Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Одаренность и проблемы ее идентификации 1072

Богоявленская Д.Б., доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник, руководитель группы диагностики творчества, лаборатория одаренности, ФГБНУ«Психологический институт РАО», Москва, Россия, Mpo-120@mail.ru
Богоявленская М.Е., кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Института развития дошкольного образования РАО, Москва, Россия, diana_prof@mail.ru

Аннотация

Авторы рассматривают различные концепции одаренности и творчества и предлагают свой собственный метод «Креативное поле» для диагностики детской одаренности в дошкольном и младшем школьном возрасте. Данный метод позволяет определить способность субъекта к развитию деятельности за пределами исходных требований, оценить умственные способности по параметрам обучаемости и по степени сформированности операционного, регуляторного аппаратов и планированию.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Обзор литературы по проблемам творческих способностей и особенно одаренности указывает на теснейшую связь в решении этих проблем с непосредственными запросами общества. Наиболее четко эта закономерность прослеживается при анализе американской литературы, поскольку проблемами одаренности в США стали заниматься намного раньше.

Стратегии обучения одаренных детей в средних школах США содержат чрезвычайно важный конкретный материал по опыту обучения одаренных детей. Он дает возможность российскому исследователю увидеть как возможности, так и нежелательные последствия 16 педагогических стратегий и 35 путей только одной дифференциации обучения. Разница во мнениях о преимуществе тех или иных стратегий не устраняется с увеличением психолого-педагогических исследований проблемы, поскольку ни одна из позиций не получает однозначной поддержки, а результаты отдельных исследований противоречат друг другу. Зато анализ этой литературы убедительно показывает, как социально-экономические потребности общества подчиняют себе стратегию образования, «закрывая глаза» на ее недостатки
в один период, а затем, спекулируя на них, вызывают к жизни другую, альтернативную стратегию.

Так, в 1868 г. была разработана программа гибкого продвижения вплоть до 30-х гг. реализовано множество вариантов акселерации. Теория Ж. Пиаже привела к снижению популярности акселерации. Начавшиеся в 20-е гг. интенсивные дискуссии были прекращены во время Великой депрессии: нехватка рабочих мест приостановила процесс перескакивания детей через классы.

После Второй мировой войны возросшая потребность быстрого притока человеческих ресурсов возобновила исследования, доказывающие эффективность раннего поступления и ускоренного обучения в школе. Однако возвращение ветеранов с войны опять снизило необходимость в ускоренной подготовке специалистов, и в науке появляется термин «сдерживающее обучение».

В 50-х гг. XX в. действуют две тенденции: с одной стороны, доступность рабочих мест
в сфере занятости в период стабильности оказывает влияние на снижение возраста приема детей в школу, а с другой — это становится нереальным из-за демографического взрыва, появляется множество работ, указывающих на вред раннего приема детей в школу.

Литература
  1. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества.
    Ростов н/Д, 1983.
  2. Основные современные концепции творчества и одаренности /
     Под ред. Д. Б. Богоявленской. М., 1997.
  3. Оствальд Б. Великие люди. СПб., 1910.
  4. Guilford J. P. The Analysis of Intelligence. McGraw-Hill, 1971.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика