Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 92Рубрики 51Авторы 7846Ключевые слова 19097 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Рейтинг Science Index РИНЦ
2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,402 —Двухлетний импакт-фактор

 

Социальный эгоцентризм как компонент подростковой девиантности 960

Фокина А.В., кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии имени профессора Л.Ф. Обуховой психологии, факультет «Психология образования», ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, alexandrafokina@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена исследованию специфики восприятия социального мира и себя в нем у девиантных подростков. Показано наличие специфики в восприятии и оценке девиантными подростками собственной личности, отношения окружающих к себе, системы общественных санкций. Установлено, что выявленные особенности обладают общим качеством – несоответствием собственных представлений субъекта представлениям социума. Система оценок какого-либо явления, субъекта, события у девиантных подростков происходит по критериям, не совпадающим с общественными и являющимся узкосубъективными, не ориентированными на социальные ценности и нормы. Поэтому эти особенности рассматриваются как проявления социального эгоцентризма, действующего в сфере социальных взаимоотношений и определяющего социальную некомпетентность индивида. В работе показано значение социального эгоцентризма как фактора, влияющего на формирование, развитие и протекание девиантного поведения. Важность исследований в данной области обусловлена возможностью рассмотрения социального эгоцентризма не только как специфической особенности девиантных подростков, но и как объекта воздействия при работе с ними.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Проблема подростковой девиантности является одной из актуальных проблем возрастной психологии. Рост масштабов преступности несовершеннолетних, трудности коррекции девиантного поведения, наличие множества теоретических концепций обусловливают особый интерес к изучению этого явления. В исследованиях девиантного поведения подростков значительное место отводится изучению причин, условий его возникновения и развития, предупреждения и преодоления. Среди основных факторов, приводящих к девиантности, традиционно выделяются влияние наследственно-биологических  факторов, ближайшего социального окружения подростка, его личностные характеристики, особенности правосознания и морально-волевого развития [1, 2, 3, 6, 7, 10, 12]. Следует также отметить особую подверженность подростков нервным и психическим нарушениям, связанную с возрастным кризисом [8, 9, 11, 19].

Важным направлением изучения подростковой асоциальности является анализ психологических особенностей девиантного подростка. Эти особенности относятся как к собственно психологическим качествам субъекта (уровень агрессии, характеристики эмоциональной и волевой сферы и тому подобное) [1, 2, 3, 6, 7, 12], так и к системе социально-психологических качеств (направленность личности, особенности коммуникативного стиля, уровень конформности, принадлежность к неформальным группам асоциальной направленности) [2, 4, 7].

Литература
  1. Айхорн А. Трудный подросток. М., 2001.
  2. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М., 1999.
  3. Балабанова Л.М. Судебная психопатология (вопросы определения нормы и отклонений). Дубна, 1998.
  4. Башкатов И.П. Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодежи. М.; Воронеж, 2002.
  5. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
  6. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 1999.
  7. Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб., 2000.
  8. Выготский Л.С. Педология подростка // Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т. 4.
  9. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.
  10. Каминер А.М., Майорова Е.А. Психолого-педагогические аспекты девиантного поведения подростков и молодежи. М., 2003.
  11. Клиническая и судебная подростковая психиатрия / Под ред. В. А. Гурьевой. М., 2001.
  12. Кудрявцев И.А., Ратинова Н.А. Криминальная агрессия (экспертная типология и су-дебно-психологическая оценка). М., 2000.
  13. Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. М., 1981.
  14. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995.
  15. Пиаже Ж. Избранные психологические труды: Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. М., 1968.
  16. Пиаже Ж. Суждение и рассуждение ребенка. СПб., 1997.
  17. Пиаже Ж., Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур. Классификация и сериация. М., 2002.
  18. Ремшмидт Х. Детская и подростковая психиатрия. М., 2001.
  19. Сухарева Г.Е. Значение возрастных особенностей детей и подростков в клинике психических заболеваний // Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия: В 2 т. Т. 1. М., 2002.
  20. Флейвелл Д.Х. Генетическая психология Жана Пиаже. М., 1967.
Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика