Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8379Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Индивидуальные различия в умственном развитии детей младшего школьного возраста 842

Артемова Т.А., старший преподаватель кафедры общей психологии МГППУ, Москва, Россия

Аннотация

В статье описывается лонгитюдное исследование (с I по III класс), целью которого было выявить психологические, социально-психологические и психофизиологические факторы, влияющие на формирование индивидуальных различий в умственном развитии детей. Был использован ряд психологических методов, а также теппинг-тест и данные ЭЭГ. В результате исследований удалось установить факторы, достоверно влияющие на высокий уровень умственного развития, в то время как конкретных причин, приводящих к низкому уровню умственного развития, установить не удалось.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Несмотря на то что проблема индивидуальных различий в мышлении детей широко освещалась как в отечественной психологии (Н. А. Менчинская; Г. П. Антонова, 1968; В. Н. Пушкин, 1965; З. И. Калмыкова, 1975; С. Ф. Жуйков, 1979; К. Г. Павлова, 1968; Л. В. Занков, 1975; Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, 1986; А. З. Зак, 1992, и др.), так и за рубежом (М. Р. Honzik, J. W. Macfarlane, L. Allen, 1948; М. Р. Honzik, 1976; K. P. Bradway, 1945; К. Harnqvist, 1973; J. Kagan, M. Freeman, 1963; J. Kagan, L. W. Sontag, C. T. Baker, V. L. Nelson, 1958; L. W. Sontag, C. T. Baker, V. L. Nelson, 1958; R. B. Mc Call, M. I. Appelbaum, P. S. Hogarty, 1973; G. Kagan, N. Kogan, 1970), на наш взгляд, она до сих пор не получила адекватной оценки с точки зрения комплексного анализа всех психологических, психофизиологических и социальных изменений.

Кроме того, малоизученным остается вопрос динамики индивидуальных различий в умственном развитии, отражающий онтогенетические особенности развития ребенка.

Цель данной работы заключалась в том, чтобы выявить в лонгитюдном исследовании психофизиологические, психологические и социально-психологические факторы, влияющие на формирование индивидуальных различий в умственном развитии детей.

Обследование проводилось в Научно-методическом центре «Диагностика. Адаптация. Развитие» им. Л. С. Выготского на базе Центра образования № 109 в один и тот же период года (в феврале — марте) в течение трех лет на одних и тех же испытуемых во время их учебы с I пo III класс. Число детей, участвовавших в эксперименте, составило 57 человек (30 девочек, 27 мальчиков).

В настоящем исследовании применялись следующие психологические методы: тест умственного развития младшего школьника разработанный Е. М. Борисовой. В. П. Арсланьян; исследование внимания по тесту «Корректурная проба»; тест тревожности, разработанный A. M. Прихожан; методика определения объема кратковременной памяти, методика Рене Жиля (исследование межличностной сферы ребенка); вопросник родительско-детских отношений (А. Я. Варга, В. В. Столин); опросник «Анализ семейного воспитания» (Э. Г. Эйдемиллер); метод рисуночной фрустрации Розенцвейга.

Кроме того, использовался теппинг тост для оценки свойств нервной системы: оценивалось время простой сенсомоторной реакции по специальной компьютерной методике.

Данные проведенного нами исследования получены при осуществлении злектрофизиологического эксперимента (регистрация ЭЭГ). Запись биоэлектрической активности велась от симметричных отведении левого и правого полушарий с проекций трех областей коры больших полушарии: затылочной (О1, О2), центральной (СЗ, С4) и лобной (F3, F4) в соответствии с международной схемой «10/20» (Н. Н. Jasper, 1958). В качестве референтного использовался объединенный ушной электрод. Запись производилась в состоянии спокойного бодрствования с закрытыми глазами в течение 15 минут Усиление и фильтрация сигналов осуществлялись с по мощью энцефалографа 1А94 английской фирмы Medelec, с выходов которого биопотенциалы, пройдя через аналого-цифровой преобразователь (ADC-2), записывались на жесткий диск персонального компьютера. Для каждого испытуемого оценивались следующие частотные составляющие ЭЭГ: низко- и высокочастотных компонентов тэта-ритма (Q1, Q2), низко-, средне и высокочастотных компонентов альфа-ритма (?1, ?2, ?3), низко- и высокочастотных компонентов бета-ритма (в1, в2) (Д. А. Фарбер, В. Ю. Вильдав-ский, 1996; К. Благосклонова, Л. А. Новикова, 1994), а также показатели синхронизации между каждой парой отведений, отражающие синфазность колебаний в разных отведениях (М. Н. Ливанов, 1989; А. Н. Лебедев, 1996).

Основными организационными методами исследования являются лонгитюдный и метод сравнения крайних групп.

Выделение групп детей производилось на основании интегрального показателя умственного развития при помощи кластерного анализа. Вся выборка детей была разделена на три группы: с высоким, средним и низким показателями УР.

Группа учеников с низким уровнем умственного развития составила 18 человек (31,58 %); средний балл УР в этой группе — 57,9. С нормальным уровнем умственного развития оказался 21 человек (36,84 %); средний балл УР — 70,2. С высоким умственным развитием — 18 человек (31,58 %); средний балл УР — 83,2. Сравнительный анализ проводился между группами детей с низким и высоким уровнями умственного развития, соответственно обозначенными нами как I и II группы.

 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика