Основные идеи программы "Психологическая азбука"

691

Аннотация

Автор представляет свою программу по психологии для детей начальной школы. Ее содержание включает в себя знакомство детей с основными психологическими понятиями и тренировку элементарных умений и навыков рефлексии. Главная цель программы – развитие личности ребенка, его самопознания и рефлексивных способностей.

Общая информация

Рубрика издания: Инновационные модели

Для цитаты: Вачков И.В. Основные идеи программы "Психологическая азбука" // Психологическая наука и образование. 2001. Том 6. № 4.

Полный текст

Экспериментальная программа «Психологическая азбука» в системе начального обучения

Современное педагогическое сознание претерпевает содержательные изменения в плане отношений к педагогическому процессу и к позиции ученика в этом процессе. Маятник общепринятого мнения уже достаточно сильно отклонился от полюса «формовки» достойных членов общества (бывшая задача школы) к полюсу гуманистической точки зрения об уникальности личности каждого конкретного школьника (новая задача школы). Формула новой педагогики — «переход от установки на развивание детей к педагогической ценности саморазвития ребенка и педагога» (Г. А. Цукерман). Следует обратить внимание на использованный в указанной формуле не слишком благозвучный термин «развивание», который очень отчетливо выделяет некий «внешний» аспект понятия «развитие», акцентировавшийся в старых педагогических установках и подразумевавший синонимичность (в той или иной степени) слов «развитие» и «формирование», «управление», «ведение за собой». В результате этого в настоящее время сам термин «развитие» у некоторых исследователей начал вызывать сомнения в идеологической лояльности к подлинному гуманизму в отношении ученика. Тем более достаточно часто встречает недоумение со стороны педагогов и психологов постановка вопроса о развитии самосознания.
На наш взгляд, именно прежнее понимание «развития» как «развивания» провоцирует подобную точку зрения. Нынешняя ситуация в образовании требует иного взгляда на проблему развития: ставшее ведущим в новом педагогическом подходе понятие «саморазвитие» отнюдь не исключает воспитания (помощи, подготовки) человека, способного стать субъектом саморазвития, а делает эту проблему чрезвычайно актуальной и высвечивает ее с точки зрения создания условий для осуществления этого процесса.
Мы полагаем, что важнейшим условием, позволяющим человеку стать субъектом саморазвития, является достижение им некоторого определенного уровня развития самосознания, т. е. уровня знания о своем Я, отношения к своему Я и управления своим Я. Ведь человек должен иметь самое общее представление о том, кто (что) станет объектом (субъектом) его саморазвития, — хотя бы для того, чтобы у него возникла мотивация саморазвития.
По мнению многих исследователей проблемы возрастной периодизации, можно говорить о трех «революциях» детского самосознания: кризисе 3 лет, кризисе поступления в школу и подростковом кризисе. Согласно разработанной В. И. Слободчиковым периодизации развития субъекта человеческих общностей на ступени персонализации (очевидно, наиболее располагающей к саморазвитию), мы имеем дело с двумя кризисами: детства (5,5—7,5 года) и отрочества (11—14 лет). По мнению Г. А. Цукерман [9], именно в начале подросткового возраста (10—12 лет) открывается первая реальная возможность «зачатия и рождения» индивидуализированного субъекта саморазвития. Вместе с тем мы считаем, что фасилитировать и готовить этот процесс саморазвития можно и нужно заранее, создавая питательную среду для развития самосознания с того момента, когда ребенок включается в систематическую учебную деятельность, т. е. с момента его поступления в школу.
Реализация идей новой педагогики, личностное развитие школьника немыслимы без привлечения в школу новейших психолого-педагогических знаний, базирующихся на специальных экспериментальных исследованиях, а также новых психолого-педагогических технологий. Перспективным направлением в этой области представляется целенаправленное создание условий для личностного и профессионального развития детей в общеобразовательных школах. Как показывают проведенные нами исследования, эффективной формой такого развития в начальной школе является специальная экспериментальная программа «Психологическая азбука».
Данный пропедевтический курс готовит учащихся к восприятию специализированных и углубленных курсов психологии, с которыми учащиеся встретятся в старших классах (например, «Этика и психология семейной жизни», «Психология общения» и др.), и подразумевает создание непрерывной целостной системы школьного психологического образования, которая, по нашему мнению, должна быть разработана и внедрена в школу в будущем.
Всестороннее изучение системы психологических знаний в начальной школе не является необходимым, и, как мы считаем, следует отказаться от стремления добиться глубокого усвоения детьми научных психологических понятий. На этом этапе обучения вполне достаточным является «первое приближение» к смыслу научных дефиниций (впрочем, идущее в ряде случаев дальше их житейского толкования).
Программа «Психологическая азбука», являясь принципиально новой для начального образования, предполагает и кардинально иные по сравнению с традиционными подходы к отбору содержания, структурированию и организационным формам занятий. Важнейшее отличие предлагаемого курса от других, изучаемых в начальной школе, состоит в сдвиге акцентов с обучения на развитие (даже, точнее сказать, с обучения, в процессе которого происходит развитие, на развитие, являющееся целью обучения).
Через работу с материалом психологии как науки и с психологическим материалом как содержанием внутреннего мира каждого конкретного ученика — к самопознанию и личностному развитию. Таков основной принцип учебного курса «Психологическая азбука».
Изучая себя, свой внутренний мир, ребенок становится одновременно объектом и субъектом познания, что создает уникальную в своем роде ситуацию обучения. Обнаруживая некоторые индивидуальные особенности своей психики, ребенок от своих товарищей и из слов учителя узнает о неспецифичности и общности тех или иных психологических феноменов, таким образом реализуется переход от конкретного к абстрактному. В то же время не меньшее значение в данном курсе приобретает принцип «восхождения от абстрактного к конкретному», находящий свое воплощение в логике познания от обобщенных форм психологических понятий к конкретным, индивидуальным формам проявления психики. В сочетании с этими принципами обучения осуществляется индивидуальный подход к каждому ученику, базирующийся на признании учителем и осознании самим ребенком уникальности и своеобразия личностного развития любого человека.

Ученик как субъект обучения и развития на занятиях «Психологической азбуки»

Гуманистическое понимание уникальности личности каждого конкретного школьника подразумевает создание условий для перехода от старой педагогической установки на «формирование» личности к процессу помощи детям в саморазвитии. Л. М. Митина определяет саморазвитие ученика как «активное качественное преобразование им своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому способу жизнедеятельности — творческой самореализации» [6]. Что же нужно для того, чтобы запустить этот процесс качественного преобразования?
На наш взгляд, важнейшим условием, позволяющим создать предпосылки для становления ребенка в качестве субъекта саморазвития в процессе усвоения курса «Психологическая азбука», является достижение им некоторого определенного уровня развития личностного самосознания, т. е. уровня знания о своем Я, отношения к своему Я и управления им (каков этот начальный уровень, пока неизвестно, но предполагается, что существует некий «порог самочувствительности», преодоление которого позволяет запустить механизм саморазвития).
Развитие самосознания ребенка осуществляется через преодоление противоречия между внешней регуляцией, системой требований, предъявляемых ему взрослым (обучение, воспитание), и его (ребенка) собственной спонтанной активностью. По мере взросления источник развития перемещается внутрь личности, внешняя детерминация поведения трансформируется во внутреннюю, возникает внутриличностное противоречие между Я- действующим и Я-отраженным, становящееся двигателем восхождения к Я-творческому. На этот механизм развития самосознания указывает Л. М. Митина [8]. Если в силу каких-то причин не происходит развертывания указанного процесса, человек остается объектом внешних воздействий, будучи неспособным превратиться в субъект собственной жизнедеятельности.
Возможно ли создание условий для развития самосознания в младшем школьном возрасте? Следуя в русле учения Л. С. Выготского, мы полагаем, что наиболее важные для развертывания этого процесса психические образования — готовность к принятию новых социальных отношений и способность к рефлексии — к этому времени уже складываются. Исследования Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова [7] убедительно продемонстрировали, что систематическим образом организованная учебная деятельность, являющаяся для младших школьников ведущей, может обеспечить достаточно высокий уровень рефлексии для большинства школьников. Кроме того, Д. Б. Эльконин и его последователи показали, что такая деятельность в целом существенно влияет на психическое развитие.
Таким образом, можно сформулировать следующие положения, важные для осмысления позиции ученика как субъекта в процессе усвоения «Психологической азбуки»:
У детей 6—7 лет, поступивших в начальную школу, уже складываются психологические образования, предполагающие возможность целенаправленного развития самосознания: принятие новой социальной роли, новых социальных отношений и способность к рефлексивным действиям.
В младшем школьном возрасте процесс развития самосознания еще не может быть превращен в субъективное сознательное саморазвитие и должен происходить под влиянием и отчасти под прямым руководством взрослого — учителя (педагога-психолога).
Поскольку в младшем школьном возрасте ведущей деятельностью является учебная, то и организация условий для развития личности ребенка и детского самосознания должна обеспечиваться в рамках учебной деятельности (в форме специального учебного курса) и в целом совпадать с ней структурно.
Опираясь на достаточно высокую познавательную мотивацию младших школьников, целесообразно во время обучения «Психологической азбуке» делать упор на развитие когнитивной подструктуры самосознания и уже через нее создавать условия для конструктивных изменений в аффективной и поведенческой подструктурах.
Вместе с тем следует заметить, что переход личностного самосознания на более высокий уровень, будучи обязательным условием развития школьника, не исчерпывает всех составляющих такого развития. Психологическим «фундаментом» личности выступают такие базовые характеристики, как личностная направленность, компетентность и эмоциональная гибкость. Эти интегральные характеристики также претерпевают существенные изменения в процессе обучения «Психологической азбуке».

Основные требования к учителю «Психологической азбуки»

Поскольку занятия по «Психологической азбуке» и по форме, и содержательно значительно отличаются от традиционных уроков, этот курс предъявляет повышенные требования к профессиональной психолого-педагогической подготовке специалиста-педагога. Примат развивающих задач этого предмета над обучающими обусловливает и особенности педагогической деятельности, которая выступает уже не в качестве деятельности управления учебной деятельностью школьников, а со-деятельностью учителя и ученика, обеспечивающей развитие и того, и другого. При этом под усвоением материала «Психологической азбуки» следует понимать прежде всего усвоение детьми умений и навыков самопознания, создающих предпосылки для самоизменения и личностного развития.
Следовательно, можно назвать три группы факторов, от которых зависит успех работы учителя по этой программе.
Первая связана со знанием педагогом общих закономерностей психического развития детей младшего школьного возраста, владением умениями и навыками создания оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного и всестороннего личностного развития и применением методов, приемов, средств, адекватных развивающим задачам. Иными словами, в общем объеме подготовки учителя для ведения занятий по предлагаемой программе резко возрастает психологическая составляющая, которая предполагает не просто увеличение теоретических академических знаний, но в первую очередь усиление подготовки в области практической, прикладной психологии, психокоррекции и немедицинской психотерапии.
Вторая группа факторов успешности работы учителя «Психологической азбуки» задается требованиями методического характера. Несмотря на то, что эти требования порой достаточно далеки от традиционных, следует учитывать тот факт, что социальный статус профессионала на уроке определяется его педагогической ролью, через которую он осуществляет психологические (развивающие) функции. Поэтому перед учителем стоит задача освоения методических приемов обучения детей элементам психологических знаний, правильного использования методических средств, пособий, иллюстративного материала. Учителю следует избегать оценочных суждений, особенно негативных. Нельзя говорить ребенку о том, что что-то он сделал неправильно: это может спровоцировать неискренность, стремление «угодить» учителю, что противоречит основному принципу обучения — развитию самосознания, самости детей. Некоторые задания курса могут оказаться для отдельных детей трудновыполнимыми из-за необходимости открыться, быть предельно откровенными, осознать свои глубокие переживания. В этих случаях учитель должен быть особенно деликатным и не принуждать учеников делать то, чего им не хочется. Одним из важных обязательств учителя перед детьми является сохранение в тайне от других взрослых детских откровений. Это поможет создать на уроках «Психологической азбуки» обстановку доверительности и комфорта.
И, наконец, третья группа факторов определяется требованиями, предъявляемыми к личностным качествам учителя. Как показывают исследования Л. М. Митиной [8], интегральными характеристиками личности учителя, определяющими в целом путь его профессионального развития, являются педагогическая направленность, профессиональная компетентность и эмоциональная гибкость. По нашему мнению, особое значение приобретают эти характеристики применительно к учителю «Психологической азбуки» в силу специфичности его задач, определяемых курсом, и в силу двойственности его позиции на занятии: с одной стороны, он педагог в традиционном понимании, а с другой — практический психолог, помогающий детям в их саморазвитии.
Фундаментальным психологическим условием, позволяющим профессионалу преодолеть эту трудность и осознанно действовать в такой ситуации, является наличие у него самого высокого уровня самосознания, который порожден свободой от эгоцентризма и групповых корпоративных интересов, а вследствие этого стремлением к творчеству, самовыражению и самоактуализации. Для педагога этот уровень характеризуется гармоничным развитием всех структур профессионального самосознания. Благодаря глубокому осознанию общечеловеческих смыслов своей деятельности он строит систему отношений с детьми, основанную на принятии их как самоценностей (и подобное отношение складывается у него к себе), проявляет себя как творческая личность (и осознает себя таковой), организует систему педагогической деятельности, направленную на развитие уникальной сущности каждого ребенка (и в своем труде развивается как личность и профессионал).
Одним из психологических механизмов, обеспечивающих переход самосознания педагога на более высокий уровень, является удовлетворенность. Учитель, чувствующий удовлетворенность собой и своей профессиональной деятельностью, не испытывает тревожности и внутреннего напряжения при общении с учениками. Обладая адекватной самооценкой и позитивным самоотношением, он с большей готовностью, чем его коллега с неадекватной самооценкой и высокой степенью неудовлетворенности, идет на контакт с детьми, демонстрирует способность к их безусловному принятию. Тем самым педагог, испытывающий убежденность в своей личной и профессиональной компетентности, оказывает позитивное воздействие на самооценку и самоотношение детей, стимулирует у них стремление к успехам в учебной деятельности и в конечном итоге развивающе воздействует на их личность.
Разумеется, представленная модель требований к специалисту является идеальной и условной, нуждающейся в доработке на основе отдельных исследований.
Из всего сказанного следует, что учителей «Психологической азбуки» необходимо специально готовить на этапе вузовского обучения, чего в настоящее время пока нет. Поэтому в существующих условиях вести уроки «Психологической азбуки» может либо школьный психолог, либо хорошо подготовленный учитель, преподающий основные предметы в данном классе и прошедший специальное обучение.

Содержание и главные задачи программы «Психологическая азбука»

Гуманистические идеи современного образования связаны со стремлением приобщить детей к высшим духовно-нравственным ценностям и культуре, развить творческие способности учащихся, постоянно подпитывать их познавательные интересы и высокий уровень мотивации учения и, самое главное, способствовать полноценному личностному развитию. Реально воплотить в жизнь эти цели можно, только создав необходимые условия обучения. Важнейшим условием личностного развития является переход на более высокий уровень самосознания, реализуемый на основе развертывания рефлексивных способностей.
Именно на создание в рамках системы начального обучения условий, максимально способствующих развитию самосознания и рефлексивных процессов, ориентирована программа «Психологическая азбука».
Содержанием программы «Психологическая азбука» будет являться знакомство детей с основными психологическими понятиями и тренировка элементарных умений и навыков рефлексии.
Главной целью этой программы должно выступить развитие личности ребенка, в частности его самосознания и рефлексивных способностей, в тех пределах, которые определяются возрастными возможностями и требованиями «психологической безопасности», предохраняющими ребенка от излишней «боли самопознания».
Основной принцип, легший в основу обучения новому курсу, — принцип единства материала психологии с психологическим материалом конкретной личности — подразумевает отсутствие строгой пропорциональности объемов того или другого содержания: в зависимости от разнообразных ситуаций урока, уровня развития класса и конкретных учеников, возникающих на занятиях вопросов и других условий строится логика обучения. Опираясь на богатейший материал своего личного психологического опыта, ученик должен проявить себя в качестве «соавтора» учителя по этому курсу. Программа «Психологическая азбука» учит детей замечать проявление психологических фактов, закономерностей вокруг себя, в повседневной жизни, в своем поведении и поведении окружающих.
Максимально должны использоваться личностные потенциалы ученика, раскрывать которые ему придется самостоятельно, но при участии и помощи учителя и одноклассников.
Структура занятия, не будучи строго определенной, может включать следующие типы работы: рассказ учителя, игру, психотехнические и психогимнастические упражнения, беседу, разбор иллюстраций и наглядных пособий, лепку из пластилина, изобразительную деятельность, написание сочинений, чтение специально подобранных текстов и «психологических» сказок и т. д. Предполагается использование «Психологических альбомов» для выполнения творческих заданий и рабочих записей. Вместе с тем в структуру занятия входят три части: разминка, работа по теме, подведение итогов. Обычно часть занятия уделяют «Времени книги», когда учитель читает детям вслух и обсуждает с ними сказки из «Психологии для малышей».
Таким образом, ученик будет знакомиться с психологией через осознание собственных психологических феноменов и осмысливать и понимать явления своей психической жизни благодаря уяснению объективных психологических законов.
Программа «Психологическая азбука» может быть включена в систему I — III (для I класса) или в систему I — IV (для I или II класса) начальной школы. Этот курс занимает 1 час в неделю (с учетом того, что изучение курса будет продолжаться во II классе).
Новый курс призван обеспечить:
создание психологических предпосылок становления сознательного субъекта саморазвития через усвоение психологических знаний и овладение методами и средствами саморазвития;
взаимосвязь изучения элементов системы современных психологических знаний с развитием детского самосознания и с личностным развитием в целом;
осознанное усвоение духовно-нравственных ценностей через осмысление гуманистических идей современной психологии, прежде всего идеи об уникальной позитивной сущности каждой личности;
формирование психологической культуры как неотъемлемой части общей культуры человека;
развитие психологической компетентности в целях эффективной коммуникативной и аутокоммуникативной деятельности;
развитие умений и навыков, обусловливающих поведенческую гибкость в разнообразных ситуациях общения и взаимодействия с другими людьми;
создание у ребенка обобщенной динамической картины своего внутреннего мира через осознание собственных личностных характеристик и самопредставлений и развитие рефлексивных способностей;
выработку позитивного самоотношения и формирование умений сознательного самоконтроля;
развитие эмоциональной экспрессивности и способность эффективной саморегуляции эмоциональных состояний;
активное совершенствование системы познавательных процессов — ощущений, восприятий, мышления, памяти, воображения, представлений, внимания.
Разработка и частичная апробация этой программы осуществлялись начиная с 1993 г. Уже второй год идет внедрение программы «Психологическая азбука» в 16 школах Ленинского района Московской области.

Литература

  1. Вачков И. В. Психология для малышей, или Сказка о самой «душевной» науке. М., 1996.
  2. Вачков И. В., Лыкова И. А. Фантазируем с Фантузей (развитие воображения). М., 1995.
  3. Вачков И. В., Лыкова И. А. — Фантузя-сыщик. М., 1995.
  4. Вачков И. В. Дело о похищенной клубнике (серия «Пси-Маг представляет: психология развития»). М., 1996.
  5. Вачков И. В., Попова А. Х. Программа «Психологическая азбука» (для 1 класса). Видное, 1997.
  6. Вачков И. В., Попов А. Х. Программа «Психологическая азбука» (для 2 класса). Москва; Видное, 1998.
  7. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
  8. Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М., 1994.
  9. Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. М., 1995.

Информация об авторах

Вачков Игорь Викторович, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры общей психологии факультета психологии, Московский институт психоанализа (НОЧУ ВО "Московский институт психоанализа"), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7784-7427, e-mail: vachkoviv@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1689
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 12

Скачиваний

Всего: 691
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 2