Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8379Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Зона ближайшего развития как проблема современной психологии.
Сообщение 2. 1091

Котляр И.А., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Международный университет природы, общества и человека "Дубна", Дубна, Россия, iakorepanova@gmail.com

Аннотация

В данной статье зона ближайшего развития рассматривается в контексте периодизации Д.Б. Эльконина. В основу концепции положен принцип чередования видов деятельности, в которых формируются мотивационно-потребностная и операционально-техническая сферы личности. Исследования, проанализированные в данной работе, позволили более дифференцированно представить структуру актуального уровня развития ребенка.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

М. Р. Гинзбург в работе «О возможной интерпретации зоны ближайшего развития» подчеркивает, что изменения в зоне ближайшего развития — логическое следствие перехода от совместной деятельности ребенка с взрослым к индивидуально осуществляемой деятельности. В его исследовании предпринята попытка рассмотреть зону ближайшего развития в контексте периодизации психического развития, разработанной Д. Б. Элькониным. В основу этой периодизации положен принцип чередования видов деятельности, в которых преимущественно формируется мотивационно-потребностная сфера личности, и видов деятельности, в которых преимущественно формируется операционально-техническая сторона деятельности.

По мнению М. Р. Гинзбурга, в актуальном развитии ребенка мотивационный компонент уже снят и операциональный компонент уже усвоен. В процессе развития новой способности работают оба компонента, определяя тем самым зону ближайшего развития. «В ходе психического развития ребенка постоянно возникает противоречие между двумя сторонами его деятельности… мотивационной и операциональной. Зона ближайшего развития представляет собой «психологическое» пространство разрешения этого противоречия. Как в случае отсутствия мотива, так и в случае полного отсутствия соответствующих операциональных механизмов о зоне ближайшего развития говорить не приходится» [24, с. 148].

Закон развития высших психических функций описывает развитие как переход психических функций из коллективных форм существования в индивидуальные. Поэтому важно, каким образом перед ребенком представлены коллективные формы существования высших психических функций.

Литература
  1. Белопольская И. Л. Компоненты зоны ближайшего развития у детей // Вопросы психологии. 1997. № 1.
  2. Буастаманте А. Дифференциальная диагностика задержек умственного развития: Автореф. канд. дис. М., 1978.
  3. Варданян Г. А. К вопросу о критерии оценки «зоны ближайшего развития» // Научное творчество Л. С. Выготского и современность. М., 1981.
  4. Возрастные возможности усвоения знаний / Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М., 1966.
  5. Выготский Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии // Собр.соч.: В 6 т. Т.4. М., 1983.
  6. Выготский Л. С. Динамика умственного развития школьника в связи с обучением // Педагогическая психология. М., 1996.
  7. Выготский Л. С. Коллектив как фактор развития дефективного ребенка // Собр.соч. Т.5. М., 1983.
  8. Выготский Л. С. Мышление и речь // Собр.соч. Т.2. М., 1982.
  9. Выготский Л. С. О педологическом анализе педагогического процесса // Педагогическая психология. М., 1996.
  10. Выготский Л. С. Орудие и знак в развитии ребенка // Педагогическая психология. М. 1996.
  11. Выготский Л. С. Проблема возраста // Лекции по педологии. Ижевск, 1996.
  12. Выготский Л..С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Педагогическая психология. М. 1996.
  13. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М., 1900.
  14. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. // Собр. соч. Т. 3. М., 1983.
  15. Выготский Л. С. Развитие житейских и научных понятий в школьном возрасте // Педагогическая психология. М., 1996.
  16. Выготский Л. С. Собр. соч. Т. 1. М., 1982.
  17. Выготский Л. С. Собр. соч. Т. 6. М., 1984.
  18. Выготский Л. С. Стенограмма лекции «Игра». 23 марта 1933 г. // Семейный архив Л. С. Выготского.
  19. Выготский Л. С. Стенограмма лекции «Проблема обучения и развития». 15 мая 1933 г. // Семейный архив Л. С. Выготского.
  20. Выготский Л. С. Стенограмма лекции «Основные проблемы дошкольного детства». 1 мая 1934 г. // Семейный архив Л. С. Выготского.
  21. Выготский Л. С. Стенограмма трех лекций по психологии развития, прочитанных в 1928 г. в Академии коммунистического воспитания // Семейный архив Л. С. Выготского.
  22. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М., 1956.
  23. Гальперин П. Я. Психология как объективная наука. М.; Воронеж, 1998.
  24. Гинзбург М. Р. О возможной интерпретации понятия «зона ближайшего раз вития // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. М., 1981.
  25. Зак А. З. Характеристика зоны ближайшего развития при диагностике рефлексии младших школьников // Научное творчество Л. С. Выготского и современность. М., 1981.
  26. Иванова А. Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей. М., 1976.
  27. Кравцов Г. Г., Кравцова Е. Е. Психологическое развитие дошкольника в свете идей Л. С. Выготского // Психологические проблемы воспитания и обучения. Минск, 1990.
  28. Перре-Клермон А. Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей. М., 1991.
  29. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах. М.; Воронеж, 1995.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика