Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8379Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Опыт исследования зоны ближайшего развития 841

Котляр И.А., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Международный университет природы, общества и человека "Дубна", Дубна, Россия, iakorepanova@gmail.com

Аннотация

В статье представлены обобщенные результаты экспериментального исследования ближайшего развития. Обосновано, что содержательный анализ ЗБР должен строиться на основе конкретного содержания процессов развития, в данном случае – сотрудничества ребенка со взрослым и сверстником.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

«Зона ближайшего развития» — одно из фундаментальных понятий культурно-исторической теории Л.С. Выготского, описывающего динамику психического развития. В работах самого Л.С. Выготского, его учеников и последователей рассмотрены различные аспекты этого понятия [1 – 8, 11]. Однако анализ показывает, что экспериментальных исследований, позволяющих рассмотреть те процессы, которые происходят в ЗБР, практически нет. Нами было предпринято экспериментальное исследование, целью которого явилось рассмотрение содержания процессов, происходящих в ЗБР. В своем исследовании мы опирались на идею о единице анализа. В работах А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, В.П. Зинченко, Д.Б. Эльконина, Б.Д. Эльконина [10, 11, 18, 19] показано, что единицей анализа психики может рассматриваться предметное действие. Мы исходили из того, что для исследования процессов, характеризующих зону ближайшего развития (ее содержание), в центр необходимо поместить условия приобретения ре-

бенком психологического средства для становления полноценного, осознанного продуктивного предметного действия. В качестве экспериментальной модели было выбрано освоение и осознание предметного действия (изготовление фигурки оригами из бумаги по схеме) ребенком дошкольного возраста с сохранным интеллектом и младшего школьного возраста со сниженным интеллектом.

В процессе обучения ребенок сначала продвигался в освоении нового действия, используя различную помощь взрослого, а затем передавал способ действия другому — «ученику». Тем самым ребенок не только осваивал способ действия, но и осознавал его.

Взрослый предлагал ребенку научиться делать фигурки оригами посредством схем. Сначала ребенок учился использовать схему-указание (на каждой фигурке-заготовке условными обозначениями, выполненными разноцветными фломастерами, были показаны необходимые преобразования). Все части схемы были пронумерованы, номера отражали последовательность выполнения действий на каждой фигурке. Ребенок мог взять фигурку, развернуть ее, рассмотреть, на основе обозначений выполнить преобразования и перейти к другой. На каждой фигурке было указано по 2 – 3 преобразования, близко связанных между собой. Затем детям давали схему-алгоритм. Процесс изготовления представлен на бумаге в виде схематических рисунков, где условными обозначениями показаны основные преобразования.

Литература
  1. Белопольская Н.Л. Компоненты зоны ближайшего развития у детей // Вопросы психологии. 1997. №1.
  2. Бережковская Е.Л. Опосредствование как механизм перехода из зоны ближайшего развития в зону актуального развития // Культурно-исторический подход и проблемы творчества. М., 2003.
  3. Варданян Г.А. К вопросу о критерии оценки «зоны ближайшего развития» // Научное творчество Л.С. Выготского и современность. М., 1981.
  4. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956.
  5. Выготский Л. С. Динамика умственного развития школьника в связи с обучением // Педагогическая психология. М., 1996.
  6. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии // Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М., 1983.
  7. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. М., 1982.
  8. Гинзбург М.Р. О возможной интерпретации понятия «зона ближайшего развития» //Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей, М., 1981.
  9. Зак А.З. Характеристика зоны ближайшего развития при диагностике рефлексии младших школьников // Научное творчество Л.С. Выготского и современность. М., 1981.
  10. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. Т. 1. М., 1986.
  11. Зинченко В.П., Смирнов С.Д. Методологические вопросы психологии. М., 1983.
  12. Иванова А.Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей. М., 1976.
  13. Корепанова И.А. К вопросу о зоне ближайшего развития// Проблемы психологии развития: Материалы конференции «Психическое развитие в онтогенезе: закономерности и возможные периодизации»/ Под ред. Е.Е. Кравцовой, В.Ф. Спиридонова. М., 2000.
  14. Корепанова И.А. Зона ближайшего развития как проблема современной психологии// Психологическая наука и образование. 2002. №1, 2.
  15. Корепанова И.А. Зона ближайшего развития как единство формы и содержания развития// Проблемы психологии XXI века глазами молодых ученых: Материалы научно-практической конференции: Тезисы. М., 2002.
  16. Корепанова И.А. Речь как психологическое средство, создающее зону ближайшего развития// Научно-практическая деятельность молодых ученых и студентов в рамках программы модернизации московского образования: Тезисы. М., 2003.
  17. Левина Р.Е. Идеи Л.С. Выготского о планирующей речи ребенка // Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии / Под ред. Л.Ф. Обуховой, Г.В. Бурменской. М., 2001
  18. Леонтьев А.Н. Об историческом подходе к изучению психики человека // Проблемы развития психики. М., 1959.
  19. Эльконин Б.Д. Действие как единица развития // Вопросы психологии. 2004. №1.
  20. Эльконин Д.Б. Выдержки из научных дневников (1960 – 1962) // Вопросы психологии. 2004. №1.
  21. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детских возрастах // Вопросы психологии. 1971. № 4.
  22. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. М.; Воронеж, 1995.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика