Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Роль восприятия в графической деятельности 1576

Марынкина М.Н., старший преподаватель кафедры возрастной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия

Аннотация

Статья посвящена анализу условий, обеспечивающих эффективность графической деятельности. В работе под графической деятельностью понимается деятельность, направленная на воспроизведение предметов и геометрических объектов. В эмпирическом исследовании проверялись следующие гипотезы: 1. Успешность ГД определяется сформи-рованностью развития компонентов зрительного восприятия, выделенных Фростиг. Трудности ГД возникают при нарушении даже одного компонента из этого комплекса. 2. Специальное формирование составляющих зрительного восприятия влияет на эффективность ГД. 3. Несформированность компонентов зрительного восприятия приводит к снижению мотивации к ГД. Были использованы следующие методики: тест зрительного восприятия M. Frostig и его адаптированный вариант: методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5 – 7,5 года М. Безруких, Л. Морозовой; субтест Векслера «Графические рисунки». В исследовании приняли участие 129 детей в возрасте 4,0 – 7,0 года, посещавших ДОУ Москвы.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Проблема анализа трудностей, возникающих у детей в ходе графической деятельности (ГД), достаточно широко разрабатывается в психологической литературе. Изучением графической деятельности занимались зарубежные (Ж. Пиаже, М. Фростиг и др.) и отечественные (Б.Г. Ананьев, Т.В. Ахутина, Л.А. Венгер, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, О.А. Карабанова, Т.С. Комарова, Н.С. Пантина, Е.Н. Потапова, И.С. Якиманская) психологи. По данным зарубежных и отечественных психологических работ, около 80% трудностей в обучении связано с нарушением  графической  деятельности,  и прежде всего с недоразвитием восприятия и зрительно-моторной координации.

Согласно Л.А. Венгеру, графическая деятельность — это исполнительный компонент художественной деятельности [3]. Анализ литературы, посвященной проблеме графической деятельности, свидетельствует о том, что ее эффективное осуществление авторами связывается со сформированностью разных компонентов. Так, С.Л. Рубинштейн и Б.Ф. Ломов обращают внимание на сформированность моторных навыков [4]. И.С. Якиманская и многие другие определяют развитие ГД в зависимости от уровня пространственных представлений [15]. Согласно М. Фростиг [16], развитие графической деятельности связано с развитием компонентов зрительного восприятия: зрительно-моторной координации, фигуро-фоновых отношений, константности, положения в пространстве, пространственных отношений.

Целью настоящего исследования выступил анализ условий, обеспечивающих эффективность графической деятельности, т. е. деятельности, направленной на воспроизведение предметов и геометрических объектов.

В эмпирическом исследовании проверялись следующие гипотезы:

  1. Успешность ГД определяется сформи-рованностью развития компонентов зрительного восприятия, выделенных М. Фростиг. Трудности ГД возникают при нарушении даже одного компонента из этого комплекса.
  2. Специальное формирование составляющих зрительного восприятия влияет на эффективность ГД.
  3. Несформированность компонентов зрительного восприятия приводит к снижению мотивации к ГД.

Работа осуществлялась в два этапа: были проведены сначала констатирующий, затем формирующий эксперименты.

Литература
  1. Ананьев Б.Г. Новое в учении о восприятии пространства // Вопросы психологии. 1960. № 1.
  2. Богуславская З.М. Особенности графического воспроизведения формы предметов у детей-дошкольников в ситуации учебного рисования // Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве. М., 1966.
  3. Венгер Л.А. О способах зрительного восприятия формы предметов в дошкольном детстве // Развитие познавательных и волевых процессов у детей. М., 1965.
  4. Венгер Л.А. Генезис сенсорных способностей. М., 1976.
  5. Гальперин П.Я. Типы ориентировки и типы формирования действий и понятий // Доклады АПН РСФСР. 1958. №2.
  6. Запорожец А.В. Восприятие и действие. М.,1967.
  7. Запорожец А.В., Лисина М.И. Психологические проблемы развития детского восприятия // Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве. М., 1966.
  8. Карабанова О.А. Формирование действия графического воспроизведения плоского контура у старших дошкольников: Дис. ... канд. психол. наук. М., 1979.
  9. Кислюк Г.А. К вопросу о формировании двигательных навыков у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. 1956. № 6.
  10. Комарова Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников. М., 1970.
  11. Комарова Т.С. Теория и практика обучения изобразительной деятельности в детском саду. М., 1979.
  12. Ломов Б.Ф. Формирование графических знаний и навыков у учащихся. М., 1959.
  13. Пантина И.С. Формирование движений и навыков письма // Вопросы психологии. 1957. № 4.
  14. Цветкова Л.С. Аграфия. Алексия // Афазия и восстановительное обучение: Учебное пособие. М., 1988.
  15. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. М., 1980.
  16. Frostig М. Program for the Development of Visual Perception. N. Y., 1979.

 

 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика