Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 69Рубрики 51Авторы 6526Ключевые слова 15190 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский городской психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Издается с 1996 года

Периодичность: 4 выпуска в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Специфика игры с куклой барби у детей дошкольного возраста 453

Антонова М.В., студентка V курса Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО, Москва, Россия
Эльконинова Л.И., кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО, член Международной психологической организации ISSBD, доцент кафедры возрастной психологии МГППУ, Москва, Россия, milaelk@gmail.com

Аннотация

В статье описана психологическая экспертиза куклы барби с позиции психологии Л.С. Выготского. Рассматривалась проблема существования нормы понимания отношений между полами и половой принадлежности в дошкольной игре. Был поставлен эксперимент, состоящий из двух частей: 1) инициирование игры с куклой Барби; 2) игра с обычными куклами. В результате исследования оказалось, что игра с Барби позволяет ребенку осмыслить те отношения между полами, которые он видит в окружающем его мире.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В статье описана психологическая экспертиза куклы Барби с позиции психологии развития в рамках культурно-исторической психологии Л. С. Выготского. В соответствии с данной позицией кукла — это культурный предмет, в котором «зашифрованы» те или иные способы действования.

В отечественной психологии не проводились специальные экспериментальные исследования игр с куклами различных типов для определения их «культурно запрограммированного» содержания. Встречающееся в психологической литературе крайне полярное отношение к кукле Барби носит скорее эмпирический и оценочный, чем экспериментально-объективный характер.

Эта кукла появилась в 60-х гг. прошлого века и сильно отличалась от всех ранее выпускавшихся кукол. Во-первых, была найдена удачная величина куклы (она не очень большая, но и не пупсик, и детям очень удобно играть с ней); во-вторых, Барби была задумана как образец женской красоты (у нее красивые лицо, волосы и тело); в-третьих, у нее могут сгибаться руки и ноги, чего нет у большинства других кукол; в-четвертых, ее важным отличием от остальных кукол является наличие груди, т. е. половых признаков взрослой девушки. Красивые куклы были и раньше (например, фарфоровые куклы), однако обычно они стоили дорого и были недоступны для большинства детей.

Барби стала «массовой» куклой, с которой можно было играть так, как хочется, не боясь ее испортить. Она привлекательна еще и потому, что о магазинах для Барби можно купить много разной и красивой одежды и менять ее по желанию ребенка.

С момента первого появления куклы Барби возникло множество ее «амплуа»: Барби-роллер, Барби-принцесса, Барби-невеста, Барби на вечеринке, Барби-русалка и т. д. Существуют темнокожие Барби и Барби-инвалид, сидящая в кресле-коляске, а также беременная Барби. Кукла завоевала мировой рынок: она продается во многих странах; в некоторых из них она целиком приспособлена к иной культуре или просто наряжена в народный костюм.

«Имущество» Барби постоянно увеличивается на несколько предметов (это может быть самолет, фотоальбом или несколько новых костюмов). Для Барби выпускаются косметические средства, которые девочка может использовать и сама. Некоторые наряды для Барби созданы в знаменитых домах моды (Барби от Givenchi). Востребованность этой куклы способствовала возникновению целой индустрии Барби.

Во многих странах фирма Mattel выпускает журнал «Играем с Барби» (на русском языке в том числе), который выполняет обучающие и воспитательные задачи. Так, дети из него могут узнать о хороших манерах, как подобрать ткани для платьев и подходящие аксессуары, правильно комбинировать части одежды друг с другом и т. д.

Популярность этой куклы среди девочек свидетельствует о том, что она, видимо, отвечает каким-то их потребностям. Вместе с тем не только родители, но и психологи неоднозначно оценивают эту куклу.

Литература
  1. Абраменкова В. В. Игра формирует душу ребенка // Мир психологии. № 4, 1998.
  2. Антонова М. А. Специфика игры с куклой Барби у детей дошкольного возраста: Дипломная работа, защищенная в МГППУ. М., 2002,
  3. Ершова Г. Г. Игра как способ развития моделирующего мышления // Мир психологии. 1998. № 4.
  4. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.
  5. Лосева В. К., Лунькон А. И. Психосексуальное развитие ребенка. М., 1995.
  6. Нойшюц К. Куклы — своими руками. М., 2001.
  7. Тендрякова М. Новые дочки-матери // Педология / Новый век. 2000. № 2.
  8. Тендрякова М. Время в зеркале детской игры // Педология / Новый век. 2000. № 6.
  9. Эльконин Д. Б. Введение в психологию развития. М., 1994.
  10. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Психологи отечества. М., 1997.
  11. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1999.
  12. Эльконинова Л. И. О предметности детской игры // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2000. № 2.
  13. Юнг К. Конфликты детской души. М., 1997.
  14. Cole М., Cole S. The Development of Children. N.Y., 1989.
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2016 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-55675 от 09 октября 2013 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика