Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Особенности коммуникации в семьях детей с хроническими заболеваниями пищеварительной системы 1083

Булыгина М.В., кандидат психологических наук, доцент кафедры детской и семейной психотерапии факультета психологического консультирования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, bulyginam@list.ru

Аннотация

Настоящая работа посвящена исследованию неосознанных аспектов опосредствованной коммуникации между матерью и ребенком в семьях детей с хроническими заболеваниями пищеварительной системы. Имеется в виду коммуникация между матерью и ребенком, опосредствованная предметной или символической деятельностью, некоторые аспекты которой, связанные с выражением отношений между партнерами по коммуникации, не осознаются. В исследовании приняли участие 88 пар «мать – ребенок» (дети 8 – 10 лет и их мамы), из них 44 пары составили экспериментальную группу. Были использованы анкеты, специально разработанные для исследования: «Мои предпочтения» (для детей) и «Ребенок и семейные традиции» (для матери). Кроме того, применялись следующие методики: «Опросник взаимодействия родителя и ребенка», «Рисунок семьи», «Семейный тест отношений», «Цветовой тест отношений», «Модифицированный восьмицветовой тест Люшера», «Шкала самооценки Дембо – Рубинштейн» и ее модификация «Шкала отраженных оценок» – оценка ребенком себя с точки зрения мамы, оценка ребенка мамой и оценка ребенка мамой с позиции ребенка. Полученные в исследовании результаты позволяют говорить о том, что общение ребенка с матерью в семьях детей с гастропатологией характеризуется некоторой формальностью отношений, недостаточностью эмоционально теплого общения. Эти семьи также оказываются более закрытыми по отношению к внешнему миру. Матери таких детей более тревожны, но их тревога часто носит показной характер. Они в большей степени стремятся продемонстрировать, что они «хорошие мамы» и у них «правильный» подход к ребенку, в ущерб подлинному принятию и удовлетворению эмоциональных потребностей ребенка. Указанные особенности отношений отражаются на характере коммуникации между матерью и ребенком, которая отличается, в частности, большим дефицитом в символах положительного принятия (выбор подарка, развлечения и т. п.), нечувствительностью к эмоционально значимым для ребенка вещам (любимой книге, любимой игрушке и т. п.), показателям его настроения, самочувствия, ожиданий.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Хронические заболевания желудочно-кишечного тракта в младшем школьном возрасте — явление, увы, не редкое. По данным А.В. Мазурина, А.М. Запруднова, Л.Н. Цветковой, распространенность гастроэнтерологических заболеваний составляет 100 – 110 человек на 1000 детей в возрасте до 14 лет. Однако постепенное, часто незаметное, начало заболевания, течение с малым числом симптомов позволяют предполагать, что истинное число подобных нарушений значительно больше, чем можно об этом судить по обращаемости детей в лечебно-профилактические учреждения [7].

В последнее время появилось достаточно много работ, направленных на изучение психологических факторов, лежащих в основе тех или иных хронических заболеваний [7, 17, 10, 9, 2, 14]. По мнению авторов, психологические факторы не только создают предпосылки для развития хронического заболевания, но и влияют на их течение [7, 2, 12]. Многие исследователи признают, что большинство соматических симптомов ребенка вызваны аффективными или личностными нарушениями и психологическими факторами риска развития психосоматических заболеваний. Одним из таких существенных факторов является фон семейных отношений.

Дети настолько тесно связаны с родителями, что практически любое нарушение семейных отношений ставит ребенка на грань риска возникновения заболевания. Поэтому особенностям семейной организации как фактору возникновения и течения соматических заболеваний уделяют особое внимание многие исследователи, представляющие различные психологические направления [1, 7, 15]. Так, с точки зрения психоаналитической теории, нарушенные внутрисемейные контакты в раннем возрасте, особенно между матерью и ребенком, в дальнейшем увеличивают риск развития психосоматических заболеваний [1]. Представители системно-коммуникативного подхода настаивают на том, что симптом, болезнь или нарушение поведения одного из членов семьи следует рассматривать в качестве специфической коммуникации, выполняющей роль защиты, прагматически выгодной всем членам семьи (П. Вацлавик, Дж. Бивин, Д. Джексон, 2000).

Литература
  1. Аммон Г. Психосоматическая медицина. СПб., 2000.
  2. Антропов Ю.Ф., Шевченко Ю.С. Психосоматические расстройства у детей. М., 2000.
  3. Арина Г.А. Психосоматический симптом как феномен культуры // Телесность человека: Междисциплинарные исследования. М., 1991.
  4. Бене Е. Детский тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье» // Семейная психология и семейная терапия. 1999. №2.
  5. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. М., 2003.
  6. Винникотт Д.В. Психосоматическое заболевание в позитивном и негативном аспектах // Журнал практической психологии и психоанализа. 2003. №3.
  7. Исаев Д.Н. Психосоматические расстройства у детей. СПб., 2000.
  8. Кискер К.П., Фрайбергер Г., Розе Г.К., Вульф Э. Психиатрия, психосоматика, психотерапия. М., 1999.
  9. Ковалевский В.А. Особенности личности ребенка при нарушении здоровья: Автореф. дис. … д-ра мед. наук. Томск, 1998.
  10. Коваленко Н.А. Эмоциональный и телесный опыт ребенка с бронхиальной астмой: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1998.
  11. Колоскова М.В. Онтогенез телесности и развитие общения: на пути к разделению Я – не Я // Телесность человека: Междисциплинарные исследования. М., 1991.
  12. Любан-Плоцца Б., Пельдингер В., Кре-гер Ф., Ледерах-Хофман К. Психосоматические расстройства в общей медицинской практике. СПб., 2000.
  13. Марковская И.М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми // Семейная психология и семейная терапия. 1999. №2.
  14. Нагога Е.А. Факторы риска формирования структурного аттрактора болезни у подростков и их матерей, страдающих нейродермитом: Автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб., 2002.
  15. Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М., 1995.
  16. Тхостов А.Ш. Психология телесности. М., 2002.
  17. Филякова Е.Г. Образ Я подростков с хроническими соматическими заболеваниями (бронхиальная астма и гастродуоденальная патология): Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1997.
  18. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1989.
Статьи по теме

Социальная психология  |  Бочавер А.А., Хломов К.Д., Корнеев А.А., Жилинская А.В.

Как подростки слышат советы родителей о будущем?

CrossRef doi:10.17759/sps.2019100212

 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика