимы стандартные методы обучения. Позднее опыт Уитмера был ассимилирован при создании 0кольной психологической службы.

В течение следующих 50 лет 0кольная психология, как и другие прикладные сферы психологии, в C0A развивалась медленно. Критерии лицензирования, образовательные и профессиональные стандарты для 0кольных психологов были разработаны в 20-х гг. XX в., сначала в ^ю-Йорке, а затем и в других 0татах. По данным Валтера и Валлина (Walter, 1925; Wallin, 1914), до 1920 г. в C0A насчитывалось от 100 до 150 специалистов, практиковав0их в области 0кольной психологии, и ли0ь несколько из них были квалифицированными психологами.

К 1950 г. 10 университетов C0A предлагали специальные программы подготовки 0кольных психологов. Количество таких университетов (по данным Pagan, 1986) увеличилось до 30 к 1964 г., к 1965 г. их было уже 79, к 1972 г. — 153 и к 1984 г. — 211. За период с 1965 по 1984 г. количество 0кольных психологов возросло с 1000 до 7000 человек. Cейчас в C0A ежегодно около 2200 0кольных психологов получают дипломы об окончании выс0ей 0колы.

Современное состояние школъной психоёогической сёужбы в C0A

В настоящее время в C0A насчитывается 25 — 30 тыс. 0кольных психологов, которые работают во всех 50 0татах страны. Боль0е всего 0кольных психологов в густонаселенных 0татах ^ью-Йорк, Огайо, Калифорния и др.). Как и в других странах, 0кольных психологов боль0е в городах, чем в сельской местности. Разре0ение на работу 0кольным психологам1 выдается либо образовательным органом 0тата, либо психологическим департаментом администрации 0тата.

Во всех 0татах хоро0о развита национальная инфраструктура поддержки 0кольной психологии. Интересы психологов защищает Aмериканская психологическая ассоциация (далее — APA); 0кольные психологи представлены в APA отдельной секцией. Они имеют свою профессиональную организацию — это ^ациональная ассоциация 0кольных психоёогов (далее — NASP), насчитывающая 18 тыс. чёенов. Есть и другие национальные организации, работающие со 0коёьными психоёогами.

Существуют признаваемые профессиональным сообществом 0коёьных психоёогов ценности, принципы и нормы поведения. Отно0ения с работодатеёями, клиентами, педагогами, правовыми органами и обществом в цеёом (Oakland, 1986) регуёируются с помощью нормативных документов, разработанных Американской психоёогической ассоциацией. Это, в частности, «Этические принципы психоёогов» (1981), «Психология как профессия» (1968), «Этические принципы при проведении иссёедований на людях» (1973), «Стандарты обучающего и психоёогического тестирования» (1985), «Условия приема на работу психоёогов» (1972). Секцией 0кольной психологии разработаны такие нормативные документы, как «Руководство по условиям работы 0кольных психологов», «Государственные правовые нормы поддержки 0кольной психологической службы», и некоторые другие. Комплект стандартов, принятых Американской психологической ассоциацией, обеспечивает контроль профессиональных, научных, образовательных и этических аспектов деятельности 0кольных психологов («Стандарты обеспечения 0кольной психологической службы», «Стандарты для подтверждения уровня профессионализма в 0кольной психологии», «Принципы профессиональной этики» и др.).

Подготовка школьных психоёогов

Существует более 200 различных программ подготовки 0кольных психологов на уровне магистра, специалиста и доктора. В отличие от системы образования, принятой в Европе, в С0А нет программ по 0кольной психологии для студентов колледжей и университетов ниже уровня магистра. Подготовка по специальности «0кольная психология» на уровне магистра предполагает 1—2-годичную программу, включающую 10—15 курсов; на уровне специалиста — 3-го-дичную программу (не менее 20 курсов) и 1 год интернатуры под суперви- зорством. Подготовка на уровне доктора обычно включает 4—5-летнюю программу: 25— 35 курсов в течение 2—3 лет, год интернатуры под супервизорством и диссертационная работа.

Профессия 0кольного психолога предполагает владение 16 областями деятельности. К ним относятся управление классом, организация класса и социальная структура, межличностная коммуникация и консультирование, основные учебные навыки, главные жизненные навыки, эмоциональные/социальные навыки, работа с родителями, системное развитие и планирование, индивидуальное развитие, индивидуальные различия в развитии и обучении, отно0ения в 0кольном сообществе, обучение, правовые и этические аспекты профессии, тестирование, особенности мультикультурной ситуации, исследовательская и научная деятельность.

Есть две точки зрения на подготовку 0кольных психологов. Первая — сторонников докторского уровня образования у 0кольных психологов — признает наиболее эффективной модель ученого-практика. Вторая — сторонников додокторского уровня образования 0кольных психологов — ставит менее амбициозные цели и видит в 0кольных психологах хоро0их пользователей литературы.

Существуют различные представления и о том, к какой сфере следует относить 0коль- ную психологию: к образованию или к психологии. Психологи, работающие в 0коле, как правило, идентифицируют себя с коллегами в сфере образования, но при этом отмечают, что технология их работы и литература взяты в основном из психологии. Кроме того, практика деятельности 0кольных психологов имеет многие правовые и финансовые аспекты, которые выходят за рамки как образования, так и психологии.

Деятельность школьной психологической службы

Деятеёьность 0коёьной психоёогической сёужбы в C0A регуёируется федеральными законами, законами 0тата, местными традициями, стратегиями и практикой; финансовыми ресурсами, приоритетами развития, стилем действия фондов; национальными, 0татными и местными профессиональными стандартами; зависит от количества 0кольных психологов и качества их подготовки.

Служба имеет свою специфику в работе с до0кольниками, учениками начальной и средней 0колы. По данным Smith (1984), в среднем 0кольные психологи посвящают 5 % своего времени до0кольникам (3—5 лет), 60 % — ученикам начальной 0колы (6—12 лет), 20 % — ученикам млад0ей средней 0колы (13—15 лет), 15 % — ученикам стар0ей средней 0колы (16—18 лет).

Работа 0кольных психологов в основном связана со специальным обучением: 32 % своего времени они уделяют детям с синдромом неспособности к обучению, 22 % — детям с поведенческими и эмоциональными нарушениями, 14 % — детям с задержкой психического развития и 16 % — 0кольной популяции в целом. Значительно мень0е психологи работают с талантливыми и одаренными детьми (4 %), а также детьми с хроническими заболеваниями (3 %), физическими (2 %) и речевыми (2 %) расстройствами.

вопрос, как обычно распределено их время и как бы они хотели его распределить, 0кольные психологи отвечают, что 54 % времени (хотелось бы 40 %) уходит на тестирование, 23 % (против 30 % желаемого) — на различного рода корригирующее вме0ательство (например, каунслинг2, развивающие программы), 18 % (против 23 %) — на консультации, 1 % (против 4 %) — на исследовательскую работу.

Основные ^aпpaвле^ия деятельности школьной психоёогической службы

0кольные психологические службы чаще всего работают по 6 направлениям:

1)  индивидуальное тестирование с учениками, нуждающимися в специальном внимании. Оцениваются уровень когнитивного развития, эмоциональные, социальные и лингвистические характеристики. В качестве инструмента используются образовательные и психологические тесты;

2)  прямое вме0ательство, способствующее когнитивному, эмоциональному и социальному развитию. Используются такие формы работы, как обучение, тренинг, каунслинг и различные виды терапии;

3)  непрямое вме0ательство: работа с родителями, учителями, другими специалистами в области педагогики. Обычно непрямое вме0ательство включает в себя тестирование, участие в обучающих группах, каунслинг, консультации и сотрудничество;

4)   исследовательская и научная деятельность;

5)  супервизорство и административная работа: разработка и создание планов для 0кольных психологических служб, прием на работу и супервизорство, повышение квалификации 0кольных психологов, сотрудничество с другими психологическими и социальными службами;

6)  предупреждение и умень0ение различных негативных последствий отклоняющегося поведения. В основном эти программы ориентированы на девиантных подростков (нарко- и алкогольная зависимость, суициды, бросание 0колы, 0кольное насилие, ранняя беременность).

Осноеные пробёемы школьной психоёогии

Общие пробёемы 0коёьной психоёогии в C0A сказываются на состоянии 0коёьной психо- ёогической службы. Пробёемы можно подраздеёить на два основных класса — в профессиональной подготовке и в практической деятельности.

Подготоека психоёогое. ^еобходимо боль0е докторских программ для подготовки 0кольных психологов. Количество и качество интернатур мень0е, чем их требуется, и, как правило, они охватывают очень неболь0ую часть специальности. Преподаватели университета имеют неболь0ую зарплату и перегружены работой, поэтому у них не хватает времени на исследовательскую и другую научную деятельность. ^едостаточно количество стипендий для студентов.

Практическая деятельность. Очень высок показатель ухода из специальности; многие покидают работу после 10 лет практики. Вероятно, это обусловлено тем, что оплата труда не всегда соответствует сложности работы и объему профессиональных обязанностей 0кольного психолога.

Как отмечают психологи-практики, чаще всего они нуждаются в повышении квалификации, рас0ирении арсенала методик, налаживании контактов с коллегами, умень0ении технической нагрузки (отсутствие секретаря).

В подавляющем боль0инстве случаев 0кольные психологи — белые и свободно говорящие только на английском языке. В то же время население C0A все более становится двуязычным и более разнообразным по национальному составу. В результате 0кольные психологи часто оказываются не подготовленными к обслуживанию нужд 0кольной популяции.

Таковы особенности работы 0кольной психологической службы в C0A.

2.  Организация психоёогической Сёужбы в сmра^ах Европы

Европейской федерацией профессиональных психологических ассоциаций (European Fed­eration of Professional Psychologists Associations, далее — EFPPA) с октября 1994 г. по март 1997 г. специально изучался вопрос о подготовке и организации работы психологов в европейских странах. Всем ассоциациям, входящим в EFPPA, были разосланы специальные опросники.

Опираясь на отчет EFPPA «Психологи в системе европейского образования» (Psycholo­gists in the Educational System in Europe. April, 1997), мы свели обобщенные данные об особенностях работы психологов образования в Европе в специальную таблицу.

Из этой таблицы видно, что основной работодатель для 0кольных психологов и психологов образования — государственные или местные власти, а также органы управления образованием. Психологические службы находятся под патронажем государства, даже если они функционируют в частных образовательных учреждениях. ^агрузка 0кольных психологов достаточно велика; практически во всех странах на одного психолога приходится более 1000 детей (в среднем в Европе один психолог обслуживает 4700 детей). Психологической помощью обеспечиваются все дети до 18 лет, вне зависимости от того, где они обучаются (детский сад, 0кола, гимназия и т. п.). Интересным для отечественных специалистов представляется наиболее сходный с российским опыт Бельгии, где психолого-медико­социальные центры оказывают поддержку 0кольной психологической службе.

В боль0инстве европейских стран психолог образования должен пройти многолетний специальный курс обучения (хотя, в отличие от C0A, в некоторых странах Европы не требуется специального образования, достаточно иметь диплом профессионального психолога). Обычно специалист обязан иметь лицензию на работу 0кольным психологом (психологом образования), пройти программу профессиональных тренингов, практику в избранной области специализации.

^ет ни одной страны, где не существует профессионаёьных психоёогических сообществ (психоёогические ассоциации, союзы психоёогов образования и т. п.), хотя чёенство в них не всегда обязатеёьно. Психоёогические ассоциации способствуют обмену опытом между коёёегами, разрабатывают нормативные документы, защищают интересы клиентов и самих психоёогов образования, поддерживают высокий профессиональный стандарт деятельности специалистов-практиков.

3.  Основные особежости оргтизации психоёогической службы за рубежом

Краткий обзор организации психологической службы за рубежом свидетельствует, что в боль0инстве стран деятельность психологической службы строго регламентирована и регулируется законодательством и различными нормативными документами, разработанными профессиональными сообществами профессиональных психологов. Как правило, имеются наборы национальных стандартов, относящихся к практической деятельности и образованию специалистов психологической службы. Эффективным регулятором деятельности психологов образования являются этические стандарты (кодексы поведения, четко сформулированные этические принципы работы с клиентами и т. д.).

Многоступенчатое образование психолога обычно требует нескольких лет и обязательно сочетается с практикой в избранной области специализации (обычно с супервизорст- вом); каждый этап обучения завер0ается присвоением определенной квалификации (степени) и подтверждается дипломом, сертификатом или иным документом. В некоторых странах (например, в Великобритании) существуют единые регистры, без учета в которых практическая психологическая деятельность для конкретного специалиста невозможна. Государственные органы управления (обычно министерства образования или подобные) и многочисленные профессиональные ассоциации строго контролируют деятельность работников психологической службы.

II.    Система психоёогической поддержки образовали в России

1. Этапы формировании^ государственюй психоёогической службы образова^ия

В первые десятилетия XX в. в России бурно развивалось такое направление науки, как педология, 0ли поиски методов практической работы с детьми, разрабатывались и применялись в 0колах измерительные психологические инструменты (тесты). К сожалению, в 1936 г. процесс становления педологии был директивно прерван постановлением ЦК ВКПб «О педологических извращениях в системе наркомпросов». Развитие науки было заморожено на долгие годы, и ли0ь в конце 60-х гг. XX в. стали возникать условия для возрождения практической психологии в 0коле.

Современная система психологической поддержки образования начала формироваться в быв0ем СССР в 80-е гг.; впервые психологи стали работать в 0колах Эстонии (в общеобразовательных — с 1980 г., в спец0колах для трудных подростков — с 1975 г.). ^а начальном этапе деятельность 0кольных психологов была разрозненной, не имела четких организационных форм, не были определенно сформулированы ее цели и задачи, отсутствовало научное и методическое обеспечение. Теоретические и методические основы формирования психологической службы разрабатывались в Ёаборатории научных основ детской практической психологии ^ИИ ОПП АП^ СССР (ныне Психологический институт РАО); был проанализирован зарубежный опыт организации психологической службы. Сотрудники лаборатории провели многолетний эксперимент (начат в 1982 г.) по введению в 0колах должности психолога, по проверке двух моделей психологической 0кольной службы: 1) практическая работа психолога непосредственно в 0коле; 2) работа психолога в роно для

обслуживания всех 0коё района. В 1989 г. на основе анализа резуёьтатов этого эксперимента быёо разработано «Положение о психоёогической службе народного образования», сдеёан вывод о необходимости сочетания двух модеёей организации психоёогической сёужбы [6].

Свой вклад в становёение системы 0коёьной психоёогической сёужбы внесёи и первые конференции по этой пробёеме: I Всесоюзная конференция по пробёемам психоёогической сёужбы в СССР (1984), всесоюзная конференция Научно-практические пробёемы 0коль- ной психоёогической сёужбы» (1987). Участники обсуждали научные, методические и организационные пробёемы, опредеёяёи цеёи, задачи, основные виды деятеёьности психолога в 0коёе. Создание системы психоёогической сёужбы народного образования отвечало опредеёенным запросам практики, необходимости применять психоёогические знания в процессе воспитания и развития детей. С распадом СССР, началом мас0табных социально­экономических реформ появились и новые пробёемы, которые призвана ре0ать психоёо­гическая сёужба. Кризисные явёения в стране, снижение уровня жизни ёюдей не могли не сказаться на психоёогическом и соматическом статусе как родитеёей, так и детей. Вот некоторые сёедствия разёичных негативных процессов в стране: ухуд0аются показатеёи здоровья детей, постоянно растет детская преступность, увеёичивается коёичество дезадапти­рованных детей с разёичными пробёемами (отклонения в развитии и поведении, учебные трудности, дефекты мотивационной сферы и т. п.), снижается эффективность образования. Существует мощный социальный запрос, связанный с необходимостью психоёогической поддержки насеёения в условиях хронического социаёьного кризиса. Таким образом, к общим задачам психологической службы образования — обеспечению нормального, гармоничного психического развития — сегодня добавляются новые, в частности усиление работы с контингентом детей из «групп риска», профилактика детской преступности, помощь детям, находящимся в безвыходной ситуации, разработка системы экстренной, в том числе дистантной, психологической помощи (телефон доверия), и многие другие.

Современная система психологической службы образования, созданная ре0ением Коллегии Минобразования от 29 марта 1995 г., на ныне0нем этапе развития продолжает находиться в стадии становления, хотя уже проделана боль0ая организационная, научная и методическая работа. В следующих разделах мы проанализируем организацию системы психологической поддержки образования на примере Москвы, где деятельность психологов- практиков непосредственно в образовательных учреждениях разного типа сочетается с работой психолого-медико-социальных центров помощи детям и подросткам.

2.  Деятелычостъ школъмой психоёогической службы Москвы

В данном разделе мы ограничиваемся анализом деятельности московской 0кольной психологической службы (по материалам опроса, проведенного в декабре 1998 г.) и не рассматриваем работу практических психологов в до0кольных детских учреждениях, детских домах, приютах, а также в выс0их и специальных учебных заведениях.

Обеспеченность 0коё психоёогами

В табл. 1 представлены имеющиеся обобщенные данные о количестве 0кол в каждом из административных округов и наличии 0татных ставок психологов. Как видно из таблицы, не менее 50 % образовательных учреждений в каждом округе имеют возможность принять на работу специалиста-психолога. В среднем по городу 73,4 % общеобразовательных и иных 0кол имеют в своем 0татном расписании ставку психолога.

Таким образом, при наличии ставок психоёогов в 0татном расписании они, как прави- ёо, заполнены (на 1,21 ставки приходится 1,2 работающих). Следует отметить, что в основном психологи образования являются 0татными сотрудниками, тогда как совместители составляют мень0инство.

Итак, пока ли0ь немногим более трети 0кол имеют в своем расписании ставки психолога, но в среднем по городу на каждую 0колу приходится более одной такой ставки. Это, безусловно, является боль0им достижением. В каждом московском округе работает в среднем чуть более ста (106) психологов образования.

Особенности профессиональной подготовки психоёогов образов^ия

Базовое психоёогическое образование имеют ёИ0ь 46 % специалистов (реально эта цифра, вероятно, еще ниже), остаёьные ёибо поёучиёи второе выс0ее психоёогическое образование, ёибо закончили курсы повышения квалификации, ёибо имеёи иную психологическую подготовку (см. табл. 2).

Отметим, что альтернативные образовательные учреждения не всегда гарантируют высокое качество профессиональной подготовки выпускников. Из имеющих базовое психологическое образование боль0инство обучалось в педагогических институтах на психолого­педагогических факультетах.

Вообще, сегодня основные кадры 0кольных психологов рекрутируются из людей с педагогическим образованием, у боль0инства 0кольных психологов стаж педагогической работы значительно превышает психологический (см. табл. 2): средний педагогический стаж составляет 5,75 года, психологический — 2,74 года, т. е. сотрудники работают педагогами в среднем в два раза доль0е, чем психологами.

В целом, как видно из имеющихся данных, психологическая служба образования Москвы укомплектована кадрами, но боль0инство 0кольных психологов не имеют базового психологического образования и на данный момент нет единого профессионального стандарта подготовки специалистов-практиков.

Практическая деятельность школьных психоёогов

^аправление к психологу.

Дети, нуждающиеся в помощи, попадают на прием к 0кольному психологу различным образом:

по направлению 0колы — 29,7 %;

по инициативе родителей — 32,6 %;

по собственной инициативе -26,1 %;

другим путем — 11,6 % (в результате скринингового обследования, по совету знакомых, по направлению поликлиники, ПМПК и др.).

Как видно из приведеннытх даннытх, наиболее часто инициируют визит к психологу родители, которые сталкиваются с определенными проблемами в поведении ребенка, почти так же часто — работники 0колы.

Многие дети по собственной инициативе обращаются за квалифицированной психологической помощью. Все это свидетельствует о росте информированности населения, доверия сотрудникам 0кольной психологической службы. ^есмотря на это, можно отметить, что в разных округах активность 0кольных работников не одинакова и иногда очень низка (от 36 до 85 % 0кол направляют учеников к психологу); аналогичные выводы следует сделать и о поведении родителей. Очевидно, что пока еще не все родители и педагоги имеют полное представление о целях и возможностях психологической работы с учениками.

Категории клие^тов школьной психологической службы

Из табл. 3 видно, что основную долю клиентов 0кольного психолога составляют 0кольники млад0их и средних классов (дети 7—12 лет). а втором месте по частоте обращений — стар0еклассники (дети 12—18 лет) и родители (практически равное количество обращений), затем педагоги. Реже всего психологи работают (в порядке убывания) с до0кольни- ками (дети 3—7) лет, студентами; малышами (от младенчества до 3 лет).

Почти нет 0кол, в которытх за помощью не обращались бы1 родители и педагоги. Таким образом, взрослыю, вовлеченныю в процесс обучения и воспитания ребенка, обращаются за помощью к специалисту, а затем самостоятельно взаимодействуют с ребенком, корригируя его развитие. Поэтому консультационно-просветительское направление работы 0кольной психоёогической сёужбы явёяется очень важным и вносит существенный вклад в повьше- ние эффективности образования.

Основные проблемы клиентов школьной психоёогической службы.

Пробёемы клиентов можно усёовно раздеёить на три боёЬ0их бёока — 0коёьные, семейные, ёичные. ^аиболее часто встречаются запросы, связанные с учебой и умственным развитием детей (трудности обучения, отсутствие учебной мотивации, подготовка к 0коёе, отставание в умственном развитии, дефекты речи, педагогическая запущенность и др.). Основные пробёемы 0коёьников связаны, как правиёо, с отставанием в учебе из-за дефектов внимания, мотивации, интеёёекта; при этом респонденты особенно отмечают у многих 0коёьников устойчивое нежеёание учиться. Родитеёи чаще всего обращаются за консультацией по поводу трудностей в обучении и родительско-детских отно0ениях. В блоке личных проблем встречаются запросы, связанные с межличностными отно0ениями (со сверстниками, родителями, педагогами, иными взрослыми), конфликтностью, агрессивностью, эмоциональными проблемами, дезадаптацией, личностным развитием, самоопределением, самореализацией, развитием творческих способностей и т. д. Иногда клиенты обращаются с просьбой о профконсультировании, за помощью при наркозависимости ребенка или наличии других вредных привычек.

По материалам анкетирования можно выделить как особо значимые следующие проблемы, заявляемые клиентами: 1) трудности в обучении, обусловленные разными причинами; 2) проявления социальной дезадаптации; 3) проблемы межличностных отно0ений; 4) проблемы развития личности ребенка.

Варианты работы с клиентами. В среднем прием у 0кольного психолога длится 1 ч (от 20 мин до 2 ч); за год помощь в каждой 0кольной психологической службе получают около 180 человек:

0кольные психологи, основной задачей которых является диагностика и коррекция развития, используют как индивидуальные, так и групповые формы работы: тестирование; беседу с детьми, родителями и педагогами; мониторинг психического развития; определенные терапевтические приемы; тренинги в самой разнообразной форме; консультирование и многое другое. В цеёом можно сказать, что варианты работы с обратив0имися за помощью отличаются боёЬ0им разнообразием и обусловлены как актуальными нуждами клиентов, так и ёичными предпочтениями и уровнем квалификации 0коёьного психоёога. При необходимости клиенты направёяются дёя поёучения допоёнитеёьной помощи и кон- суёьтирования в ПМС-центры — окружные ёибо городские (50 % случаев), в соответствующие специаёизированные институты (18,8 %) иёи к частнопрактикующим специаёистам (16,3 %), в иные организации — поликлиники, органы социальной защиты и др. (14,7 %).

Методическая оснащенность школьной психологической службы

Сотрудникам 0коёьной психоёогической сёужбы дёя эффективной работы необходимо распоёагать банком диагностических методик, позволяющих адекватно оценивать особенности психического развития ребенка. Каким образом создается этот набор психометрических инструментов? Чаще всего респонденты отмечают, что при формировании арсенала методических средств используют разнообразные литературные источники (75,5 % респондентов). Очевидно, что такой способ имеет свои достоинства и недостатки и в определенной мере зависит от доступности научно-методической литературы, а также от уровня профессиональной подготовленности каждого конкретного специалиста.

Ёитературный поиск методических средств дополняется, как правило, результатами личного взаимодействия психологов-практиков с разработчиками методик, сотрудниками исследовательских психологических институтов, методистами ПМС-центров и т. п. (на индивидуальные контакты ссылаются 57,7 % респондентов). Самостоятельно создают необходимые для работы методические средства психологи, работающие приблизительно в трети 0кол (29 %). Собранные в результате анкетирования данные убедительно свидетельствуют о необходимости оснащения 0кольных психологов стандартным набором валидных методик, применение которых обеспечит сравнимость и надежность получаемых данных, четкую категоризацию информации.

Сами психологи (62,8 %) считают, что наилуч0ей помощью для них было бы обеспечение 0кол стандартным набором диагностических методик. Работники чуть менее половины 0кол (41,1 %) выступают за организацию курсов психодиагностики для специалистов- практиков; около четверти респондентов (25,2 %) хотели бы регулярно получать помощь высококвалифицированных специалистов в интерпретации результатов используемых методик.

Таким образом, наиболее актуальными при формировании банка методик для целей психологической службы можно считать два направления: 1) обеспечение всех 0кол тщательно разработанным стандартным набором диагностических методов; 2) совер0енство- вание системы повышения квалификации 0кольных психологов в области психодиагностики (курсы, специальная методическая литература, возможность консультаций со специалистами).

Техническая оснащенность школьной психологической службы

^а данный момент оснащенность 0кольной психологической службы оргтехникой и специальными приборами недостаточна. Так, на одну 0колу приходится в среднем 0,18компьютера, 0,16ксерокса; сканеры и принтеры есть в единичных 0колах (см. табл. 4); ли0ь некоторые имеют в своем распоряжении телевизоры, магнитофоны и т. п. Хуже всего 0кольные психологические службы оснащены аппаратурой для психофизиологических и иных специальных обследований детей. В определенной степени эти недостатки компенсируются возможностью направлять детей в ПМС-центры, другие специализированные учреждения.

0кольным психологам часто приходится работать в неболь0их помещениях (менее 10 кв. м), использовать чужие кабинеты или учебные классы. В луч0ем случае примерно в поёовине 0коё, имеющих ставки психоёогов, есть специально оборудованные, технически оснащенные кабинеты. ^аличие таких помещений важно не тоёько дёя психоёога, нуждающегося в соответствующих усёовиях дёя работы. Сама специфика деятеёьности психо­ёога такова, что для доверительного общения и эффективного взаимодействия с клиентом необходимо наличие определенной атмосферы, комфортной вне0ней среды.

11аправв'1е11Ш1 coвep0e^cmвoва^ия школьной психоёогической службы Москвы

(по материалам анкетного опроса)

Психологи образования, сталкиваясь с многочисленными проблемами в своей практической деятельности, вычленяют основные направления улуч0ения работы 0кольной психологической службы. ^а первое место респонденты ставят оснащение диагностическими методами (так отвечают психологи 59 % 0кол); на второе — переподготовку и повышение квалификации 0кольных психологов, возможно, на базе ПМСЦ (44,6 %); на третье (21,1 %) — изменение организационных форм работы (в том числе формулирование основных целей и задач службы, четкое определение прав и обязанностей психолога в 0коле, его функций, критериев эффективности деятельности и т. п.). Боль0инство считает полезным создание ассоциации психологов, работающих в столичном образовании, предполагая, что она поможет наладить снабжение литературой и методиками, обмен опытом, организацию конференций, семинаров, обеспечит научно-методическую поддержку, будет отстаивать профессиональные интересы психологов образования. Если обобщить ответы на вопрос анкеты «Что вы хотели бы усилить в ва0ей подготовке?», то можно сказать, что в основном требуется обучение различным методам работы — от диагностических, коррекционных, развивающих до терапевтических и патопсихологических, желательно с учетом специфики различных контингентов учащихся (учащиеся разного возраста, подростки с девиантным поведением, дети-инвалцды и т. п.). Итак, для улуч0ения работы 0кольной психологической службы Москвы необходимо: а) совер0енствование системы профессиональной подготовки и повышения квалификации 0кольных психологов; б) оснащение психологической службы стандартными, ваёидными и надежными психодиагностическими методиками и обучение работе с ними; в) обеспечение 0коёьных психоёогов научно-методической поддержкой.

3.  Деятеёшостъ психоёого-медико-социаёыых цетпров помощи детям и подросткам в Москве

В настоящее время в Москве существует 20 психоёого-медико-социаёьных центров (далее — ПМСЦ) при Московском комитете образования. Самый первый из ПМС-центров был создан в 1991 г.; за посёедние 3 года центры появились почти во всех административных округах города. ПМС-центры предоставёяют кваёифицированную комплексную помощь насеёению — детям, подросткам и их родитеёям, работникам образования, сотрудникам органов соци- аёьной защиты и др. В ПМСЦ работают медики, психоёоги, педагоги, социаёьные работники, юристы и другие профессионалы.

Общие характеристики ПМСЦ

Два из двадцати ПМСЦ имеют статус городских, явёяются крупными комплексными экспериментальными площадками, на которых отрабатываются организационные, научно­прикладные, методические техноёогии. При необходимости сотрудники окружных ПМСЦ направёяют клиентов для консультации в городские центры, распоёагающие наибоёее ква- ёифицированными специалистами и боёее мощной технической базой. Городские ПМСЦ обобщают опыт оказания помощи насеёению, собирают статистику, обеспечивают методическую поддержку работы как окружных ПМСЦ, так и 0коёьных психоёогов.

Между имеющимися ПМСЦ налажен обмен опытом, под эгидой МКО проводятся семинары, конференции, методические совещания. При ПМСЦ Москвы проходят Практику студенты соответствующих вузов, в них стажируются психологи, педагоги, социальные работники. Имеются специализированные ПМСЦ, ориентированные на помощь особому контингенту населения (дети раннего возраста; дети с нару0ениями развития; дети, подверг0иеся насилию; дети с трудностями в обучении и др.). Как правило, кадровый состав ПМСЦ формируется с учетом целей и задач каждого конкретного центра.

Таким образом, психолого-медико-социальные центры помощи детям и подросткам — инновационные государственные коррекционные учреждения в системе образования - обеспечивают как помощь клиентам, так и поддержку профессиональной деятельности психологов-практиков, работающих непосредственно в 0колах, детских садах, интернатах и других образовательных учреждениях. Совместная деятельность ПМСЦ и 0кольных психологов направлена на достижение общей цели — гармонизацию психического развития детей и тем самым повышение эффективности образования.

Кадровый состав ПМСЦ

Более крупные центры, включая городские, располагают в среднем 60 0татными единицами. ПМСЦ окружного статуса имеют в среднем 45 единиц 0тата. Вакансий в центрах обычно нет. В ПМСЦ работают специалисты с профильным образованием, в том числе имеющие ученые степени и научные звания (в среднем 6 сотрудников с ученой степенью, включая совместителей). ^а каждый ПМСЦ приходится в среднем 10 — 11 совместителей, включая работников вспомогательных служб. Совместители-специалисты (медики, педагоги, психологи) часто являются профессионалами выс0ей квалификации, их основное место работы — ведущие научные и учебные профильные учреждения (МГУ, ММА им. Сеченова, ПИ РАО, ШЦ ССП им. Сербского, ИП РАН, МГППИ и др.).

Ставки педагогов, психологов, медиков (врачей и медсестер), методистов и различных специалистов, непосредственно оказывающих помощь населению и ведущих научно­методическую работу, составляют 67,4 % от общего числа 0татных единиц ПМСЦ; с учетом ставок руководитеёей структурных подраздеёений эта цифра равняется 71,8 %. ^а доёю административных работников приходится окоёо 13 %о от общего 0тата ПМСЦ; на доёю работников вспомогатеёьных служб и мёад0его персонала (ёаборанты, рабочие, дворники и т. п.) — окоёо 15 %.

ООрганизационная структура ПМСЦ

Структурные подразделения ПМСЦ, обеспечивающие реализацию программ помощи населению, соответствуют ориентации центра на определенные виды помощи. ^аиболее типично структурирование центров в соответствии с типом оказываемой помощи. Как правило, в ПМСЦ существуют психолого-педагогический, медицинский и социальный отделы, дополняемые диагностическими и консультационно-коррекционными отделениями.

Дополнительные критерии структурирования центров связаны, как правило, с характеристиками основных клиентов центра (подотделы помощи детям разного возраста — до- 0кольникам, детям 7-12 лет, подросткам и т. п.; отделы дома0него визитирования детей млад0его возраста; помощи семье/родителям; помощи работникам образовательных учреждений) либо с подразделением коррекционной и терапевтической работы на индивидуальную и групповую (отделы индивидуальной и групповой терапии и коррекции).

Существует также общий для многих ПМСЦ вид структурного подразделения — научно­аналитический отдел. В его функции входит: 1) научно-методическая работа — научные исследования, мониторинги, социологические обследования, разработка специальных программ помощи, методическое обеспечение (в том числе разработка и апробация методик); проведение семинаров и конференций для собственных сотрудников и для других специалистов; 2) информационно-аналитическая работа — анализ деятельности центра, рекламная деятельность, разработка памяток, информационных материалов для детей и родителей. В работе центров отчетливо выделяется образовательно-просветительское направление, связанное с обеспечением дополнительных возможностей развития детей и повышением информированности общества по проблемам психического и соматического здоровья (развивающее обучение для детей, лекции для населения, подготовка публикаций, стажировка студентов и иных специалистов и т. п.).

В целом формирование структуры ПМСЦ существенно зависит от наличия профессиональных кадров, а также от материальных возможностей и ресурсов ПМСЦ.

Причины обращения кёие^тов в ПМСЦ

^аиболее часто в качестве причины обращения клиентов в ПМС-центры упоминаются поведенческие проблемы, коммуникативные трудности, 0кольная неуспеваемость, задержка психического развития, речевые нарушения, а также многие другие отклонения в поведении и развитии, которые препятствуют социализации и успе0ному обучению ребенка. За невозможностью привести полные статистические данные мы ограничимся анализом распределения причин обращения, проделанным крупным городским комплексом социальной помощи детям и подросткам. Судя по материалам анкет других центров, эти данные можно рассматривать как обобщенные.

Как видно из табл. 5, отклонения в поведении и психическом развитии в совокупности со 0кольной неуспеваемостью составляют основной массив (81 %о) проблем, с которыми клиенты приходят в ПМСЦ. Весьма интересно сравнить структуру причины обращений в ПМСЦ с содержанием анонимных запросов абонентов телефона доверия, который существует при другом городском ПМСЦ — Экспериментальном комплексе социальной помощи детям и подросткам (ЭКСПДиП).

^а телефон доверия в ЭКСПДиП за один календарный год (с 01.07.97 по 30.06.98 г.) поступило 16 400 звонков с просьбой об анонимной помощи, при этом в 5 % случаев обраща- ёись потенциальные суициденты иёи дети в ситуации дома0него насилия; 40 % звонков поступило от родитеёей. Содержатеёьно запросы детей и родитеёей, по данным ЭКСПДиП, распредеёяются следующим образом (в %):

семейные пробёемы — 30; ёюбовные отно0ения — 22;

пробёемы с наркотиками — 10;

неудачи в 0коёе — 6;

отно0ения со сверстниками — 6;

асоциальное поведение подростков — 6; сексуальное поведение детей — 5;

смысл жизни — 5;

выбор профессии — 4;

зависимость от религиозных сект — 4.

Анализ статистически значительного массива анонимных обращений позволил сотрудникам Экспериментального комплекса выявить проявив0иеся в 1998 г. наиболее тревожные тенденции, такие, как 1) наркотическая зависимость детей и подростков; 2) увеличение случаев насилия — сексуального, физического, психического — над детьми; 3) зависимость детей и подростков от деструктивных сект. Специализированным ПМСЦ «Озон», где также функционирует телефон доверия, отмечаются аналогичные тенденции, при этом за последнее время зафиксирован рост количества кризисных звонков (когда ребенок считает, что находится в безвыходной ситуации), в том числе от потенциальные суицидентов. Такой рост, по данным литературы, следует рассматривать как свидетельство информированности детей и доверия к работникам психологической службы.

Очевидно, что анонимные телефонные запросы и поводы для обращений непосредственно в ПМСЦ содержательно различаются. Существует круг детских, подростковых и родительских трудностей, которые пока остаются вне поля зрения боль0инства ПМСЦ. В определенной степени эта проблема ре0ается специализированными ПМСЦ (для детей, под- верг0ихся насилию; приют и 0кола в ЭКСПДиП для детей со сложностями социализации), но эти центры имеют дело с уже запущенными случаями, с последствиями тех затруднений, которые не быыли сняты1 рань0е. Вероятно, есть необходимость в разработке специальной городской программы помощи в соответствии с имеющимися запросами.

Каким путем кёиенты попадают в ПМСЦ

В настоящее время многие родитеёи не осведомлены о том, что существует возможность поёучения кваёифицированной помощи детям в специальнытх государственных центрах. ^а консультацию в ПМСЦ дети и родитеёи попадают по-разному, в частности сёедующим образом:

•     по направёению 0коё — 25,6 %, поёиклиник — 8,15 %, ДДУ — 10,8 %;

•     в результате скрининговых программ в детских коллективах -19,8 %;

•     по инициативе родителей — 41,8 %;

•     другим путем (самостоятельно, по направлению муниципальные учреждений, в результате работы специалистов центра на улицах и т. п.) — 6,5 %.

Приблизительно каждый 20-й ребенок сам обращается в ПМСЦ. Роль скрининговых программ в выявлении детей, нуждающихся в помощи, не следует переоценивать, поскольку их упоминают ли0ь 5 ПМСЦ. Главными инициаторами направления ребенка на консультацию в ПМСЦ являются родители и сотрудники образовательных детских учреждений (0кол, детских садов и т. п.).

По имеющимся данным, инициирующая активность медицинских и муниципальные учреждений весьма невысока; боль0ую роль в получении информации о ПМСЦ играют личные контакты и реклама в СМИ. Очевидно, что население пока недостаточно информировано не только о возможностях, но и самом существовании ПМСЦ.

Первичный (ко^cуёътатив^ый) прием

Первым этапом при взаимодействии с клиентом в ПМСЦ является первичный прием, во время которого выявляется проблема, определяется ПМС-статус ребенка, дается консультация и в случае необходимости клиент направляется для дальней0ей работа к следующему специалисту центра либо иного учреждения. Первичный прием осуществляется разными специалистами, как психологами, так и медиками и педагогами. Из психологов наиболее часто ведут первичный прием (в порядке убывания) возрастной психолог, нейропсихолог, детский психолог, патопсихолог; из врачей — невропатолог, психиатр, психоневролог; из педагогов — педагог-психолог, социальный педагог, логопед, дефектолог.

Продолжительность первичного приема колеблется от 30 мин. у валеолога до 3 ч. у юриста и психолога. Педагоги принимают в среднем 1—1,5 ч. Как отмечено в аналитическом отчете одного из ПМСЦ, диагностика психофизиологического статуса осуществляется в 30 % случаев от всего количества обращений.

ООказаиие квалифицироважой помощи

Вариасы работы с кёиеетом

После первичного приема и выявления проблемы^ если нельзя ограничиться консультированием, ребенок направляется на дополнительное обследование к другим специалистам центра, ему назначается курс индивидуальной или групповой коррекции. При невозможности оказать необходимую помощь непосредственно в данном ПМСЦ детей направляют, как правило, 1) в медицинские учреждения — лечебные, профилактические, научно­исследовательские (больницы, диспансеры, ^ИИ); 2) в специализированные государственные образовательные учреждения (вспомогательные 0колы, логопедические детсады, приюты, интернаты и др.); при необходимости ребенка направляют на медико­психологическую комиссию для изменения профиля обучения; 3) в коррекционно­педагогические или учреждения дополнительного образования (в иной ПМСЦ, в клубы, центры интеллектуального творчества и т. п.); 4) в отдельных случаях — в органы социальной защиты и/или ОВД (ситуация нару0ения прав ребенка; жестокое обращение или насилие; правонару0ения и т. п.).

При возможности оказания помощи непосредственно в ПМСЦ посёе этапа первичного приема существуют сёедующие варианты работы с клиентом: допоёнитеёьные диагностические исследования; направёение на МПП-консиёиум специалистов ПМСЦ; индивидуальная коррекция; групповая коррекция; работа с педагогами допоёнитеёьного образования; консультирование и/иёи терапия родитеёей; динамическое набёюдение (постановка на диспансерный учет); дома0нее визитирование (для детей раннего возраста); надомное обучение, осуществёяемое специалистами ПМСЦ; обучение в 0коёе, проживание в интернате компёекса ПДиП; медицинская помощь (ёечение), в стационаре ПМСЦ.

Ивдивидуалшая работа

Индивидуаёьную иёи групповую работу с клиентами осуществёяют практически все специалисты ПМСЦ. Сеанс индивидуальной работы с ребенком длится от 20 мин у врача- рефёексотерапевта до 1,5—2 ч у психоёога иёи дефектоёога (в среднем продоёжитеёьность приема окоёо часа); длитеёьность курса индивидуальной коррекции — от 1—6 месяцев в среднем до 2 лет у логопеда, психотерапевта и до 3 лет для детей с РДА.

В целом (данные 12 центров) индивидуально работают с ребенком около 15 специалистов на один ПМСЦ (это психологи, врачи и педагоги разной специализации). С учетом почасовой недельной нагрузки (от 4 до 12 ч для разных специалистов) каждый ПМСЦ обеспечивает от 60 до 180 ч квалифицированной помощи детям 2—18 лет в режиме индивидуальных занятий.

Групповая работа

Групповая коррекция также осуществляется разными специалистами ПМСЦ (наиболее часто это нейропсихологи, логопеды и дефектологи, психологи и психотерапевты, педагоги- психологи и социальные педагоги, педагоги дополнительного образования). Количество детей в коррекционных группах может быть различным и колеблется от 2—3 (для пере- жив0их насилие детей) до 10—15 в тренинговых группах; психотерапевтические группы состоят, как правило, из 4—10 детей. Продолжительность одного группового занятия в среднем около 1,5 ч (минимум — 30 мин для до0кольников, максимум — 3 ч в группах социально-психологической адаптации подростков). Курс групповых занятий длится обычно 3—6 месяцев, иногда год. Группы включают детей разного возраста — от 2 до 18 лет; существуют группы для до0кольников (2-7 лет), млад0их 0кольников (7—10 лет) и подростков (11—18 лет).

Коррекционо-терапевтические группы можно подразделить на несколько типов: подготовка к 0коле, коррекция речевых нарушений, коррекция когнитивных расстройств, коррекция личностных и эмоциональных нарушений, коррекция коммуникативной сферы (тренинги общения и т. п.), коррекция моторной сферы, коррекция родительско-детских отно0ений, семейная терапия, профилактика (вредных привычек, аддитивного поведения и т. п.), развивающее обучение (в том числе на базе предметной среды Ёего), лечебно­профилактические группы (астма-0кола, кинезиотерапия и т. п.), психотерапия (терапия травмирующих переживаний, арттерапия и др.).

Имеются центры, уделяющие боль0е внимания коррекции речевых навыков, когнитивного развития либо нарушений эмоциональной сферы и т. п., есть осуществляющие специальные медико-профилактические программы (для детей, болеющих астмой, для детей с ДЦП и др.), а также ориентированные в первую очередь на оказание методической помощи ДОУ. Известны формы работы, которые можно считать инновационными: группа «Мультимедийные технологии в образовании», стационарная группа для воспитанников ДОУ, выявленных в процессе обследования специалистами ПМСЦ, некоторые другие.

В процесс терапии и коррекции, есёи это необходимо, вовёекаются и родитеёи, которые помимо этого всегда могут поёучить грамотную консуёьтацию по работе с пробёемой ребенка.

И^1е формы работы

Кроме первичного приема и консуёьтирования, диагностики, групповой и/иёи индивидуальной коррекции, терапии, реабиёитации в ПМСЦ практикуются иные формы1 работы1 с детьми и/иёи родитеёями, сотрудниками до0коёьных учреждений. Это семейные клубы дёя родителей на базе опорных ДОУ или в рамках муниципального округа, университет для родителей, кинолекторий, тренинги для родителей, в том числе для имеющих детей- инвалидов, группы временного пребывания детей, не посещающих ДОУ, разнообразные кружки, секции, специализированные подразделения (например, по работе с одаренными детьми) и многое другое. Специалисты ПМСЦ практикуют и на улице (социальные педагоги) с целью профилактики правонарушений, помощи трудным подросткам, сбора социологической информации.

^аиболь0им разнообразием форм и видов помощи детям и подросткам характеризуется городской Экспериментальный комплекс ПДиП. В этом центре есть санаторно-лесная и профессиональная 0колы, медицинский стационар, интернат и отделение постинтернат­ной адаптации, Центр дополнительного образования, действует телефон доверия. Центр оказывает консультативную и методическую помощь окружным ПМСЦ. Клиенты экспериментального КСПДиП получают всю возможную помощь, включая юридические консультации и социальную поддержку.

Процесс оказания помощи с момента обращения в ПМСЦ фиксируется в различных типовых документах, которые позволяют проводить также аналитико-статистическую работу. ^а постоянной основе аналитическая работа проводится в двух городских КСПДиП, тогда как в окружных ПМСЦ специальной обработкой информации о работе центра занимаются, скорее всего, несистематически. В некоторых ПМСЦ индивидуальная карта ребенка и другая документация хранятся в электронном виде, а иногда имеется и локальная компьютерная сеть (ЭКСПДиП), что позволяет ускорить получение информации, умень0ает поток печатной документации.

Возраст клиентов ПМСЦ

Возраст клиентов, с которыми, как правило, работает конкретный ПМСЦ, различен. Как следует из имеющихся данных, клиентами стар0е 16 лет занимаются мало ПМС-центров. В основном специалисты центра оказывают помощь до0кольникам и детям 7—12 лет, т. е. млад0им 0кольникам и детям раннего подросткового возраста. При этом, например, в двух вспомогательных 0колах ЭКСПДиП, куда попадают «проблемные» подростки из различных московских 0кол, удельный вес учащихся от 16 лет и стар0е составляет 41 %, от 14 до 16 лет — 48 %о, млад0е 14 лет — 10 %о, Эти данные подтверждают необходимость усиления помощи подросткам среднего и стар0его возраста, особенно потому, что в возрасте 16—18 лет юно0и и девушки сталкиваются со специфическими проблемами, не характерными для иных возрастных периодов. Возраст перехода к взрослой, самостоятельной жизни — важней0ий участок жизненного пути, и ограничивать работу ПМСЦ в основном рубежом в 16 лет представляется неправильным (либо необходимо обеспечить 16—18-летних помощью в иных специальных ПМС-учреждениях).

В целом можно считать, что в Москве возможность получения квалифицированной медико-психолого-социальной помощи обеспечена для детей и подростков всех возрастов - от раннего детства до юности.

Методическая и ^ayч^o-мemoдuчecкaя деятельность ПМСЦ

Распоёагая необходимой материальной базой и профессиональными кадрами, ПМСЦ имеют возможность проводить разнообразную научно-методическую работу ^МР). По представленным данным, ^МР можно подраздеёить на аналитическую, научно- иссёедоватеёьскую, методическую внутри ПМСЦ; методическую помощь специаёистам об- разоватеёьных и иных учреждений; просветитеёьскую помощь сотрудникам муниципальных административных органов и ОВД.

Сотрудники ПМСЦ в той или иной форме постоянно повышают свою квалификацию, обмениваются опытом со специалистами других ПМСЦ, иных учреждений (опыт ПМСЦ Москвы перенимают представитеёи боёее 100 регионов), участвуют в региональных и международных конференциях, проводят научно-иссёедоватеёьскую работу. По непоёным данным (12 ПМСЦ), на один ПМСЦ приходится 2—3 аспиранта и/иёи соискатеёя ученой степени. Они обучаются в очной или заочной аспирантуре, явёяются соискатеёями сёедующих учреждений: МПГУ, КСПДиП, МГУ, МГППИ, ИЁИ РАО, ИСиВ РАО, Института мол од ежи, ШЦ ССП им. Сербского, ИП РА^ Института личности, Института детской гематологии, Ц^ИКВИ им. Короленко. ПМСЦ также участвуют в процессе обучения и подготовки профильных специалистов: на базе ПМСЦ проходят учебную, педагогическую, производственную практику студенты учебных институтов и колледжей (МГУ, МГПУ, Московский социально-педагогический колледж).

Осуществляя помощь детям и научно-методическое обеспечение своей деятельности, работники ПМСЦ сотрудничают со множеством разнообразных вне0них организаций, среди которых подразделения МКО, научно-исследовательские и учебные институты (государственные и иные), медицинские учреждения (клинические больницы, поликлиники, диспансеры), детские образовательные учреждения (интернаты, 0колы, ДОУ и др.), различные общественные организации, благотворительные фонды.

^аучные, исследовательские проекты и специальные программы помощи детям, в которых участвуют сотрудники ПМСЦ, соответствуют основным направлениям деятельности ПМСЦ и их специализации. Как основные ПМСЦ выделяют следующие направления работы: оказание психологической и медицинской помощи, подготовка детей к 0коле, социальная реабилитация, правовая поддержка и защита прав детей, профилактика правонару- 0ений, социальной дезадаптации и отклонений в поведении и психическом развитии, внедрение и оценка различных методов работы с детьми и родителями, методическое обеспечение работы центров.

Критерии эффектившсти помощи детям и подросткам

Специалисты ПМСЦ пользуются различными критериями и способами оценки эффективности своей деятельности. Помимо объективных критериев эффективности (нейропсихологическое, психофизиологическое исследования, уровень заболеваемости и иные медицинские критерии, 0кольная успеваемость) упоминаются повторное обращение, мониторинг, сравнительный диагноз развития, диагностика личностных характеристик, экспертные оценки родителей и специалистов, отзывы клиентов, самоотчет. В порядке эксперимента в ЭКС- ПДиП разработаны комплексные критерии оценки здоровья ребенка и уровня усвоения 0кольной программы воспитанниками вспомогательных 0кол, что позволяет количественно сравнивать состояние ребенка в разные моменты времени. Два центра из 14 анкетированных считают достаточным оценивать уровень профессионального соответствия специалистов (по итогам аттестации один раз в год или по специальной методике).

Если в случае коррекции медицинского, педагогического, социального статуса ребенка существуют объективные критерии эффективности или инструментальные средства контроля, то при оказании психологической помощи проблема оценки эффективности более сложна. Явно недостаточно либо вовсе не используются стандартизованные измерительные

инструменты (тесты), применение которых позвоёиёо бы а) осуществлять сравнитеёьный анализ диагнозов, б) контроёировать процесс оказания помощи. Гёавная пробёема заключается в том, что не существует стандартного аёгоритма и критериев компёексной оценки эффективности деятеёьности специалистов ПМСЦ. Как отмечено в анкете одного из центров, оценка дается «каждым из команды специалистов по своей схеме». Пробёема оценки эффективности тесно связана с пробёемой оснащенности центров аппаратурой и методическими разработками.

Оспащенносии, ПМСЦ

Оргтехника и аппаратура

Как правило, оснащенность ПМСЦ оргтехникой и расходными материалами достаточна. К проблемам следует отнести то, что некоторые ^ПМЦ оснащены компьютерами системы Macintosh, тогда как имеющееся программное обеспечение, в том числе диагностические комплексы, разработано для компьютеров системы IBM, не совместимых с Macintosh. Для ре0ения этой проблемы необходима адаптация соответствующего программного обеспечения либо унификация компьютеров (переход на систему IBM).

ПМСЦ располагают различными аппаратурными комплексами, позволяющими осуществлять инструментальную диагностику. Это психофизиологическая и медицинская аппаратура для получения ЭЭГ, ЭКГ и других объективных показателей. Существует запрос на дополнительное обеспечение такого вида техникой, потребность в которой удовлетворена не полностью.

Диагностические методики

ПМСЦ не обеспечиваются стандартизованными, адаптированными для целей ПМСЦ методиками. Банки методик каждый центр формирует стихийно. ^а этот процесс влияют доступность методической литературы, профессиональная квалификация и предпочтения сотрудников, личные контакты с разработчиками различных методик. Адекватность применения и валидность используемых психодиагностических техник на данном этапе развития ПМСЦ специально не проанализирована. Многие методики разрабатываются непосредственно в центрах, исходя из текущих потребностей и ориентации на определенный контингент клиентов. В целом набор методик, используемых сотрудниками ПМСЦ в своей работе, достаточно разнообразен: проективные методики, тесты диагностики умственного развития, личностные опросники, анкеты, диагностические нейропсихологические методики и т. д., некоторые — в компьютерном варианте. В своей работе каждый из специалистов центра использует собственный набор методик, что делает оценки развития детей сотрудниками разных центров несопоставимыми.

Боль0инство центров испытывают настоятельную потребность в обеспечении стандартным банком методик, адаптированных для возрастного и нозологического контингента ПМСЦ. Ре0ение этой задачи позволит улуч0ить дифференциальную диагностику, комплексную оценку ПМС-статуса детей и оценку эффективности помощи клиентам, обеспечит сопоставимость данных о работе разных ПМСЦ. В анкетах центров присутствует запрос на курсы общей и специальной психодиагностики для специалистов. Пока проблема централизованного обеспечения стандартными диагностическими методиками и повышения квалификации в области психодиагностики остается неразре0енной.

Актуальное состояние системы ПМСЦ Москвы

^а сегодня0ний день ПМСЦ Москвы в целом обеспечены необходимой техникой и аппаратурой, профессиональными кадрами, централизованной методической, научной, консультативной поддержкой различных учреждений (специальные отделы МКО, научно-

иссёедоватеёьские учреждения, система повышения квалификации специалистов). ПМСЦ проводят боёЬ0ую работу по оказанию помощи насеёению — детям и подросткам в возрасте до 18 ёет, родитеёям, работникам образоватеёьных и иных учреждений, — ведут научные иссёедования, участвуют в подготовке профиёьных кадров.

Существуют ёинии развития ПМСЦ, которые на данный момент могут рассматриваться как приоритетные. Это, в частности, информирование насеёения и работников образова­теёьных, административных и иных учреждений о возможности поёучения помощи в ПМСЦ; рас0ирение диапазона оказываемой помощи с опорой на данные о работе телефонов доверия; усиёение работы с контингентом клиентов стар0его подросткового и юно0е- ского возраста (особенно 16—18 лет); разработка и централизованное обеспечение ПМСЦ стандартным банком диагностических методик, организация курсов психодиагностики (в сочетании с системой аттестации) для сотрудников центров.

4.   Общие пробёемы московской системы психоёогической поддержки образования

Система психологической поддержки образования в Москве находится в стадии формирования. Обобщение результатов работы психологов-практиков, работающих в Москве, осуществляют специальные структурные подразделения органов образования (в частности, ПМСЦ). Разработаны методические пособия, определенный инструментарий практического психолога, проводятся семинары и конференции, существует система повышения квалификации для работников психологической службы. знания, накопленные детской, возрастной, специальной психологией и другими отраслями науки, ассимилируются очень медленно; профильных специалистов пока не хватает, хотя ставки практических психологов имеются в учреждениях образования всех уровней.

Поэтому сегодня усиливается роль вузовской подготовки практических психологов специально для системы общего образования. Впервые в стране создан государственный институт, который готовит специалистов для практической психологической работы в учреждениях образования (Московский городской психолого-педагогический институт). Переподготовка и повышение квалификации сотрудников психологической службы осуществляется на базе. МИПКРО и других институтов повышения квалификации работников образования; постоянно действуют разнообразные курсы, организуются семинары, конференции, осуществляется обобщение и обмен опытом между коллегами. ^аучно-методическую помощь и консультирование сотрудников психологической службы образования осуществляют специалисты профильных научно-исследовательских институтов (например, Психологического института РАО), но зачастую такая помощь базируется ли0ь на личных профессиональных контактах.

^а данный момент не существует единого образовательного стандарта подготовки соответствующих специалистов, нет типового положения о работе ПМСЦ и иных подразделений психологической службы, не разработаны система аттестации работников психологической службы, критерии эффективности деятельности психологической службы, единая система документации, отсутствует стандартный диагностический набор для психолога образования и т. п. В своей работе психологи службы опираются на различные научные концепции, подходы к диагностике и коррекции развития; при этом выбор идеологии и методов работы зависит от уровня квалифицированности и личных пристрастий конкретного специалиста и не всегда адекватен практическим задачам. Систематическая научно-теоретическая работа не налажена, не осуществляется планомерная деятельность по интеграции накопленных психологических знаний для нужд системы психологической поддержки образования.

Актуальной для Москвы в настоящее время следует считать задачу создания Центра психологической службы образования — головной структуры, которая координировала бы деятельность психологов образования. (Организация подобной структуры возможна на разёичных уровнях — городском, региональном, а в перспективе — в мас0табе всей страны.) Создание подобного психоёогического центра позвоёит упорядочить работу, организацию, материаёьное снабжение отдеёьных психоёогических сёужб, обеспечить их научно­методическими разработками, интегрировать научные, прикладные и практические аспекты деятеёьности психоёогов образования, постоянно повышать квалификацию сотрудников, ввести единую систему аттестации кадров. Курировать работу Центра психоёогической сёужбы доёжны, вероятно, соответствующие комитеты образования.

5.  Система психоёогической поддержки образова^ия Москвы как модель развития психоёогической службы помощи детям и подросткам

Анализ деятеёьности системы психоёогической поддержки образования Москвы позвоёиё оценить ее современное состояние, обобщить результаты работы психологов-практиков. К достоинствам организационной структуры столичной системы психологической помощи следует отнести: 1) многоуровневость системы, ее интегрированность в общую структуру образования (система формируется под эгидой Московского комитета образования); 2) наличие учреждений разного типа для оказания помощи населению (ПМСЦ, 0кольные психологические службы и др.); 3) разветвленность сети психологических учреждений города, их доступность для жителей всех районов и округов Москвы. Идет постоянный, живой поиск эффективных форм работы, совер0енствование организационной структуры, научно­методического обеспечения. Жители города в определенной степени информированы о возможности получения квалифицированной психологической помощи и активно пользуются услугами психологических учреждений в системе образования.

^а сегодня0ний день система психологической поддержки образования Москвы является, вероятно, наиболее эффективной, организационно продуманной и хоро0о оснащенной в стране. Это позволяет предположить, что опыт московского комитета образования может быть использован как модельный при разработке типового проекта организации системы психологической помощи детям и подросткам и формировании подобных служб в разных регионах России.

III.    Прищипы оргэдизации и ^аправёе^ия развития отечестве^ой психоёогической системы поддержки образова^ия

Из описания предыстории современной отечественной психологической службы, анализа деятельности психологов образования в Москве и за рубежом необходимо извлечь все ценное, что может послужить базой для совер0енствования отечественной системы психологической поддержки образования. В этом разделе мы попытаемся обобщить накопленный к настоящему времени в на0ей стране и за рубежом опыт и сделать определенные выводы о направлении развития российской психологической службы образования.

1. Общие принципы организации психологической службы образова^ия

Основные цели и задачи психоёогической службы образования

Цели и задачи психологической службы в на0ей стране плавно эволюционировали от простой диагностики (например, определение готовности к 0коле) до обеспечения психологической поддержки целостного процесса воспитания и развития. Все это соответствует опыту формирования психологической службы различных стран, которые вначале ре0али главным образом задачи отбора и селекции детей на основе применения стандартных диагностических процедур (это и С0А, и европейские страны, такие, как Франция, Германия и

др.). В развитых системах психоёогической службы, как правиёо, диагностика является ёИ0ь частью комплекса процедур, направёенных на коррекцию и оптимизацию психического развития.

Анализ деятеёьности психоёогической сёужбы в на0ей стране и за рубежом позвоёяет сформулировать основную цеёь системы психоёогической поддержки образования — повышение эффективности деятеёьности учреждений образования путем содействия полноценному психическому развитию детей. Для достижения этой цеёи в Российской Федерации организована работа психологов непосредственно в 0коёах, детских садах и т. п., созданы структуры, призванные координировать и обобщать результаты практической работы на местах, такие, как ПМСЦ помощи детям и подросткам или специальные подразделения комитетов образования.

В соответствии с основной целью своей деятельности сотрудники государственной психологической службы образования сегодня ре0ают следующие общие задачи:

•     диагностика и мониторинг психического развития,

•     коррекция развития — личностного и интеллектуального,

•     социальная и психологическая реабилитация,

•     помощь в разре0ении межличностных конфликтов,

•     психологическая поддержка дополнительного образования,

•     профилактика детских правонарушений и отклонений в развитии,

•     помощь детям в кризисных ситуациях,

•     психологическая поддержка больных детей,

•     консультирование детей, родителей, педагогов и социальных работников,

•     а также отдельные задачи, обусловленные спецификой образовательного учреждения (например, интернат для детей-инвалидов и т. п.).

Формы работы психологов-практиков различны — это консультирование, постановка диагноза, в том числе с применением аппаратурных методик; коррекционная (индивидуальная и групповая) работа; психотерапевтическая работа, в том числе проведение тренингов; профилактическая и просветительская деятельность; мониторинг и прогноз психического развития детей; профконсультирование; участие в работе психолого-медико­педагогических консилиумов и комиссий и многое другое.

Основные принципы деятельности психоёогов образования

Очевидно, что для эффективной работы практикам необходимы хоро0ая теоретическая подготовка, знание общепсихологических закономерностей и возрастной специфики развития. Главным принципом работы психологов образования должен быть индивидуальный подход к каждому ребенку, учет личностных особенностей в процессе воспитания и обучения. Оптимизация индивидуального развития позволит повысить адаптированность детей, подготовить их к полноценной жизни в социуме.

Как обоснованно отмечает И. В. Дубровина, в деятельности психологической службы не могут раздельно существовать такие направления работы, как диагностика, коррекция, развитие, — «должно существовать диагностико-коррекционное, диагностико­воспитательное (или развивающее) направление как по самой сути своей единое направление работы» [6]. Такой принцип соответствует основным целям и задачам психологической службы, поскольку необходимо не просто диагностировать уровень и особенности развития, но и осуществлять коррекцию отклонений в развитии по определенной программе, контролировать этот процесс в соответствии с данными психологом рекомендациями.

Виды организации психоёогической службы

Как в на0ей стране, так и за рубежом психологическая поддержка населения обеспечивается, как правило, путем сочетания разных организационных форм работы.

В зависимости от того, с каким типом клиентов работает психоёог образования, можно выдеёить два вида (см. рис. 1) организации психоёогической службы — «прямую» и «непрямую» [21, 16]. При варианте «прямой» службы психоёог поёучает запрос на ре0ение опредеёенной пробёемы от родитеёя или специалиста, работающего с ребенком (например, учитеёя), а затем лично и непосредственно взаимодействует с ребенком, осуществляя диагностику и коррекцию. При варианте «непрямой» службы психолог консультирует родителей, педагогов либо иных специалистов, работающих с детьми; личный контакт психолога и ребенка с трудностями развития отсутствует.

И «прямая», и «непрямая» психологическая служба позволяет корректировать психическое развитие, но каждая имеет свои особенности. Непрямая» служба обеспечивает помощью боль0ее количество детей, поскольку психолог при таком варианте передает необходимые знания и умения другим специалистам. «Прямая» служба бывает незаменима в том случае, когда трудности развития требуют квалифицированного профессионального вме- 0ательства именно психолога. Поэтому, как свидетельствует опыт организации психологической службы в разных странах, необходимо сочетать оба вида психологической службы [19]. Как мы видели, работа сотрудников отечественной психологической службы на практике сочетает оба варианта деятельности — непосредственную работу с клиентом и просветительскую, консультативную работу с родителями и специалистами, работающими с детьми.

2. ^anpaвёe^uя развития отечествежой психоёогической службы

Особенности подготовки сотрудников психологической службы

Комплексные задачи психологической службы образования может ре0ать ли0ь хоро0о подготовленный, квалифицированный специалист, обладающий определенными личностными качествами и строго соблюдающий этические нормы в своей работе. За последнее время подготовлено боль0ое, но пока недостаточное количество квалифицированных специалистов для работы в психологической службе образования. Ранее такие специалисты получали образование на психологических факультетах университетов, а также в педагогических вузах на психолого-педагогических факультетах.

Следует отметить, что, к сожалению, не все психологи-практики имеют базовое психологическое образование (часто это педагоги либо иные специалисты, про0ед0ие переподготовку), не всё в достаточной мере владеют основами теории и необходимым методическим инструментарием. Многие работники психологической службы обучались в инновационных образовательных учреждениях (колледжи, частные университеты и т. п.), не всегда обеспечивающих высокое качество профессиональной подготовки. В то же время слож­

ность и разнообразие деятеёьности практического психоёога настоятеёьно требуют организации специаёьных образоватеёьных и научно-исследовательских учреждений, разработки единого образоватеёьного стандарта с присвоением соответствующей квалификации, а также системы строго критериальной аттестации работников психоёогической службы.

Организационное и материалшо-техиическое обеспечение деятельности психологической службы

В разное время и в разных регионах страны разрабатываёись поёожения о психоёогической сёужбе в системе образования, многочисленные должшстныю инструкции и иные нормативные документы. ^а данный момент единых, типовых положений и инструкций не существует, структура подразделений психологической службы не упорядочена, цели и задачи службы, содержание работы практических психологов, их права и обязанности формулируются по-разному, нет организационно оформленного профессионального сообщества психологов образования.

Материально-техническое обеспечение деятельности психологической службы следует признать недостаточным. Помещения, выделенные психологам, часто не имеют специального оборудования, малы по площади, не позволяют обеспечить нормальные условия для работы. Многим подразделениям психологической службы не хватает психофизиологического и иного специального диагностического оборудования, оргтехники, компьютеров, необходимых для работы расходных материалов и т. п.

Для повышения эффективности деятельности психологической службы необходимо устранить все эти недостатки.

Основные ^аправле^ия совер0е^ствова^ия отечественной психологической службы

В настоящее время накоплен определенный опыт деятельности отечественной психологической службы образования. Анализ этого опыта позволил выявить ряд проблем, наметить линии совер0енствования деятельности психологов-практиков, работающих в различных структурных подразделениях службы. К актуальным проблемам роста службы можш отнести следующие:

•     четкое структурирование системы психологической службы образования с созданием головной координирующей организации — Центра психологической службы образования;

•     улуч0ение системы многоступенчатой профессиональной подготовки квалифицированных специалистов в системе выс0ей 0колы;

•     разработку единого образовательного стандарта подготовки специалистов практической психологии образования с присвоением соответствующей квалификации;

•     совер0енствование системы переподготовки и повышения квалификации кадровытх сотрудников службы;

•     создание единой системы критериальной аттестации кадров психологической службы;

•     разработку типовых положений о психологической службе в образовательных учреждениях различного типа;

•     усиление научного и методического обеспечения работы психологической службы, проведение теоретических и прикладные исследований, издание учебников и иных учебно­методических пособий;

•     разработку и внедрение в практику стандартного диагностического набора для практического психолога образования;

•     улуч0ение материально-технического обеспечения психологической службы.

Психоёогическая служба в России создается значитеёьно позже, чем в других странах, но в этом есть и позитивный момент, поскольку можно избежать о0ибок и недостатков, которые уже преодолены зарубежными практическими психологами. К основным особенностям организации психологической службы за рубежом в сравнении с отечественным опытом можно отнести следующие: 1) наличие национальных стандартов деятельности и поведения психологов образования; 2) наличие единых образовательных стандартов и четкой системы присвоения профессиональной квалификации определенного уровня; 3) лицензирование и строгий контроль практической деятельности психологов, осуществляемый государственными органами и профессиональными психологическими сообществами. Все эти элементы организации психологической службы за рубежом необходимо учесть и по возможности использовать при совер0енствовании отечественной психологической службы образования.

В заключение можно сказать, что система отечественной психологической поддержки образования за последние годы, формируясь в ответ на актуальный социальный запрос, развивается динамично, несмотря на определенные проблемы роста. Дальней0ее совер- 0енствование системы комплексной (психологической, медицинской, педагогической, социальной) помощи детям и подросткам позволит смягчить неблагоприятные последствия социально-экономического кризиса, обеспечит адаптацию подрастающего поколения к полноценной жизни в социуме, позволит улуч0ить показатели здоровья наиболее незащищенной части населения — детей и подростков.

 

 

 

1 Cред^ий возраст школьного психолога — 30-40 лет. Большинство школьных психологов — аиглоамернкаицы, 55 % — женщины. Около трети школьных психологов обладают докторской степенью, остальные имеют уровень подготовки специалиста (specialist) или магистра (master); у большинства уровень подготовки специалиста. Проблемы школьной психологии освещают 5 специальных профессиональных журналов, 42 местных журнала. Издано несколько учебников по школьной психологии.

2 Каунслинг — форма работы практического психолога, промежуточная между психотерапией и консультированием.

Литература

  1. Ананьева Н. А., Ямпольская Ю. А. Здоровье и развитие современных школьников // Школа здоровья. 1994. № 1.
  2. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. М., 1997.
  3. Битянова М. Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. М., 1998.
  4. Вопросы практической психодиагностики и психологического консультирования в вузе / Под ред. Н. Н. Обозова. Л., 1984.
  5. Диагностика школьной дезадаптации / Под ред. С. А. Беличевой, И. А. Коробейникова, Г. Ф. Кумариной. М., 1995.
  6. Дубровина И. В. Школьная психологическая служба. М., 1991.
  7. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М., 1995.
  8. Методические рекомендации по организации и содержанию коррекционно-развивающего обучения в условиях общеобразовательных учреждений // Начальная школа. 1997. № 29.
  9. Проблемы специальной психологии и психодиагностика отклоняющегося развития. М., 1998.
  10. Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской. М., 1990.
  11. Психологическая служба школы / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1995.
  12. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка / Под ред. М. М. Семаго. М., 1999.
  13. Реабилитационные службы помощи детям. СПб., 1993.
  14. Семаго М. М. Консультирование семьи «проблемного» ребенка (психолого-коррекционные аспекты работы психолога-консультанта) // Семейная психология и семейная терапия. 1998. № 1.
  15. Шванцара Й. и др. Диагностика психического развития. Прага, 1978.
  16. Gutkin T. B., Curtis J. M. School-based Consultation: Theory and Techniques // Gutkin Т. В., Curtis J. M. (eds.). The Handbook of School Psychology. N.Y., 1982.
  17. Handbook of School Psychology.
  18. Journal of School Psychology. 1993. № 31; 1995. № 33(3).
  19. Miller G. A. Psychology as a means of promoting human welfare // American Psychologists. 1969. № 24.
  20. Oakland Т., Cunningham J. The Futures of School Psychology: Conceptual Models for its Development and Examples of their Applications.
  21. Reynolds O. K. et al. School Psychology: Essentials of Theory and Practice. N.Y., 1984.
  22. School Psychology Quarterly. 1995. № 10(3).
  23. School Psychology Review. 1994. № 23(4).

Информация об авторах

Рубцов Виталий Владимирович, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», президент, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), президент Федерации психологов образования России, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2050-8587, e-mail: rubtsovvv@mgppu.ru

Селявина Л.К., начальник управления по социальной защите детства, Московский департамент образования, Москва, Россия

Малых Сергей Борисович, доктор психологических наук, академик РАО, профессор, академик-секретарь Отделения психологии и возрастной физиологии, ФГБУ «Российская академия образования» (ФГБУ РАО), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3786-7447, e-mail: malykhsb@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3821
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 11

Скачиваний

Всего: 6804
В прошлом месяце: 29
В текущем месяце: 13