Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20238 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Как младшие школьники становятся субъектами учебной деятельности?
(три года лонгитюдного исследования) 1236

Цукерман Г.А., доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник, ФГБНУ «Психологический институт РАО», Москва, Россия, galina.zuckerman@gmail.com
Суховерша Л.А., учитель-методист школы-гимназии № 91 РАО

Аннотация

Авторы выделяют и описывают учебную деятельность детей в начальной школе с точки зрения поиска новых способов решения учебных задач. Было выявлено два способа совместного поиска новых способов действия: 1) преимущественное использование механизмов мышления и 2) преимущественное использование механизмов понимания. Даются когнитивные и социальные характеристики детей на различных этапах начальной школы.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Поиск такого способа решения задачи, который отсутствует в репертуаре ребенка, считается интеллектуальной и эмоциональной кульминацией учебной деятельности. Учитель, строящий учебную деятельность класса, пытается достичь двух целей. Во-первых, направить этот поиск на открытие наиболее общих способов решения классов задач, Во-вторых, втянуть в этот поиск как можно большее число учеников, сделать их активными, заинтересованными участниками этого поиска, или субъектами учебной деятельности, творящими новое (для них) понятие. Для достижения первой цели накоплен гигантский корпус логико-философского и психолого-педагогического знания [3; 6]. О средствах достижения второй цели известно относительно мало [5; 10]. И практически ничего не известно о том, как влияет участие в центральной — поисковой части учебной деятельности на обучение и развитие младших школьников. При этом среди педагогов и психологов, непосредственно занятых проектированием и построением учебной деятельности в классах, бытует миф о том, что именно в поиске, в усилии выйти за границы наличного опыта и знания ребенок становится «талантливее самого себя», дотягивается до собственных высших достижений, начинает использовать свои потенциальные возможности. Задача данной статьи — погрузить это житейское представление (верование) в контекст экспериментально проверенных фактов.

До сих пор при сравнении классов, в которых учебная деятельность организовывалась или не организовывалась систематически и целенаправленно, выявлялось несомненное влияние учебной деятельности на рефлексивное развитие младших школьников [4]. Однако, при такой схеме экспериментирования невозможно выделить роль поисковой активности как относительно независимого фактора развития. Мы предприняли попытку сделать это, используя иную схему психологического исследования — трехлетний лонгитюд, в котором участвовали дети, обучавшиеся в одних и тех же классах, присутствовавшие на одних и тех же уроках, общавшиеся с одними и теми же учителями и  одноклассниками, но существенно различавшиеся по степени участия в поисковой части учебной деятельности. В чем состояли эти различия и как они фиксировались?

Литература
  1. Анастази А. Психологическое тестирование. М., 1982.
  2. Афанасьева Н. В. Руководство к тесту мотивации достижений детей 9 — 11 лет.
    МД — решетка Шмальта. М., 1998.
  3. Давыдов В. В. (ред.). Философско-психологические проблемы развития образования. М., 1981.
  4. Давыдов В. В. (ред.). Психическое развитие младших школьников. М., 1990.
  5. Давыдов В. В., Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 1992. № 3 — 4.
  6. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., 1996
  7. Никольская И. М., Бардиер Г. Л. Уроки психологии в начальной школе. СПб.; Рига, 1996.
  8. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии. СПб., 1998.
  9. Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. Томск, 1993.
  10. Цукерман Г. А. Может ли младший школьник стать субъектом учебной деятельности? // Вестник ассоциации «Развивающее обучение». 1997. № 2.
  11. Цукерман Г. А. Младший школьник как субъект учебной деятельности: опыт типологического анализа // Вопросы психологии. 1999. № 6.
  12. Шванцара И. Диагностика психического развития. Прага, 1978.
  13. Щедровицкий Г. П. Заметки к определению понятий «мышление» и «понимание»//Избранные труды. М., 1995.
  14. Эльконин Д. Б., Давыдов В. В. (ред.). Возрастные возможности усвоения знаний.
    М., 1966.
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика