Эмпирическое исследование особенностей реального самоопределения современной молодежи

1293

Аннотация

По мнению автора, актуальность проблемы самоопределения современной молодежи продиктовано в первую очередь глобальными метаморфозами в социуме. Реальность настолько нестабильна, что молодежи трудно выделить и усвоить нормы взрослой жизни. Автор определяет возраст от 18 до 25 лет как переходный между детским (юношеским) возрастом и зрелостью, при этом тип развития личности уже качественно отличается от детского или подросткового. Автор приводит подробное описание и результаты исследований, проводившихся с целью изучения особенностей процесса реального самоопределения современной молодежи от 18 до 25 лет.

Общая информация

Ключевые слова: психологический возраст, социальная поддержка, копинг-стратегии, реальное самоопределение, саморазвитие

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Для цитаты: Красило Д.А. Эмпирическое исследование особенностей реального самоопределения современной молодежи // Психологическая наука и образование. 2003. Том 8. № 2.

Фрагмент статьи

Актуальность темы нашего исследования продиктована в первую очередь глобальными
метаморфозами в социуме. Современный молодой человек оказался в ситуации предельной нестабильности общественного сознания, смятения и неуверенности в завтрашнем дне,
когда нет приемлемых идеалов в прошлом, но и еще не найдены новые, адекватные происходящим в мире переменам, ориентиры для предстоящего развития, профессионального, личностного, национального самоопределения. Поэтому современной молодежи очень трудно выделить и усвоить нормы взрослой жизни.

Процесс самоопределения, обретения зрелости затягивается из-за того, что юношеские мечты в реальности наталкиваются на множество проблем и трудностей взрослой жизни. Большинство молодых людей от 18 до 25 лет находятся в психосоциальном моратории 38: пробуют разные виды деятельности, учатся принимать себя в нескольких социальных ролях. Они вынуждены корректировать и соотносить с конкретными жизненными ситуациями свои цели и действия, вырабатывая индивидуальные способы совладания с проблемной действительностью взрослого мира. Поэтому изучение вопроса реального самоопределения современной молодежи, того, как она справляется с задачами периода вхождения во взрослость, становится сегодня актуальным для психологии развития.

Выделение факторов, способствующих личностному росту в данный период, будет, конечно, полезным для оказания психологической поддержки и помощи молодым людям, испытывающим трудности адаптации во взрослом мире.

В этой статье вниманию читателей предлагаются результаты пилотажного исследования психологических особенностей «реального самоопределения» молодых людей, когда по окончании школы они попадают по взрослую жизнь с неизвестными до этого проблемами и трудностями, которые создает фрустрирующий момент на пути воплощения в реальную жизнь сформированного в юности образа себя в идеале. Теперь только через решение встающих перед ними задач саморазвития они могут достигнуть зрелости.

Тому, как реально современная молодежь решает эти задачи, насколько эффективны ее способы совладания с новыми проблемами, и посвящается данная статья.

В подавляющем большинстве психологических работ по проблемам развития и становления личности анализ обычно ограничивается подростковым и юношеским возрастами. Кроме того, границы последних возрастов «плывут» в зависимости как от концепции и теоретических позиции авторов, так и от культурных, социально-экономических изменений
в обществе и возникающей вместе с ними специфики взросления индивида.

Литература

  1. Адлер А. Наука жить. Киев, 1997.
  2. Асмолов А. Г. Психология личности М., 1990.
  3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
  4. Блазер А., Хайм Э., Рингер X., Томмен М. Проблемно-ориентированная психотерапия Интегративный подход. М., 1998.
  5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  6. Бурлачук Л. Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций. М., 1998.
  7. Бурменская Г. В., Карабанова О. А., Лидерс А. Г. Возрастное психологическое консультирование: Проблемы психического развития детей. М., 1989.
  8. Василюк Ф. Е. Психологии переживания М. 1984.
  9. Василюк Ф. Е. Психотехника выбора // Гуманистические подходы в практике М, 1999.
  10. Выготский Л. С. Проблема возраста // Собр. соч.: В 6 т. Т 4. М., 1984.
  11. Диагностика и коррекция нарушении социальной адаптации подростков / Под ред. С. А. Беличевой, М., 1998.
  12. Зейгарник Б. В., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности. М., 1980.
  13. Кон И. С. Психология юношеского возраста. М., 1979.
  14. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.
  15. Кроник А. А. Сколько вам лет? Линии жизни глазами психолога. М., 1993.
  16. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  17. Лидере А. Г. Особенности позиции практического психолога по отношению к клиенту // Журнал практического психолога. 1996. № 3.
  18. Нартова-Бочавер С. К. «COPING BEHAVIOR» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. 1997. Т.18. № 5.
  19. Никольская И. М., Грановская P. M. Психологическая защита у детей. СПб., 2000.
  20. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. М., 1997.
  21. Маслоу А. Психология бытия. М., 1997.
  22. Митина Л. М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях// Вопросы психологии. 1997. № 4.
  23. Перлз Ф. Гештальт-семинары. Гештальт-терапия дословно. М., 1998.
  24. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1997.
  25. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М., 1996.
  26. Психология зрелости и старения: Ежеквартальный научно-практический журнал: 2-й кв. 1998.
  27. Рейнуотер Дж. Это в ваших силах: Как стать собственным психотерапевтом, М., 1992.
  28. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. М., 1994.
  29. Роджерс К. Взгляд на психотерапию Становление человека. М.. 1994.
  30. Психологические особенности самодеятельных подростково-юношеских групп / Под ред. Д. И. Фельдштейна и др. М., 1990.
  31. Снайдер Ди. Практическая психология подростков, или Как найти свое место в жизни. М., 1997.
  32. Таисон Р., Тайсон Ф. Психоаналитические теории развития. Екатеринбург, 1998.
  33. Теппервайн К. Как противостоять превратностям судьбы. СПб., 1998.
  34. Фролов Ю. И. Психология подростка Хрестоматия. М., 1997.
  35. Фролов Ю. И.. Кузнецова Ю. М. Решение задач саморазвития в периоды возрастных кризисов // Новые знания. 1998. № 1.
  36. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1995.
  37. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
  38. Эллис А. Пересмотр основ рационально эмотивной терапии // Эволюция психотерапии. Т. 2. М., 1998.
  39. Эриксон Э Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
  40. Юнг К.Г Проблемы души нашего времени. М., 1994.
  41. Gibbs J. С., Basinger К. S., Fuller D. MORAL MATURITI: Measuring the Development of Sociomoral Reflection. Hillsdale, New Jersey Hove and London. 1992.
  42. Hart D Becoming Men NY. 1992.

Информация об авторах

Красило Дарья Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии имени проф. Л.Ф. Обуховой, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3759-7560, e-mail: krasiloda@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2786
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 1293
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 16