Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8428Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Развитие системного мышления у младших школьников с общим недоразвитием речи 1109

Ривина И.В., кандидат психологических наук, старший научный сотрудник ПИ РАО, Москва, Россия, irinarivina@yandex.ru
Левонтина Н.В., педагог-психолог ГОУ № 1820 (начальная школа – детский сад для детей с нарушениями речи) ЮАО Москвы, Москва, Россия

Аннотация

Авторы рассматривают феномен общего недоразвития речи ребенка в контексте коррекции недостаточно сформированных компонентов его психического развития. Диагностика системного мышления детей 7-10 лет с общим недоразвитием речи выявила недостаточную сформированность аналитических и конструктивных компонентов системности мышления. Предложенные развивающие методики способствовали формированию этих компонентов, а также и элементов произвольного поведения, познавательной мотивации и навыков общения.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Феномен школьной дезадаптации, широко изучаемый отечественными исследователями, неразрывно связан с проблемой коррекции недостаточно сформированных компонентов психического развития ребенка. Под дезадаптацией подразумевается совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психофизиологического статусов детей требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой становится затрудненным, а в ряде случаев — невозможным [8]. Среди таких причин дезадаптации, как слабая подготовка к школе, длительная психическая депривация [2], соматическая ослабленность, выделяется также нарушение формирования познавательных процессов и школьных навыков [6; 9]. Последние виды нарушения свойственны детям, имеющим речевые отклонения как первичный дефект.

Согласно Л. С. Выготскому, первичный дефект возникает непосредственно из биологического характера болезни, вторичный — опосредованно, в процессе аномального социального развития ребенка. Самым уязвимым местом для такого ребенка является приход в школу и начальные годы обучения — кризисные, переломные периоды в жизни, когда происходит изменение социальной ситуации его развития [5]. При недоразвитии коммуникативной, познавательной или регулятивной функции речи у ребенка возникают трудности в понимании и усвоении новой информации; нарушается способность к целенаправленному регулированию своих действий. Существует связь речевых нарушений с аномальным развитием понятийного мышления, формирования операций сравнения, обобщения и абстракции [7; 8; 10].

Эти данные согласуются с представлениями Л. С. Выготского о системном, опосредованном строении высших психических функций, которые страдают и вызывают страдания друг друга как системы и как части систем [5]. Известно, что преобладание одной какой-либо речевой недостаточности у ребенка закономерно определяет общую картину недоразвития его речевой и учебно-познавательной деятельности [1].

Из этого следует, что своевременно не проведенная коррекция трудностей в обучении, имеющихся у ребенка с нарушениями речи, приводит к формированию вторичных дефектов — социально педагогической запущенности, эмоциональных, личностных и интеллектуальных расстройств.

Литература
  1. Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. М., 1994.
  2. Активные методы в работе школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1990.
  3. Выготский Л. С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. М., 1982.
  4. Зак А. З. Как ребенку стать умнее. М., 1988.
  5. Из записных книжек Л. С. Выготского // Вестник Моск. ун-та. Серия 14. Психология. 1977. № 2.
  6. Левина Р. Е. К построению педагогической классификации аномалий речевого развития: Седьмая научная сессия по дефектологии. М., 1975.
  7. Левонтина Н. В. Психологические особенности системного мышления у детей 7-9 лет с общим недоразвитием речи с синдромом гиперактивности: Дипломная работа. М., 1998.
  8. Лусканова Н. Г., Коробейников И. А. Диагностические аспекты проблемы школьной дезадаптации у детей младшего школьного возраста: Хрестоматия. М., 1996.
  9. Лубовский В. Н. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и паталогии). М., 1978.
  10. Мастюкова Е. М. Основы психоневрологического понимания общего недоразвития речи: Хрестоматия. М., 1996.
  11. Подготовка ребенка к школе. М., 1997.
  12. Поливанова Н. И., Ривина И. В. Диагностика системного мышления детей 6 — 9 лет // Психологическая наука и образование. 1996. № 2.
  13. Развитие и оценка компетентности: Материалы конференции. М., 1996.
  14. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. М., 1970.
  15. Рубцов В. В. Организация и развитие совместных действий у детой в процессе обучения. М., 1987.
  16. Ривина И. В. Развитие учебно-познавательных действий у детей 6 — 10 лет: Автореферат канд. дис. М., 1988.
  17. Цукерман Г. А. От умения сотрудничать к умению учить себя // Психологическая наука и образование. 1996. № 2.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика