Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 97Рубрики 51Авторы 8160Ключевые слова 19965 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Опыт консультативного наблюдения одаренных детей 35

Тарасова С.Ю., кандидат психологических наук, Ст. н. сотр. лаборатории дифференциальной психологии и психофизиологии, ФГНУ «Психологический институт» РАО, Москва, Россия, syutarasov@yandex.ru

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Работая психологом-консультантом в Центре психолого-медико-социального сопровождения при МКО, часто приходится сталкиваться с вопросом родителей: «Не правда ли, мой ребенок — одаренный?» И порой после проведенной диагностики и бесед с ребенком остается только согласиться с мнением родителей и присмотреться к ребенку повнимательнее.

Особенности познавательных процессов одаренных детей

Обзор литературы, посвященной этой проблеме, показывает, что одаренность ребенка устанавливается по следующим параметрам: выдающиеся интеллектуальные способности, высокий уровень творческого или продуктивного мышления, специфические способности к обучению, способности в области искусства.

Во время сензитивных периодов все дети жадно «вбирают» в себя все, что поступает извне, при этом одаренный ребенок особенно не терпит ограничений в своих исследованиях. Если функция интеллекта, по мнению Пиаже, — это обработка информации по аналогии с переработкой пищи, то мозг одаренных детей отличается завидным «аппетитом». Уже в раннем возрасте они прослеживают причинно-следственные связи и делают соответствующие выводы.

Большинство авторов считают, что наиболее часто встречающееся проявление одаренности — ранняя речь. Ребенок с легкостью пополняет словарный запас, который и так достаточно велик, но не отличается смысловой вычурностью. Некоторые дети весьма удачно, к месту вставляют во взрослый разговор услышанную ранее фразу.

Незаурядные способности также характеризуются отличной памятью, ненасытной любознательностью и высокой степенью концентрации внимания. Отсюда способность классифицировать информацию и опыт, умение широко использовать полученные знания. Еще один редкий дар талантливых детей — это способность воспринимать связи и отношения между явлениями. Они видят неожиданные нестандартные латентные связи. Нередко это становится основой творчества. Спустя много лет у таких людей сохраняется элемент игры, изобретательность и творческий подход в работе и вообще в жизни.

Литература
  1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.
  2. Лейтес И. О. Ранние проявления одаренности. М., 2000.
  3. Матюшкин A. M. Загадка одаренности. М., 1993.
  4. Обухова Л. Ф. Еще раз об эгоцентризме. М., 1995.
  5. Штерн В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста. М., 1926.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика