ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 68Рубрики 50Авторы 6402 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский городской психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Издается с 1996 года

Периодичность: 4 выпуска в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Система психологической поддержки образования 1178

Рубцов В.В., доктор психологических наук, ректор Московского городского психолого-педагогического университета, директор Психологического института РАО, Москва, Россия, rectorat@list.ru
Селявина Л.К., начальник управления по социальной защите детства Московского департамента образования, Москва, Россия
Малых С.Б., доктор психологических наук, проректор по координции программ Университетского комплекса, Россия

Аннотация

В данной статье дано развернутое описание деятельности школьных психологических служб в США и Европе, рассказано об условиях подготовки психологов и организации их практической деятельности. Излагается история становления и развития государственной психологической службы образования в нашей стране. Описан многолетний эксперимент по введению в школах должности психолога и по проверке двух моделей психологической школьной службы. А так же анализируется система психологической подержи образования на примере города Москвы. Приведены подробные схемы организации психологической службы и даны основные направления ее развития на основе накопленного опыта.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Современная государственная система психологической поддержки образования в Российской Федерации имеет несколько составляющих: помимо различных центров психологической помощи (районных, городских и т. д.) это психологическая служба в детских дошкольных учреждениях, школах и вузах, а также в детских сиротских учреждениях (приютах, детских домах, интернатах и т. д.). Все эти компоненты системы являются структурными подразделениями образовательных учреждений различного уровня. Основная цель государственной психологической службы — повышение эффективности деятельности учреждений образования посредством гармонизации психического развития детей, предупреждения отклонений в их развитии и поведении.

Уровень цивилизованности общества можно оценить по его отношению к детям. Страны, присоединившиеся к Конвенции ООН о правах ребенка, стремятся максимально обеспечить условия, необходимые для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка. В нашей стране за последние годы для обеспечения права детей на образование разработаны и приняты новые законодательные акты; появились инновационные образовательные учреждения и формы работы, создающие вариативное образование с учетом индивидуальных особенностей учащихся; организуются новые типы воспитательно-образовательных учреждений для детей с отклонениями в развитии, детей-сирот и т. д. Государственная психологическая служба образования — структура, призванная в рамках общей концепции соблюдения права ребенка на достойный уровень жизни и полноценное психическое развитие обеспечить психологическую поддержку воспитания и образования, оказать квалифицированную помощь при наличии проблем и отклонений в развитии ребенка.

Прежде чем описать деятельность отечественной психологической системы поддержки образования, проанализируем имеющийся в этой области зарубежный опыт.

Литература

  1. Ананьева Н. А., Ямпольская Ю. А. Здоровье и развитие современных школьников // Школа здоровья. 1994. № 1.
  2. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. М., 1997.
  3. Битянова М. Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. М., 1998.
  4. Вопросы практической психодиагностики и психологического консультирования в вузе / Под ред. Н. Н. Обозова. Л., 1984.
  5. Диагностика школьной дезадаптации / Под ред. С. А. Беличевой, И. А. Коробейникова, Г. Ф. Кумариной. М., 1995.
  6. Дубровина И. В. Школьная психологическая служба. М., 1991.
  7. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М., 1995.
  8. Методические рекомендации по организации и содержанию коррекционно-развивающего обучения в условиях общеобразовательных учреждений // Начальная школа. 1997. № 29.
  9. Проблемы специальной психологии и психодиагностика отклоняющегося развития. М., 1998.
  10. Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской. М., 1990.
  11. Психологическая служба школы / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1995.
  12. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка / Под ред. М. М. Семаго. М., 1999.
  13. Реабилитационные службы помощи детям. СПб., 1993.
  14. Семаго М. М. Консультирование семьи «проблемного» ребенка (психолого-коррекционные аспекты работы психолога-консультанта) // Семейная психология и семейная терапия. 1998. № 1.
  15. Шванцара Й. и др. Диагностика психического развития. Прага, 1978.
  16. Gutkin T. B., Curtis J. M. School-based Consultation: Theory and Techniques // Gutkin Т. В., Curtis J. M. (eds.). The Handbook of School Psychology. N.Y., 1982.
  17. Handbook of School Psychology.
  18. Journal of School Psychology. 1993. № 31; 1995. № 33(3).
  19. Miller G. A. Psychology as a means of promoting human welfare // American Psychologists. 1969. № 24.
  20. Oakland Т., Cunningham J. The Futures of School Psychology: Conceptual Models for its Development and Examples of their Applications.
  21. Reynolds O. K. et al. School Psychology: Essentials of Theory and Practice. N.Y., 1984.
  22. School Psychology Quarterly. 1995. № 10(3).
  23. School Psychology Review. 1994. № 23(4).
Статьи по теме:

Клиническая психология, Мастерская  |  Хаин А.Е., Клипинина Н.В., Никольская Н.С., Орлов А.Б., Евдокимова М.А., Стефаненко Е.А., Кудрявицкий А.Р.

Опыт создания и работы психологической службы в детской гематологии/онкологии

 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2016 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-55675 от 09 октября 2013 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика