Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Психологическое содержание обыденных представлений об эмоционально-волевой сфере личности 1308

Чумаков М.В., кандидат психологических наук, Курганский государственный университет, Курган, Россия, mikail@zaukau.ru

Аннотация

В данной статье поднимается вопрос об условиях эффективного взаимодействия профессионалов из различных областей, в частности специалистов психологической службы системы образования, которые для успешного решения своих задач должны взаимодействовать с учителями, родителями, социальными педагогами и др. Основываясь на том, что необходимым условием эффективного взаимодействия является, прежде всего, понимание друг друга его участниками, автор предпринимает попытку эмпирической верификации обыденных представлений о воле, на основании которой определяются прилагательные, наиболее часто используемые для описания волевого и безвольного человека. Результаты использования факторного анализа позволили выявить наличие эмоционального компонента в обыденных представлениях о воле. На основе полученных данных автором был также разработан опросник диагностики волевых качеств личности (ВКЛ), процедура валидизации которого продемонстрировала, что структурированные факторным анализом обыденные представления сопоставимы с теоретическими взглядами на волевую регуляцию. В свою очередь, данный факт побудил автора предпринять более тщательное исследование параметров, диагностируемых методикой ВКЛ, и сделать их элементами системы психологических терминов. Результаты проделанной работы подтвердили, что обыденные представления о воле вполне логично включаются в систему психологических понятий.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Для успешного решения своих задач психологическая служба системы образования должна взаимодействовать с учителями, родителями, социальными педагогами и другими специалистами. В.В. Рубцов отмечает, что современным социокультурным тенденциям отвечает такая историческая общность, как сообщество разнопрофильных специалистов [3]. Эффективность взаимодействия профессионалов из различных областей во многом зависит от того, насколько хорошо участники этого процесса понимают друг друга. Для обеспечения такого понимания необходимо преобразовывать результаты психологических исследований в диагноcтические и развивающие технологии, доступные для восприятия не только профессиональным психологам, но и представителям других профессий, а также родителям и самим учащимся. Существует еще одна возможность обеспечить понимание. Она заключается в наполнении научным содержанием житейских психологических понятий, привычных для большинства людей. Несоответствие «языков» может приводить к тому, что хорошие научные разработки будут мало востребованы практикой, а практический опыт будет плохо интегрироваться наукой.

Литература
  1. Васильев И.А., Магомед-Эминов М.М. Мотивация и контроль за действием. М., 1991.
  2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. Т. 2.
  3. Рубцов В.В. Основы социально-генетической психологии. М.; Воронеж, 1996.
  4. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М., 1979.
  5. Русалов В.М. Опросник структуры темперамента: Методическое пособие. М., 1992.
  6. Чумаков М.В. Выделение волевых черт личности на основе семантического сходства // Ярославский психологический вестник. 2003. Вып. 10.
  7. Чумаков М.В. Исследование личностных проявлений «безвольного» человека методом семантического сходства // Ярославский психологический вестник. 2002. Вып. 8.
  8. Чумаков М.В. Волевые качества личности в теоретических и обыденных представлениях //Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов, 25–28 июня 2003 г.: В 8 т. СПб., 2003. Т. 8.
  9. Чумаков М.В. Опросник диагностики волевых качеств личности. Ярославль, 2004.
  10. Шапкин С.А. Экспериментальное изучение волевых процессов. М., 1997.
  11. Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. СПб., 2002.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика