Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20236 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Динамика мотивации учения и адаптации к школе в младшем школьном возрасте 1571

Святогорова М.В., психолог, Вологда, Россия
Вачков И.В., доктор психологических наук, профессор, кафедра социальной педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия, igorvachkov@mail.ru

Аннотация

В статье рассматривается проблема мотивации в двух аспектах: проблема мотивирования в непосредственной ситуации учения и проблема развития и формирования личности и ее мотивации в учебной деятельности. По результатам эмпирического исследования авторами выделены закономерности связи дезадаптации ребенка в школе, его статусного положения и учебной мотивации, а также влияния родительского отношения к детям. По результатам исследования авторы дают практические рекомендации для школьных психологов.

Ключевые слова: , ,

Рубрика: Психология образования

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В практической деятельности учителя и школьного психолога вопрос о мотивации учения является одним из самых животрепещущих. При этом очень важно понять, от чего зависит мотивация. Как она связана с адаптацией к школе? Зависит ли учебная мотивация от отношений с учителем и родителями? И вообще, что происходит с мотивацией учения на протяжении школьных лет? Или — более узко — какова динамика мотивации учащихся
на разных этапах обучения в начальной школе?

Чтобы найти ответы на эти вопросы, мы провели специальное исследование, результаты которого могут быть, как нам кажется, интересными для школьных психологов и учителей.

Проблема мотивации учения может быть сформулирована в двух аспектах: во-первых, как проблема мотивирования в непосредственной ситуации учения; во-вторых, как проблема развития и формирования личности и ее мотивации в учебной деятельности. Это две стороны одного процесса. По-настоящему гуманистической педагогика станет только тогда, когда на все проблемы обучения, в том числе и на первый аспект проблемы мотивации учения, она будет смотреть через призму личностного роста ученика.

Для достижения цели исследования необходимо было решить следующие задачи:

  1. экспериментальным путем определить уровень учебной мотивации школьной адаптации детей в начальной школе;
  2. исследовать взаимосвязь и взаимозависимость школьной адаптации и учебной мотивации младших школьников;
  3. сравнить частоту проявления и выраженность признаков школьной дезадаптации в I, II и III классах;
  4. выявить картину внутригрупповых отношений с целью изучения влияния школьной адаптации на статусное положение ребенка в классе;
  5. изучить динамику зависимости учебной мотивации и школьной адаптации младших школьников от психологического климата в семье и особенностей детско-родительских отношений;
  6. изучить влияние уровня адаптации ребенка в школе на его адаптацию в других сферах общения;
  7. выявить влияние отрицательного отношения к учителю и конфликтного отношения в семье на школьную адаптацию.
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика