Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 97Рубрики 51Авторы 8224Ключевые слова 20166 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Восприятие упругости и медицинская диагностика 701

Морина Н.Л., кандидат психологических наук, зав. лабораторией ПИ РАО, Москва, Россия

Аннотация

В этом труде освещаются 6 серий экспериментов по изучению восприятия упругости у врачей в сфере медицинской диагностики и их результаты. Автор отвечает на вопросы о величине различительной чувствительности, о возможности улучшения дифференцировки упругости посредством обучения и т.д. В результате исследования была разработана методика обучения тонкой дифференцировки восприятия упругости, которая может быть использована для обучения студентов медиков и врачей.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Развитие науки и техники в последние десятилетия и применение их достижений в материально-техническом производстве привели к внедрению вспомогательных научно-технических средств во многие отрасли человеческой деятельности. При этом роль информации, получаемой с помощью зрения, слуха, осязания и т. п., не снизилась, в большинстве случаев возникли новые требования и задачи, связанные с человеческим способом восприятия и переработки информации. Это привело к тому, что в психологической науке с середины XX столетия возникли и стали разрабатываться такие направления, как инженерная психология, психология труда, космическая психология, эргономика и другие, изучающие психологические особенности и возможности человека в современных условиях его деятельности в науке и практике. Современная практика стала диктовать новые требования к профессиональной пригодности человека в процессе выполнения того или иного вида деятельности, возникла необходимость научной организации процесса обучения в каждой конкретной профессии. Для решения этих вопросов появилась потребность в изучении особенностей тех психологических и психофизиологических процессов, которые помогают человеку осуществлять определенные виды профессиональной деятельности.

В качестве примера можно рассмотреть деятельность врача, который, как известно, использует в своей работе следующие приемы: визуальный осмотр, аускультацию, перкуссию, пальпацию, различные аппаратурные методы и т. п. Тем самым процесс постановки медицинского диагноза основан на данных, получаемых посредством и зрения, и слуха, и осязания (гаптики). Наряду с этим врачу необходимо как привлечение теоретических знаний о характере протекания того или иного заболевания, так и умение использовать данные, полученные с помощью технических средств диагностики. Следовательно, по своей сути медицинский диагноз является полифункциональным процессом, в котором должны оперативно использоваться различные виды информации.

В связи с задачей исследования процессов формирования оперативности [24] и полифункциональности психического отражения у врачей была поставлена задача определения диагноза заболеваний щитовидной железы. Выбор этого вида заболевания был связан с тем, что для постановки диагноза врач использует данные визуального осмотра, пальпации тканей щитовидной железы, специальных аппаратов, а также имеющиеся у него теоретические знания о характере протекания того или иного заболевания. В результате экспериментального исследования [13, 15, 19, 21] была подтверждена гипотеза о полифункциональном характере процесса медицинской диагностики, гак как в нем участвуют и зрение, и осязание, и умение привлекать научные данные о симптоматике и характере протекания того или иного заболевания. При этом было обнаружено, что, несмотря на данные, получаемые с помощью различных технических средств, объективно регистрирующих состояние больного органа, одним из основных средств при диагностировании служила пальпация, т. е. восприятие врачом упругости тканей щитовидной железы в процессе ее осязательного обследования. Было установлено, что ошибки при диагностировании связаны в основном с недостаточным пальпаторным опытом, т. е. наличным уровнем развития у данного специалиста восприятия упругости. Таким образом, мы столкнулись с парадоксальным на первый взгляд фактом, заключавшимся в том, что созданная по последнему слову науки и техники аппаратура объективной регистрации параметров данного заболевания, предназначенная для его диагностики, является для врача лишь вспомогательным средством, а основным остается ощупывание, или пальпация.

Литература
  1. Бардин К. В. Проблема порогов чувствительности и психофизические методы. М., 1976.
  2. Боркова Т. Н. Индивидуальные различия в формировании и перестройка навыка // Известия АПН РСФСР. 1958.Вып. 91.
  3. Вудворгс Р. Экспериментальная психология. М., 1950.
  4. Забродин Ю. М., Лебедой А. Н. Психофизиология и психофизика. М., 1977.1
  5. Закономерности порождающего процесса восприятия/Под ред. Н. Л. Мориной: Коллективная монография. М., 2000. Деп. в ИТОП РАО 03.07.2000, № 11—2000.
  6. Зальцман A. M. Функциональные изменения воспринимаемой громкости звуков//Вопросы психологии. 1975. № 4.1
  7. Лоос В. Г. Промышленная психология. Киев, 1974.
  8. Любимов В. В. О восприятии движения сигнала в задаче ручного слежение // Исследования зрительной деятельности человека / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер. М., 1973.
  9. Миракян А. И. Психология пространственного восприятия: Историко-методологический анализ. Ереван, 1990.
  10. Миракян А. И. Начала трансцендентальной психологии восприятия //Философские исследования. М.,1995. № 2.
  11. Миракян А. И. Константно-аконстантное восприятие величин // Вопросы психологии. 1975. № 1.
  12. Миракян А. И. Контуры трансцендентальной психологии (кн. 1). М., 1999.
  13. Морина Н. Л. Особенности оперативного образа при постановке диагноза // Материалы 4-й Всесоюзной конференции по индустриальной психологии и эргономике. Ярославль, 1974.
  14. Морина Н. Л. Роль оперативного образа в повышении эффективности диагностических действий врача // Симпозиум по физиологии труда и эргономике. София, 1974. Т.1.
  15. Морина Н. Л. Роль оперативного образа в процессах радиоизотопной диагностики // Экспериментальные исследования по проблемам общей и педагогической психологии / Под ред. В. Н. Пушкина. М., 1975.
  16. Морина Н. Л. Двусторонняя вариативность как необходимое условие восприятия объективных отношений // Деятельность и психические процессы. М., 1977.
  17. Морина Н. Л. Изучение некоторых особенностей гаптической чувствительности // Вопросы психологии. 1977. № 3.
  18. Морина Н. Л. Особенности восприятия различения упругости через различные промежутки времени // Экспериментальные исследования по проблемам социальной, общей психологии и дифференциальной психофизиологии / Под ред. Н. И. Чуприковой. М., 1977.
  19. Морина Н. Л. Изучение некоторых особенностей восприятия упругости: Автореф. канд. дис. М.,1978.
  20. Морина Н. Л. Историко-философские предпосылки исследований осязания // Проблемы психологии восприятия: традиции и современность / Под ред. В. А. Барабанщикова, В. И. Панова. М., 1995.
  21. Морина Н. Л. Оперативный образ и медицинская диагностика // Образ в регуляции деятельности / Под ред. Н. Л. Мориной, В. И. Козлова. М., 1997.
  22. Морина Н. Л. Теоретико-экспериментальное исследование принципов порождающего процесса восприятия в осязании // Закономерности порождающего процесса восприятия / Под ред. Н. Л. Мориной: Коллективная монография. М., 2000. Деп.в ИТОП РАО 03.07.2000, № 11 — 2000.
  23. Образцов В. П. Избранные произведения. Киев, 1950.
  24. Ошанин Д. А. Предметное действие и оперативный образ // Избранные психологические труды. М.; Воронеж. 1999.
  25. Пинский Б. И. Формирование двигательных навыков учащихся вспомогательной школы. М., 1977.
  26. Платонов К. К., Голубое Г. Психология. М., 1973.
  27. Принципы порождающего процесса восприятия / Под ред. А. И. Миракяна. М., 1992.
  28. Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений. М., 1961.
  29. Проблемы психофизики. М., 1974.
  30. Ухтомский А. А. Сочинения. Л., 1945. Т.4, 5.
  31. Чапанис А. Инженерная психология//Инженерная психология / Под ред. Д. Ю. Панова, В. П. Зинченко. М., 1964.
  32. Чебышева В. В. Взаимодействие словесных, зрительных и двигательных компонентов при усвоении величины движения // Известия АПН РСФСР. 1958. Вып.91.
  33. Чебышева В. В. Совмещение действий при обучении двигательному навыку //Известия АПН РСФСР. 1958. Вып.91.
  34. Чебышева В. В. Психология трудового обучения. М., 1969.
  35. Черноруцкий М. В. Диагностика внутренних болезней. М., 1954.
  36. Экспериментальная психология / Под ред. С. Стивенса. М., 1963, Т. 2.
  37. Экспериментальная психология / Ред.-сост. П. Фресс, Ж. Пиаже. М., 1973. Вып.4.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика