Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 90Рубрики 51Авторы 7777Ключевые слова 18863 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Рейтинг Science Index РИНЦ
2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,402 —Двухлетний импакт-фактор

 

Социальный эгоцентризм как компонент подростковой девиантности 925

Фокина А.В., педагог-психолог, Россия

Аннотация

Статья посвящена исследованию специфики восприятия социального мира и себя в нем у девиантных подростков. Показано наличие специфики в восприятии и оценке девиантными подростками собственной личности, отношения окружающих к себе, системы общественных санкций. Установлено, что выявленные особенности обладают общим качеством – несоответствием собственных представлений субъекта представлениям социума. Система оценок какого-либо явления, субъекта, события у девиантных подростков происходит по критериям, не совпадающим с общественными и являющимся узкосубъективными, не ориентированными на социальные ценности и нормы. Поэтому эти особенности рассматриваются как проявления социального эгоцентризма, действующего в сфере социальных взаимоотношений и определяющего социальную некомпетентность индивида. В работе показано значение социального эгоцентризма как фактора, влияющего на формирование, развитие и протекание девиантного поведения. Важность исследований в данной области обусловлена возможностью рассмотрения социального эгоцентризма не только как специфической особенности девиантных подростков, но и как объекта воздействия при работе с ними.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Проблема подростковой девиантности является одной из актуальных проблем возрастной психологии. Рост масштабов преступности несовершеннолетних, трудности коррекции девиантного поведения, наличие множества теоретических концепций обусловливают особый интерес к изучению этого явления. В исследованиях девиантного поведения подростков значительное место отводится изучению причин, условий его возникновения и развития, предупреждения и преодоления. Среди основных факторов, приводящих к девиантности, традиционно выделяются влияние наследственно-биологических  факторов, ближайшего социального окружения подростка, его личностные характеристики, особенности правосознания и морально-волевого развития [1, 2, 3, 6, 7, 10, 12]. Следует также отметить особую подверженность подростков нервным и психическим нарушениям, связанную с возрастным кризисом [8, 9, 11, 19].

Важным направлением изучения подростковой асоциальности является анализ психологических особенностей девиантного подростка. Эти особенности относятся как к собственно психологическим качествам субъекта (уровень агрессии, характеристики эмоциональной и волевой сферы и тому подобное) [1, 2, 3, 6, 7, 12], так и к системе социально-психологических качеств (направленность личности, особенности коммуникативного стиля, уровень конформности, принадлежность к неформальным группам асоциальной направленности) [2, 4, 7].

Литература
  1. Айхорн А. Трудный подросток. М., 2001.
  2. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М., 1999.
  3. Балабанова Л.М. Судебная психопатология (вопросы определения нормы и отклонений). Дубна, 1998.
  4. Башкатов И.П. Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодежи. М.; Воронеж, 2002.
  5. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
  6. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 1999.
  7. Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб., 2000.
  8. Выготский Л.С. Педология подростка // Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т. 4.
  9. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.
  10. Каминер А.М., Майорова Е.А. Психолого-педагогические аспекты девиантного поведения подростков и молодежи. М., 2003.
  11. Клиническая и судебная подростковая психиатрия / Под ред. В. А. Гурьевой. М., 2001.
  12. Кудрявцев И.А., Ратинова Н.А. Криминальная агрессия (экспертная типология и су-дебно-психологическая оценка). М., 2000.
  13. Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. М., 1981.
  14. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995.
  15. Пиаже Ж. Избранные психологические труды: Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. М., 1968.
  16. Пиаже Ж. Суждение и рассуждение ребенка. СПб., 1997.
  17. Пиаже Ж., Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур. Классификация и сериация. М., 2002.
  18. Ремшмидт Х. Детская и подростковая психиатрия. М., 2001.
  19. Сухарева Г.Е. Значение возрастных особенностей детей и подростков в клинике психических заболеваний // Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия: В 2 т. Т. 1. М., 2002.
  20. Флейвелл Д.Х. Генетическая психология Жана Пиаже. М., 1967.
Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика