Психологическая наука и образование
2003. Том 8. № 2
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Эмпирическое исследование особенностей реального самоопределения современной молодежи
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: психологический возраст, социальная поддержка, копинг-стратегии, реальное самоопределение, саморазвитие
Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)
Для цитаты: Красило Д.А. Эмпирическое исследование особенностей реального самоопределения современной молодежи // Психологическая наука и образование. 2003. Том 8. № 2.
Фрагмент статьи
Актуальность темы нашего исследования продиктована в первую очередь глобальными
метаморфозами в социуме. Современный молодой человек оказался в ситуации предельной нестабильности общественного сознания, смятения и неуверенности в завтрашнем дне,
когда нет приемлемых идеалов в прошлом, но и еще не найдены новые, адекватные происходящим в мире переменам, ориентиры для предстоящего развития, профессионального, личностного, национального самоопределения. Поэтому современной молодежи очень трудно выделить и усвоить нормы взрослой жизни.
Процесс самоопределения, обретения зрелости затягивается из-за того, что юношеские мечты в реальности наталкиваются на множество проблем и трудностей взрослой жизни. Большинство молодых людей от 18 до 25 лет находятся в психосоциальном моратории 38: пробуют разные виды деятельности, учатся принимать себя в нескольких социальных ролях. Они вынуждены корректировать и соотносить с конкретными жизненными ситуациями свои цели и действия, вырабатывая индивидуальные способы совладания с проблемной действительностью взрослого мира. Поэтому изучение вопроса реального самоопределения современной молодежи, того, как она справляется с задачами периода вхождения во взрослость, становится сегодня актуальным для психологии развития.
Выделение факторов, способствующих личностному росту в данный период, будет, конечно, полезным для оказания психологической поддержки и помощи молодым людям, испытывающим трудности адаптации во взрослом мире.
В этой статье вниманию читателей предлагаются результаты пилотажного исследования психологических особенностей «реального самоопределения» молодых людей, когда по окончании школы они попадают по взрослую жизнь с неизвестными до этого проблемами и трудностями, которые создает фрустрирующий момент на пути воплощения в реальную жизнь сформированного в юности образа себя в идеале. Теперь только через решение встающих перед ними задач саморазвития они могут достигнуть зрелости.
Тому, как реально современная молодежь решает эти задачи, насколько эффективны ее способы совладания с новыми проблемами, и посвящается данная статья.
В подавляющем большинстве психологических работ по проблемам развития и становления личности анализ обычно ограничивается подростковым и юношеским возрастами. Кроме того, границы последних возрастов «плывут» в зависимости как от концепции и теоретических позиции авторов, так и от культурных, социально-экономических изменений
в обществе и возникающей вместе с ними специфики взросления индивида.
Литература
- Адлер А. Наука жить. Киев, 1997.
- Асмолов А. Г. Психология личности М., 1990.
- Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
- Блазер А., Хайм Э., Рингер X., Томмен М. Проблемно-ориентированная психотерапия Интегративный подход. М., 1998.
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
- Бурлачук Л. Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций. М., 1998.
- Бурменская Г. В., Карабанова О. А., Лидерс А. Г. Возрастное психологическое консультирование: Проблемы психического развития детей. М., 1989.
- Василюк Ф. Е. Психологии переживания М. 1984.
- Василюк Ф. Е. Психотехника выбора // Гуманистические подходы в практике М, 1999.
- Выготский Л. С. Проблема возраста // Собр. соч.: В 6 т. Т 4. М., 1984.
- Диагностика и коррекция нарушении социальной адаптации подростков / Под ред. С. А. Беличевой, М., 1998.
- Зейгарник Б. В., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности. М., 1980.
- Кон И. С. Психология юношеского возраста. М., 1979.
- Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.
- Кроник А. А. Сколько вам лет? Линии жизни глазами психолога. М., 1993.
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
- Лидере А. Г. Особенности позиции практического психолога по отношению к клиенту // Журнал практического психолога. 1996. № 3.
- Нартова-Бочавер С. К. «COPING BEHAVIOR» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. 1997. Т.18. № 5.
- Никольская И. М., Грановская P. M. Психологическая защита у детей. СПб., 2000.
- Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. М., 1997.
- Маслоу А. Психология бытия. М., 1997.
- Митина Л. М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях// Вопросы психологии. 1997. № 4.
- Перлз Ф. Гештальт-семинары. Гештальт-терапия дословно. М., 1998.
- Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1997.
- Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М., 1996.
- Психология зрелости и старения: Ежеквартальный научно-практический журнал: 2-й кв. 1998.
- Рейнуотер Дж. Это в ваших силах: Как стать собственным психотерапевтом, М., 1992.
- Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. М., 1994.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию Становление человека. М.. 1994.
- Психологические особенности самодеятельных подростково-юношеских групп / Под ред. Д. И. Фельдштейна и др. М., 1990.
- Снайдер Ди. Практическая психология подростков, или Как найти свое место в жизни. М., 1997.
- Таисон Р., Тайсон Ф. Психоаналитические теории развития. Екатеринбург, 1998.
- Теппервайн К. Как противостоять превратностям судьбы. СПб., 1998.
- Фролов Ю. И. Психология подростка Хрестоматия. М., 1997.
- Фролов Ю. И.. Кузнецова Ю. М. Решение задач саморазвития в периоды возрастных кризисов // Новые знания. 1998. № 1.
- Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1995.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
- Эллис А. Пересмотр основ рационально эмотивной терапии // Эволюция психотерапии. Т. 2. М., 1998.
- Эриксон Э Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
- Юнг К.Г Проблемы души нашего времени. М., 1994.
- Gibbs J. С., Basinger К. S., Fuller D. MORAL MATURITI: Measuring the Development of Sociomoral Reflection. Hillsdale, New Jersey Hove and London. 1992.
- Hart D Becoming Men NY. 1992.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2786
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 7
Скачиваний
Всего: 1293
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 16