Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 89Рубрики 51Авторы 7729Ключевые слова 18749 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Рейтинг Science Index РИНЦ
2016

1 место — направление «Психология»
1 место — направление «Народное образование. Педагогика»

16 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

3,107 —Двухлетний импакт-фактор
2,103 —Пятилетний импакт-фактор

 

Адаптация к начальной школе: особенности психического состояния и поведения первоклассников в зависимости от типа педагогического взаимодействия их учителей 1394

Зеленова М.Е., кандидат психологических наук, научный сотрудник ИП РАН, Москва, Россия, zelenmar@rambler.ru

Аннотация

В статье рассматривается процесс адаптации ребенка в первом классе в зависимости от типа взаимодействия педагога с учащимися. Автор доказывает, что адаптация детей протекает более благоприятно у учителя с личностно-ориентированным типом педагогического взаимодействия. Учитель с учебно-дисциплинарным типом взаимодействия подавляет индивидуальность детей и влечет за собой рост негативных проявлений.

Рубрика: Психология профессиональной деятельности

Тип: научная статья

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Поступление ребенка в школу означает смену его социальной позиции и влечет за собой ломку старых стереотипов поведения и взаимоотношений с окружающими, необходимость освоения новых норм и требований, предъявляемых к нему учителем и родителями. Все дети проходят период адаптации к школе, даже те, которые имеют хорошую предварительную подготовку. Этот период, по мнению разных авторов, продолжается в среднем от 10 — 18 дней до 1 — 3 месяцев и сопровождается ростом внутренней напряженности ребенка, повышением уровня тревожности и снижением самооценки. При нормальном протекании школьной адаптации эмоциональное самочувствие и самооценка стабилизируются, если же процесс адаптации ребенка в I классе затруднен, может наблюдаться деформация его личностного развития [2, 9, 10].

Свидетельством адаптации служит, с одной стороны, продуктивность в соответствующей (в данном случае — в учебной) деятельности, с другой — внутреннее состояние индивида, его эмоциональное самочувствие, наличие или отсутствие внутренней напряженности. Большинство детей адаптируются к школе достаточно быстро и с удовольствием посещают занятия, выполняют задания, подчиняются школьным требованиям и т. д. У некоторых детей процесс адаптации сильно затягивается. Иногда на первом году обучения полноценной адаптации к школе так и не происходит, но это не всегда сопровождается явными затруднениями в освоении школьной программы, а может идти и на фоне хорошей успеваемости. Наиболее легкая форма проявления школьного неблагополучия — тревожность. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях в классе, ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагога и сверстников. У ребенка возникает чувство неадекватности, неполноценности, неуверенности в правильности собственного поведения. В более тяжелых случаях возможно возникновение школьного невроза, психогенной школьной дезадаптации [1, 6, 8].

Литература
  1. Активные методы в работе школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1991.
  2. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
  3. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1987.
  4. Зеленова М. Е. Особенности самовосприятия и восприятия своих учеников учителями начальных классов с разным типом педагогического взаимодействия // Психологическая наука и образование. 1999. № 1.
  5. Зеленова М. Б. Психологические особенности педагогического влияния на адаптацию ребенка в начальной школе: Канд. дис. М., 1991.
  6. Каган В. Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии. 1984. № 4.
  7. Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. М., 1989.
  8. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1991.
  9. Zazzo В. Un grand passage de L’ecole maternelle a L’ecole elementaire. Paris, 1978.
  10. Caglar H. La psychologie scolaire. Paris, 1983.
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика