Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Соотношение успешности детского творчества и понимания искусства младшими школьниками в условиях специально организованного обучения литературе.
Проблема методов исследования 730

Кудина Г.Н., кандидат психологических наук, ведущий сотрудник ПИ РАО, Москва, Россия

Аннотация

Данное исследование проводилось в процессе внедрения в практику школьного курса «Литература как предмет эстетического цикла». Ядро курса – освоение учениками двух основных позиций: позиции «читатель» (ПЧ) и позиции «автор» (ПА). По мнению автора, обе эти позиции обеспечивают единое литературное развитие детей. Также автор полагал, что в процессе обучения становление ПА должно опережать становление ПЧ. Полученные данные не подтвердили, но и не опровергли предположение о ведущей роли детского творчества в литературном развитии младших школьников.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Воспитание эстетически развитых читателей — главная задача преподавания литературы
в школе. Однако авторы школьных курсов литературы к решению этой задачи подходят по-разному.

Курс «Литература как предмет эстетического цикла», рассчитанный на все годы обучения в школе, разработан мной совместно с З. Н. Новлянской [1, 2]. Он имеет ряд принципиальных отличий от других курсов.

Ядро курса — освоение учениками двух основных позиций: позиции «читатель» (ПЧ) и позиции «автор» (ПА).

При работе в ПЧ обучение пониманию художественных литературных произведений осуществляется прежде всего за счет формирования читательских установок, соответствующих задачам рода и жанра литературы. В эпических рассказах и сказках это направленность на понимание внутреннего мира героя в оценке автора. В лирических стихотворениях — направленность на понимание развития мысли, чувства, настроения лирического героя.

При работе в ПА развивается собственное литературное творчество детей, они пытаются самостоятельно создавать художественные образы и оформлять их в произведения разных литературных жанров.

Обе эти позиции, по нашему мнению, обеспечивают единое литературное развитие детей. При этом литературное творчество младших школьников мы рассматриваем как главное условие развития читателей. Это условие позволяет реализовать принцип, сформулированный когда-то М. А. Рыбниковой, — «от маленького писателя к большому читателю». О необходимости «бывания» читателя в авторской позиции для понимания автора писал и М. М. Бахтин.

Итак, теоретически мы исходили из ведущей роли детского творчества в развитии читателя в младшем школьном возрасте, т. е. полагали, что в процессе обучения становление ПА должно опережать становление ПЧ. Необходимо было практически подтвердить или опровергнуть этот исходный принцип, выявив наличие или отсутствие соотношения между успешностью работы детей в той и другой позициях.

Литература
  1. Кудина Г. Н., Новлянская З. Н. Основные принципы и методы экспериментального курса «Литература как предмет эстетического цикла» // Психологическая наука и образование. 1996. № 4.
  2. Новлянская З. Н., Кудина Г. Н. Основные принципы и методы экспериментального курса «Литература как предмет эстетического цикла» (для средней школы) // Психологическая наука и образование. 1997. № 1.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика