Опыт обследования психического развития современных 5-летних детей

1406

Общая информация

Ключевые слова: психическое развитие, диагностика, дошкольный возраст

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Для цитаты: Гударёва О.В., Смирнова Е.О. Опыт обследования психического развития современных 5-летних детей // Психологическая наука и образование. 2002. Том 7. № 3. С. 24–34.

Фрагмент статьи

Целью работы является создание и апробация комплекта диагностических методов, выявляющих уровень психического развития 5-летних детей. В настоящее время этот возраст считается последней, старшей ступенью дошкольного периода развития. Известно, что многие дети уже в 6 лет переступают порог школы. В этой связи чрезвычайно важно определить уровень и особенности развития ребенка именно на этом этапе возрастного развития, когда уже складываются многие познавательные способности и личностные особенности ребенка, которые еще не являются жестко фиксированными и завершенными. Известно, что чем младше ребенок, тем более пластичны и гибки его психика и сознание. В 5-летнем возрасте возможны коррекция и компенсация тех дефектов или отставания в развитии, которые
в дальнейшем преодолеть будет значительно труднее. Именно поэтому внимание к особенностям развития (и его возможным деформациям) в 5-летнем возрасте (у ребенка «в запасе» еще целый год дошкольного детства) может способствовать более эффективной и целенаправленной психолого-педагогической работе как в дошкольном учреждении, так и в семье.

Однако в настоящее время нет достаточно полных и надежных пакетов диагностических методик для всестороннего обследования 5-летних детей. Если для определения готовности к школе детей 6-7 лет существует богатый выбор методических процедур, то для пятилеток он скромнее. Используемые для дошкольников методики часто не имеют последовательной научной основы, они недостаточно содержательно валидны, эклектичны по способам обработки и интерпретации. К тому же эти методики, как правило, ограничиваются выявлением уровня когнитивного, умственного, развития ребенка.

Цель настоящей работы восполнить этот существенный пробел, раз работа в комплект диагностических методик (для детей 5-летнего возраста), построенных на единых научных основаниях и охватывающих важнейшие сферы развития ребенка. Несомненный интерес представляет также пилотажное обследование уровня и специфики развития современных дошкольников. Таким образом, конкретные задачи работы заключаются в следующем:

  1. Выделить те ключевые линии развития ребенка на данном этапе онтогенеза, которые должны стать предметом психологической диагностики.
  2. Отобрать и описать методики, которые адекватны поставленным задачам и обладают содержательной и статистической валидностью.
  3. Провести пилотажное обследование выборки 5-летних детей и описать его результаты.
  4. Обобщить полученные данные и по результатам диагностики представить обобщенную картину уровня развития современных 5-летних москвичей.

Полный текст

Целью работы является создание и апробация комплекта диагностических методов, выявляющих уровень психического развития 5-летних детей. В настоящее время этот возраст считается последней, старшей ступенью дошкольного периода развития. Известно, что многие дети уже в 6 лет переступают порог школы. В этой связи чрезвычайно важно определить уровень и особенности развития ребенка именно на этом этапе возрастного развития, когда уже складываются многие познавательные способности и личностные особенности ребенка, которые еще не являются жестко фиксированными и завершенными. Известно, что чем младше ребенок, тем более пластичны и гибки его психика и сознание. В 5-летнем возрасте возможны коррекция и компенсация тех дефектов или отставания в развитии, которые в дальнейшем преодолеть будет значительно труднее. Именно поэтому внимание к особенностям развития (и его возможным деформациям) в 5-летнем возрасте (у ребенка «в запасе» еще целый год дошкольного детства) может способствовать более эффективной и целенаправленной психолого-педагогической работе как в дошкольном учреждении, так и в семье.

Однако в настоящее время нет достаточно полных и надежных пакетов диагностических методик для всестороннего обследования 5-летних детей. Если для определения готовности к школе детей 6-7 лет существует богатый выбор методических процедур, то для пятилеток он скромнее. Используемые для дошкольников методики часто не имеют последовательной научной основы, они недостаточно содержательно валидны, эклектичны по способам обработки и интерпретации. К тому же эти методики, как правило, ограничиваются выявлением уровня когнитивного, умственного, развития ребенка.

Цель настоящей работы восполнить этот существенный пробел, раз работа в комплект диагностических методик (для детей 5-летнего возраста), построенных на единых научных основаниях и охватывающих важнейшие сферы развития ребенка. Несомненный интерес представляет также пилотажное обследование уровня и специфики развития современных дошкольников. Таким образом, конкретные задачи работы заключаются в следующем:

  1. Выделить те ключевые линии развития ребенка на данном этапе онтогенеза, которые должны стать предметом психологической диагностики.
  2. Отобрать и описать методики, которые адекватны поставленным задачам и обладают содержательной и статистической валидностью.
  3. Провести пилотажное обследование выборки 5-летних детей и описать его результаты.
  4. Обобщить полученные данные и по результатам диагностики представить обобщенную картину уровня развития современных 5-летних москвичей.

Общая характеристика возраста

Возраст 5 лет является хронологической границей перехода от младшего дошкольного возраста к старшему. В научной психологической литературе неоднократно отмечались существенные изменения в психическом развитии 5-летнего ребенка. По словам Л.С. Выготского, в этом возрасте мы имеем дело с совершенно новыми отношениями, которые возникают между мышлением и действием. В общих чертах суть этих изменений можно определить как становление внутренней психической жизни, внутреннего плана действия, который определяет внешнее поведение ребенка. Начинают преобладать «действия от мысли, а не от вещи». Эти изменения находят свое отражение во всех сферах психического развития ребенка коммуникативной, познавательной, волевой, мотивационной.

Так, в сфере общения ребенка со взрослым на первый план выходят внеситуативные формы общения — познавательная и личностная. Взрослый выступает перед ребенком в новом качестве как источник новых знаний, как эрудит, способный разрешить его сомнения и ответить на его вопросы. Примерно в 5-летнем возрасте возникает новая своеобразная коммуникативная потребность — потребность в уважении взрослого, которая проявляется в повышенной обидчивости детей. Главным средством такого общения, естественно, служит речь, поскольку только она позволяет выйти за пределы ситуации и осуществить внеситуативное общение.

У некоторых 5-летних детей складывается новая и высшая для дошкольного возраста внеситуативно-личностная форма общения. В отличие от предыдущей ее содержанием выступает мир людей, а не вещей. Потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого является главной для внеситуативно-личностного общения. В личностном общении дети начинают различать разные роли взрослых воспитателя, врача, продавца, учителя и в соответствии с этим по-разному строить свои отношения с ними. В этой связи формирование внеситуативно-личностного общения можно рассматривать как важную предпосылку готовности к школе.

Возраст 5 лет характеризуется взрывом всех проявлений дошкольника, адресованных сверстнику. После 4 лет сверстник делается более привлекательным, чем взрослый. С этого возраста дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку. Главным содержанием их общения становится совместная игровая деятельность. Общение детей начинает опосредоваться предметной или игровой деятельностью. Дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников, оценивают их и реагируют на оценку яркими эмоциями. Усиливается напряженность в отношениях со сверстниками, чаще, чем в других возрастах, проявляется конфликтность, обидчивость, агрессивность. Сверстник становится предметом постоянного сравнивания с собой, противопоставления себя другому. Потребность в признании, уважении оказывается главной в общении как со взрослым, так и сверстником. В этом возрасте активно формируется коммуникативная компетентность, которая обнаруживается в решении конфликтов и проблем, возникающих в межличностных отношениях со сверстниками.

Пятилетний возраст является периодом бурного роста самосознания, когда Я ребенка обосабливается от других, противопоставляется как близким взрослым, так и сверстникам. Это период повышенной ранимости, когда у многих детей возникают (а у некоторых остаются и в дальнейшем) такие черты, как обидчивость, застенчивость, агрессивность, демонстративность и др.

Становление внутренней психической жизни и внутренней саморегуляции связано с целым рядом новообразований в познавательной сфере дошкольника. Прежде всего ребенок приобретает способность действовать в плане общих представлений. Мышление 5-летнего ребенка перестает быть наглядно-действенным, отрывается от воспринимаемой ситуации, и, таким образом, возникает возможность устанавливать связи между общими представлениями, которые не даны в непосредственном чувственном опыте. Ребенок может устанавливать простые причинно-следственные отношения между событиями и явлениями. У него возникает стремление как-то объяснить и упорядочить окружающий мир. Возникает первый абрис целостного детского мировоззрения. Наиболее характерной формой мышления 5-летнего ребенка является наглядно-образное, когда ребенок оперирует не конкретными предметами, а их образами и представлениями. Важным условием формирования данного вида мышления выступает способность различать план реальных объектов и план моделей, отражающих эти объекты. Возможность создавать новые оригинальные образы и действовать с ними во внутреннем плане воображение является одним из главных новообразований этого периода.

К 5 годам у детей помимо наглядно-образного начинает складываться логическое мышление, позволяющее ребенку ориентироваться на существенные, объективные признаки предметов. Он уже может установить логическую последовательность событий, отделить существенные признаки от несущественных, решить несложные логические задачи.

Важнейшим новообразованием этого периода является возникновение произвольного поведения. В дошкольном возрасте поведение ребенка из импульсивного и непосредственного становится опосредованным нормами и правилами поведения. Здесь впервые возникает вопрос о том, как надо себя вести. Т.е. создается предварительный образ своего поведения, который выступает в качестве регулятора. Ребенок начинает управлять своим поведением, сравнивая его с образцом.

Несмотря на все вышеуказанные достижения, 5-летний ребенок остается дошкольником и все его интересы и потребности лежат в сфере игры. Все важнейшие новообразования этого периода зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста — сюжетно-ролевой игре.

Возраст 5 лет является периодом расцвета ролевой игры, когда ее содержанием становятся отношения между людьми, а подчинение игровому правилу, заданному в роли, определяет смысл игровой деятельности. В такой игре наиболее интенсивно формируются психические качества и особенности личности ребенка.

Игровая деятельность влияет на формирование всех психических процессов: произвольности, воображения, образного мышления и др. Именно эта деятельность в дошкольном возрасте является ведущей и определяет дальнейший путь психического развития ребенка. Поэтому при диагностике психики 5-летнего ребенка следует учитывать уровень развития игровой деятельности.

Обоснование и характеристика диагностических методов

Основываясь на названных выше возрастных особенностях 5-летних детей, можно выделить следующие направления психологической диагностики и составляющие их аспекты:

  • коммуникативная сфера уровень общения ребенка со взрослым (форма общения), особенности отношений с близкими взрослыми, социальная компетентность в общении со сверстниками;
  • познавательная сфера уровень ориентировки в окружающем, образное и логическое мышление, связность речи, способность ориентироваться на существенные признаки;
  • произвольность принятие и выполнение заданий взрослого, способность опосредовать свои действия образцом.

Уровень развития речи не следует выделять в отдельный предмет диагностики, поскольку речь неизбежно включена в другие виды деятельности и выступает, с одной стороны, как средство общения (при выявлении внеситуативных форм общения), с другой как средство мышления (при решении мыслительных задач и их словесном описании). Регулятивная функция речи выявляется при выполнении речевых инструкций взрослого.

Учитывая фундаментальное значение игровой деятельности в развитии дошкольника, при диагностике психического развития 5-летних детей мы считаем необходимым выявить уровень развития игры и ее содержательные особенности.

На диагностику этих сторон психического развития направлена настоящая работа. Выбор конкретных методик осуществлен в соответствии с рядом требований.

Во-первых, предлагаемые детям диагностические методики должны соответствовать их возрастным особенностям и отвечать возможностям и потребностям 5-летних детей.

Во-вторых, комплекс диагностических методик должен давать разностороннюю и разноплановую картину развития ребенка, что позволило бы определить индивидуальные варианты развития и своевременно зафиксировать пробелы и недостатки в формировании тех или иных функции. Результаты диагностики должны служить основой для создания коррекционно-развивающих программ.

В-третьих, используемые методики должны быть стандартизированы и апробированы на практике. Они должны быть проверены на содержательную и статистическую валидность и надежность.

И наконец, в-четвертых, методики должны предполагать не только количественный, но и качественный анализ результатов. Они должны позволить построить индивидуальный качественный психологический портрет ребенка и в то же время проводить сравнительный анализ группы детей, чтобы осуществлять контроль за ходом психического развития дошкольников.

На основании этих требований были отобраны и апробированы необходимые диагностические методики. Остановимся на их кратком описании.

Диагностика коммуникативной сферы

Данный блок включает три методики, которые направлены на определение формы общения со взрослым, выявление отношения к близким взрослым в семье и на диагностику коммуникативной компетентности ребенка в общении со сверстниками.

1. Форма общения со взрослым определялась по известной и многократно апробированной методике, разработанной на основе концепции генезиса общения М.И. Лисиной. Методика включает три ситуации общения ребенка со взрослым. Каждая из ситуаций представляет собой модель определенной формы общения. На основе сопоставления показателей поведения ребенка в каждой из них делается заключение о предпочтении той или иной формы и об уровне развития общения в целом.

2. Отношение ребенка с близкими взрослыми и эмоциональное самочувствие дошкольника выявлялись с помощью известного и широко применяемого в психологической практике теста «Рисунок семьи». Специальная формализованная методика обработки данного теста позволяет не только дать клиническую качественную картину состояния ребенка, но и определить некоторые количественные показатели семейных отношений его глазами.

3. Для выявления коммуникативной компетентности ребенка в общении со сверстниками использовалась методика «Картинки», предложенная Е. О. Смирновой и Е. А. Калягиной. Стимульный материал данной методики представляет собой картинки с изображением знакомых ребенку конфликтных проблемных ситуаций (один ребенок отнимает у другого игрушку, или ломает его постройку, или не принимает в игру и др.). Ребенку предлагается рассказать о том, что он видит на каждой картинке, и найти выход из сложившейся ситуации. Понимание изображенных событий и характер предложенного решения проблемы являются показателями социальной компетентности.

Все три методики предполагают качественную обработку материалов, т. е. констатацию тех или иных особенностей каждого ребенка. При количественном анализе материалов подсчитывалось относительное число дошкольников (%), имеющих разные варианты каждого качества.

Диагностика познавательной сферы

Данный блок включает четыре методики, выявляющие различные аспекты познавательного развития дошкольника: ориентировку в окружающем, выделение существенных признаков, наглядно-образное мышление и установление последовательности событий.

1. Ориентировка в окружающем выявлялась посредством традиционной и любимой дошкольниками игры «Нелепицы». Ребенок должен внимательно рассмотреть картинки с большим количеством искажений реальности и найти все «ошибки» художника.

2. Способность выделять существенные признаки и брать их за основу классификации предметов определялась с помощью традиционной методики «Четвертый лишний» (или «Исключение четвертого»).

3. Уровень наглядно-образного] мышления устанавливался посредством популярной методики, разработанной Л.А. Венгером. В этой методике дети должны выделить форм предметного изображения и соотнести ее с формой эталона. Эта задач предполагает опосредованность восприятия сенсорным эталоном и оперированием в плане образов.

4. Способность к установлению логической связи событий и уровень речевого развития выявлялись с помощью распространенного приема предполагающего расположение набора сюжетных картинок в нужной последовательности. Самостоятельный рассказ ребенка с опорой на выстроенную им последовательность событий отражает как развитие связной речи, так и владение просто жизненной логикой.

Диагностика произвольной сферы

При диагностике данной сферы психического развития 5-летних детей следует помнить, что произвольность в этом возрасте еще не сложилась и находится в стадии своего становления. Поэтому многие методики, используемые для диагностики готовности к школе 6-летних детей, к этому возрасту неприменимы. В тс же время 5-летние дети уже могут принимать и выполнять задани5 взрослых и опосредовать свои действия образцом.

Для выявления этой способности применялась методика «Графические фигуры», в которой дети должны были воспроизвести по образцу на листе бумаги четыре фигуры разной сложности.

Принятие и выполнение задания взрослого также рассматривались как показатель произвольности.

Диагностика игровой деятельности

При диагностике игровой деятельности учитывались, во-первых, мотивационный аспект, т. е. предпочтение ребенком игровой деятельности, и во-вторых, уровень овладения сюжетно-ролевой игрой. Уровень развития игровой деятельности выявлялся в процессе наблюдения за свободной деятельностью группы детей. Интерес ребенка к игре диагностировался по результатам выборов, которые он должен был сделать после предъявления ему нескольких парных картинок, изображающих игровые и учебные ситуации (методика «Познавательный выбор»). Предпочтение игровых ситуаций свидетельствует об интересе к игре; предпочтительный выбор учебных ситуаций говорит о стремлении ребенка к учебным типам деятельности.

Уровень развития игровой деятельности выявлялся в ходе стандартизированного наблюдения за свободной игровой деятельностью группы детей. В ходе наблюдения отмечались наличие сюжетно-ролевой игры, ее сюжет, содержание и некоторые качественные и количественные особенности.

Следует подчеркнуть, что предложенный пакет методик не направлен непосредственно на диагностику готовности к школе. Задачи психологической диагностики значительно шире и не могут быть сведены к столь узкоутилитарному аспекту. К тому же в 5-летнем возрасте главные стороны психики ребенка еще только развиваются, и требовать от пятилетки готовности к школе нельзя. В то же время, учитывая острый интерес педагогов и родителей к этой проблеме, можно отметить, что методики, направленные на диагностику познавательной и произвольной сфер (включая методику «Познавательный выбор»), могут дать надежную, хотя и предварительную, информацию относительно готовности ребенка к школе. Большая часть данных методик была проверена на прогностическую валидность Т.Д. Абдурасуловой путем сопоставления полученных результатов с результатами тех же детей при их поступлении в школу. Результаты субтестов, диагностирующих познавательную и произвольную сферы, дали высокую степень соответствия (р<0,01). На основании этих данных можно утверждать, что предлагаемый комплекс методик целесообразно использовать для выявления предпосылок готовности к школе.

Результаты обследования

В обследовании принимали участие 50 детей в возрасте от 4 лет 10 месяцев до 5 лет 2 месяцев, посещающих детские сады Москвы.

На основе проведенного обследования попытаемся обобщить полученную картину и дать предварительное заключение об уровне развития детей по трем основным сферам: коммуникативно-личностной, интеллектуально-волевой и деятельностной.

Коммуникативно-личностная сфера

Результаты показали, что по уровню общения со взрослым современные дошкольники находятся в пределах возрастной нормы. У большинства из них преобладает внеситуативно-познавательная форма общения со взрослыми. Вместе с тем у многих детей снижена инициативность в общении, познавательные интересы детей развиты недостаточно. Преобладает стремление слушать, усваивать новую информацию, отвечать на вопросы взрослого, но не задавать своих. Ключевой и ведущей фигурой в таком познавательном общении остается взрослый, а ребенок предпочитает следовать за его предложениями и указаниями. Значительная часть детей (30 %) в 5 лет остаются на уровне ситуативно-деловой формы общения, т. е. их интересы ограничиваются играми и предметными действиями и не выходят за пределы конкретной ситуации. Невозможность и нежелание обсуждать познавательные темы в этом возрасте свидетельствуют об отставании в развитии общения у этой части детей. Однако большая часть обследованных пятилеток (70 %) обнаружили достаточно высокий уровень развития общения со взрослым.

Более тревожные данные получены по коммуникативной компетентности в общении со сверстниками. Как отмечалось выше, 5 лет это возраст наиболее интенсивного общения детей, когда закладываются основы межличностных отношений и сотрудничества, когда дошкольники приобретают основные коммуникативные способности, позволяющие налаживать отношения со сверстниками и самостоятельно разрешать возникающие проблемы. Однако, по нашим данным, около 50 % детей таких способностей не имеют и обнаруживают полную беспомощность в общении со сверстниками. Они не могут найти решения даже наиболее типичных трудностей в общении с партнерами. Ответы типа «Не знаю», «Заплачу», «Позову маму», которые составили большинство высказываний детей, свидетельствуют о явно недостаточной социальной компетентности и беспомощности детей в отношениях со сверстниками.

Большинство самостоятельных решений, предложенных детьми, имели явно агрессивный характер. Ответы типа «Побью», «Стукну» и других встречались в 25 % случаях. Эти ответы говорят о том, что агрессивность становится нормой жизни дл значительной части дошкольников. Эта весьма опасная тенденция должна вызывать тревогу.

И только около 20 % детей обнаружили достаточно высокую социальную компетентность и оказались способными найти конструктивные и самостоятельные решения предложенных проблемных ситуаций.

При анализе межличностных отношений в семье (по материалам детских рисунков семьи) обнаружена весьма печальная картина. Показатели большей части детских рисунков свидетельствуют об одиночестве ребенка, его невключенности в семью, отчуждении от близких взрослых. Разобщенность отдельных членов семьи, отсутствие общего сюжета ил занятия, значительное количество сюжетов «расставания» свидетельствуют о том, что семья не переживается ребенком как единое целое. Многие качественные показатели детских рисунков свидетельствуют о сниженном эмоциональном тоне и изолированности детей от взрослых. Эти особенности существенно отличают рисунки современных пятилеток от рисунков их сверстников, полученных 10-15 лет назад. Вероятно, это отражает негативные тенденции, характерные для современной семьи, которые не могут не отразиться на эмоциональном благополучии и развитии детей.

Интеллектуально-волевая сфера

Традиционно показатели данной сферы дошкольников связываются с готовностью к школьному обучению. И хотя говорить о степени готовности к школе 5-летнего ребенка преждевременно, некоторые предпосылки к обучению важно рассматривать в этом возрасте, когда еще можно предпринять необходимые меры перед поступлением ребенка в школу.

В нашем обследовании интеллектуальная и произвольная сферы диагностировались с помощью комплекса методик, апробированных и адаптированных Т.Д. Абдурасуловой. Данный комплекс обладает тем преимуществом, что имеет четкие количественные измерения, которые опираются на возрастной норматив. Благодаря этому уровни выполнения разных методик можно измерить и сопоставить между собой.

Напомним, что интеллектуальная сфера в нашем обследовании включала четыре показателя (ориентировка в окружающем, выделение существенных признаков, наглядно-образное мышление и последовательность событий). Развитие произвольности измерялось с помощью методики «Графические фигуры».

Таблица содержит суммарные данные по выполнению данных методик.

Как следует из таблицы, показатели детей по разным методикам интеллектуальной сферы оказались весьма неоднородными. Наиболее высокая успешность выполнения получена по показателям ориентировки в окружающем (63 %) и наглядно-образному мышлению (73 %). В этих областях число детей с высоким уровнем выполнения существенно выше, чем с низким. Вполне удовлетворительные результаты получены по методике «Четвертый лишний» (выявлялась способность к выделению существенного признака). Однако здесь наблюдался значительный разброс результатов разных детей, вследствие чего количество пятилеток с высоким и низким уровнями выполнения заданий оказалось равным (25 %). В целом показатели данных аспектов интеллектуальной сферы удовлетворительны и находятся в пределах возрастной нормы.

В отличие от этого показатели логического мышления, которые выявлялись через способность детей выстраивать и описывать последовательность событий, оказались крайне низкими (дети справились с этой задачей всего на 25 %). Только 12 % обследованных пятилеток смогли правильно построить последовательность из трех достаточно простых картинок и составить по ним более или менее связный рассказ. При решении этой задачи большинство детей проявили несамостоятельность и крайнюю беспомощность. Речь детей отличалась ситуативностью, отсутствием связности и логических построений. Все это свидетельствует о явном недоразвитии вербально-логического мышления детей по сравнению с наглядно-образным. Отметим, что эта сфера мышления, в отличие от других, предполагает внутренние действия без внешних опор, т. е. наличие развитого внутреннего плана действий.

Еще более низкие показатели выявлены при обследовании произвольной сферы. Подавляющее большинство детей (70 %) не могли опосредовать свои действия наглядным образцом и воспроизвести его в своих рисунках. Показательно, что дети хорошо различают форму и детали разных графических объектов по заданию взрослого, однако не могут воспроизвести их самостоятельно. Обращает на себя внимание неразвитость тонкой моторики руки и отсутствие графических навыков. Несмотря на регулярные занятия изобразительной деятельностью, большинство 5-летних детей плохо владеют карандашом и не могут провести четких линий. Все это свидетельствует не только об отсутствии графических, двигательных умений, но и о несформированности определенных мозговых структур, ответственных за выработку общей произвольности. Дефицит произвольности как в умственной, так и в двигательной сфере является одним из наиболее важных фактов, полученных в настоящем обследовании.

Как известно, произвольность в дошкольном возрасте складывается и развивается в ведущей деятельности дошкольника ролевой игре. В этой связи важно рассмотреть особенности и уровень развития игровой деятельности современных 5-летних детей.

Деятельностная сфера

Исследование мотивационных предпочтений детей (методика «Познавательный выбор») показало, что в большинстве случаев (62 %) дети выбирают игровую ситуацию. Мотивация учения и учебных занятий представлена весьма слабо. По-видимому, это связано с тем, что учебные занятия используются в режиме детского сада слишком часто и в не адекватной для дошкольников форме, а потому теряют свою привлекательность. Вместе с тем интерес к игре является совершенно естественным для детей данного возраста. Именно в этой деятельности закладываются те возможности и способности, которые в дальнейшем становятся качествами личности ребенка.

Наблюдение за свободной деятельностью 5-летних детей показало, что большая часть дошкольников (приблизительно 60 %) не играли, Они демонстрировали отдельные предметные действия (катание машинок, бросание мяча), рассматривали книжки, рисовали, занимались конструктором «Лего» и др. Только 40 % дошкольников демонстрировали те или иные формы ролевой игры. Остановимся на них подробнее.

Наиболее популярными у дошкольников оказались традиционные бытовые сюжеты: кормление, укладывание спать, прогулка, купание дочки и др. (такие игры наблюдались в 30 % случаев). Сюда же входят варианты игры «Дочки-матери» и современная разновидность этой игры «Семья куклы Барби». У мальчиков чаще проигрывались сюжеты, связанные с защитой и нападением: «Полицейские и воры», «Бандиты и наши», «Охотники за привидениями». В играх дети использовали как реальные игрушки, так и их заместители.

Рассмотрим содержание игр. Многие дети называют роли, стараются выполнить именно те действия, которые характерны для выбранной ими роли (дочки или матери). 20 % детей выделяют правило, по которому нужно действовать, однако большинство из них не могут придерживаться правил, ограничивающих спонтанную активность, т. е. делают то, что по роли делать нельзя. Интересно, что не все дети умеют пользоваться ролевой речью, осуществлять ролевой диалог. Игра однообразна. Это, как правило, повторы одних и тех же операций, что характерно для процессуальной игры детей раннего возраста. Наблюдения показали, что 5-летние дети не могут элементарно развить сюжет, не способны вживаться в принятую роль и строить свои отношения с другими, исходя из ролевой позиции.

Результаты обследования свидетельствуют о том, что по своей популярности ролевые игры почти в два раза отстают от других занятий. Причем сюжеты детских игр весьма однообразны и в основном ограничены семейной тематикой; «профессиональные сюжеты» (т. е. игры в повара, шофера, доктора, космонавта и др.), которые были весьма популярны 10-20 лет назад, практически отсутствуют. Показательно, что современные дошкольники нередко используют в своих играх сюжеты из телевизионных фильмов и воспроизводят роли экзотических телевизионных героев (человек-паук, привидения и др.).

Слабая представительность ролевых игр и их оторванность от жизни близких взрослых могут свидетельствовать о том, что социальная жизнь и вхождение в мир взрослых перестают быть содержанием детских игр, как это предполагалось в отечественной психологической концепции детской игры.

Заключение

Сворачивание игры в дошкольном возрасте отражается на общем психическом и личностном развитии детей. Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что она, оставаясь максимально свободной и привлекательной для ребенка деятельностью, становится школой произвольного поведения, учит его добиваться цели (пусть пока игровой), преодолевать свои импульсивные желания. Это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность. Именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и (наверное, это главное) хотеть действовать правильно. В развитой форме игры дети сами хотят действовать в соответствии с принятыми правилами. Уход таких правил из игры может свидетельствовать о том, что у современных детей игра перестает быть «школой произвольного поведения», а никакая другая деятельность для ребенка 3-6 лет эту функцию выполнить не может. А ведь произвольность это не только действия по правилам, это осознанность, независимость, ответственность, самоконтроль, инициативность и внутренняя свобода. Лишившись игры, дети не смогут приобрести всего этого. В результате их поведение останется ситуативным, непроизвольным, зависимым от окружающих взрослых. Результаты обследования показали, что современные дошкольники, оставшись без руководства взрослого, не умеют организовать свою самостоятельную деятельность, наполнить ее смыслом: они слоняются, толкаются, перебирают и разбрасывают игрушки и т. д. У большинства из них не развито воображение, отсутствуют творческая инициатива и самостоятельность мышления. А поскольку дошкольный возраст является оптимальным периодом для формирования этих важнейших качеств, трудно питать иллюзии, что все эти способности возникнут сами собой потом, в более зрелом возрасте.

Бедность и примитивность игры отражаются и на коммуникативном развитии детей. Дошкольники, не умеющие играть, не способны содержательно общаться, заниматься совместной деятельностью, не умеют продуктивно разрешать возникающие конфликты. В результате нарастают проявления агрессивности, отчужденности, враждебности по отношению к сверстникам.

Полученные данные позволяют сделать вывод о необходимости создания условий, способствующих постепенному развитию сюжетной игры, которая является незаменимой школой общения, мышления и произвольного поведения для детей дошкольного возраста.

Информация об авторах

Гударёва О.В., кандидат психологических наук, директор, Центр психолого-медико-социального сопровождения «Малыш», Москва, Россия

Смирнова Елена Олеговна, доктор психологических наук, профессор, начальник отдела, отдел психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек, Центра прикладных психолого-педагогических исследований, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 12303
В прошлом месяце: 355
В текущем месяце: 252

Скачиваний

Всего: 1406
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 8