Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 97Рубрики 51Авторы 8160Ключевые слова 19965 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Особенности социально-психологической адаптации педагогов-психологов в образовательных учреждениях 748

Хаймовская Н.А., кандидат психологических наук, доцент кафедры теоретических основ социальной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, tatisheva@yandex.ru
Ветер Т.В., заведующая лабораторией Методического центра управления образования Северного округа Москвы, Москва, Россия

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Социально-психологическая адаптация педагога-психолога представляет собой проблему, наиболее сложную и актуальную для профессионалов, которые связаны с управлением, научно-методическим сопровождением и курированием службы практической психологии образования.

Актуальность этой проблемы объясняется в первую очередь тем, что в различных образовательных учреждениях Москвы 50 % работающих психологов являются молодыми специалистами, при этом более 65 % из них через 1—1,5 года работы уходят из системы образования.

К основным причинам, по которым психологи не задерживаются в образовательных учреждениях, относятся неудовлетворенность профессиональной деятельностью, неопределенность основных целей и задач этой деятельности, чувство ненужности и невостребованности в школе. Нередко психолог рассматривает школу как своеобразный полигон для начальной тренировки своих профессиональных знаний, навыков и умений, которые потом он намерен применить в других, более престижных и, главное, профессионально выраженных сферах трудовой деятельности.

Отметим, что еще 10—15 лет назад психолог, специализирующийся в области образования, чаще всего выполнял функции теоретика-исследователя, а рамки психологии образования ограничивались в основном стенами лабораторий и экспериментальных площадок. В настоящее время психология образования становится полноценной сервисной службой, ориентированной на задачи практической деятельности. Для того чтобы такая служба эффективно функционировала, должен быть выработан общий, единый взгляд на цели и задачи ее деятельности.

Такой взгляд вырабатывается прежде всего профессиональным сообществом в целом, которое определяет, что, как и в каких условиях должен делать «отраслевой» специалист, что является критерием успешности его профессиональной деятельности, какие ресурсы роста и совершенствования у него есть, какие линии карьерного развития он может реализовать. Нельзя сказать, что в практической школьной психологии нет оригинальных, продуманных и гармоничных авторских концепций, касающихся системы работы психолога. Но не существует общего, широкого, принятого в сфере психологии подхода, не ограничивающего индивидуальную творческую профессиональную деятельность, но вводящего ее в общие смысловые рамки.

Литература
  1. Белая О. П. Влияние смены профессии на направленность личности: Дис. … канд. психол. наук. Ставрополь, 1996.
  2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
  3. Борисова Е. М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект: Автореф. дис. … д-ра психол. наук. М., 1995.
  4. Гордеев А. А. Психологические особенности формирования личностных качеств бизнесмена в процессе обучения в коммерческом колледже: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М.,1997.
  5. Диев В. С. Принятие решений в условиях неопределенности: Дис…. канд. филос. наук. М., 1991.
  6. Захарова А. В. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопросы психологии. 1989. № 1.
  7. Липкина А. И. Критичность и самооценка. М., 1988.
  8. Неймарк М. С. Направленность личности и аффект неадекватности у подростков // Проблемы формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. М., 1984.
  9. Ольшанский Д. В. К анализу когнитивной самооценки человека // Проблемы медицинской психологии. М., 1980.
  10. Психология профессиональной подготовки. СПб., 1993.
  11. Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М., 1989.
  12. Сосновский Б. А. Мотивационно-смысловые образования в психологической структуре личности: Дис. … д-ра психол. наук. М., 1991.
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика