Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Трудности усвоения начального курса математики в форме квазиисследовательской деятельности 1217

Ахутина Т.В., доктор психологических наук, заведующая лабораторией нейропсихологии, факультет психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, akhutina@mail.ru
Обухова Л.Ф., доктор психологических наук, заведующая кафедрой возрастной психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, mila-38@mail.ru
Обухова О.Б., старший преподаватель кафедры возрастной психологии факультета психологии образования Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, s1342075@gmail.com

Аннотация

В статье проанализированы трудности в усвоении начального курса математики, возникавшие у детей младшего школьного возраста. Основу этих трудностей могут составлять индивидуальные особенности формирования высших функций, обусловленные незрелостью определенных функциональных блоков нейропсихической организации головного мозга. Проанализированные в статье сложности сокращения действий при решении арифметических задач могут быть следствием диспропорционального развития высших психических функций.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Проблема исследования.

В последнюю треть XX в. наблюдается значительный рост интереса к проблемам математического образования. Математические методы и математический стиль мышления наблюдаются в различных областях человеческой деятельности.

В развитии математических способностей большую роль играет формирование первых математических представлений. Многие авторы (П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Н. И. Непомнящая и др.) отмечали, что успешный процесс овладения школьным курсом математики зависит от содержания и методов обучения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Ряд авторов (Р. Грин, В. Ларсон, М. Фидлер, Р. Хедрен и др.), создавая новые методики обучения начальной математике, опираются на работы Ж. Пиаже.

Однако, несмотря на существование разнообразных программ и методов обучения, несмотря на использование разнообразных технических средств, облегчающих выполнение математических операций, трудности в усвоении начальных математических понятий все же остаются у многих детей. Они возникают в младшей школе и часто сохраняются на протяжении всего школьного обучения, негативно влияя не только на развитие познавательных интересов и способностей ребенка, но и на становление его личностных качеств. В чем же причины данного явления?

Стремление приблизиться к пониманию этой проблемы побудило нас провести экспериментальное исследование, в котором приняли участие 46 детей.

Известно, что в последние годы увеличилось число детей с минимальными мозговыми дисфункциями, которые часто сопровождаются неврозами, повышением общей тревожности. У этих детей неизбежно страдают работоспособность, внимание, а нередко и высшие психические функции — память, восприятие, развитие речи, что не может не сказываться на усвоении математики. Цель данной работы — проанализировать трудности усвоения начального курса математики у таких детей.

Литература
  1. Ахутина Т. В. Нейропсихология индивидуальных различий детей как основа использования нейропсихологических методов в школе // I Международная конференция памяти А. Р. Лурии. М., 1998.
  2. Ахутина Т. В. и др. Методы нейропсихологического обследования детей 6-8 лет // Вести. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1996. № 2.
  3. Гальперин П. Я. Метод «срезов» и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления // Вопросы психологии. 1966, № 4.
  4. Грин Р., Ларсон В. Введение в мир числа. М., 1982.
  5. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
  6. Давыдов В. В., Горбов С. Ф., Микулина Г. Г. Математика. 1 класс. М., 1995.
  7. Истомина Н. Б., Нефедова И. Б. Математика. 1 класс. М., 1997.
  8. Крутецкий В. А. Психология математических способностей. М., 1968.
  9. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. 2-е изд. М., 1969.
  10. Лурия А. Р., Цветкова Л. С. Нейропсихологический анализ решения задач. М., 1966.
  11. Пиаже Ж. Как дети образуют математические понятия // Вопросы психологии. 1966. № 4.
  12. Яблокова Л. В., Полонская Н. Н., Ахутина Т. В. Оценка речевых функций младших школьников // Семейная психология и семейная терапия. М., 1998.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика