Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 97Рубрики 51Авторы 8224Ключевые слова 20166 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Специфика позиции родителей при различных типах взаимодействия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста 1365

Шведовская А.А., кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, anna.shvedovskaya@mgppu.ru
Полный текст

Согласно современным представлениям о специфике реализации родительскодетского взаимодействия и позиция ребенка, и позиция родителя носят активно-действенный характер. Активно-действенная позиция отражается в том числе и в складывающемся в результате взаимодействия ориентирующем образе детско-родительских отношений. У ребенка образ детско-родительских отношений включает в себя отражение и принятие форм межличностных отношений с родителем, личностноориентирующий образ Я, личностно-ориентирующий образ родителя [2, 3]. Образ детско-родительских отношений носит регулирующий, контролирующий, направляющий характер в построении тактик взаимодействия.

В контексте изучения особенностей детско-родительских отношений описана обширная феноменология стилей семейного воспитания с точки зрения учета определяющей позиции родителя в этом процессе.

Позиция родителя включает в себя такие компоненты, как особенности эмоциональной связи с ребенком, мотивы и ценности родительства, стиль взаимодействия с ребенком, способы разрешения проблемных ситуаций, способы социального контроля [1, 3]. Разработкой критериев выделения стилей воспитания занимались многие отечественные и зарубежные исследователи (Д. Браумрид, А.Е. Личко, Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, А.Я. Варга и др.), но всё еще остается недостаточно изученной проблема формирования у ребенка образа детско-родительских отношений и соотнесения особенностей образа с тактиками реализации взаимодействия ребенка с родителем.

В нашем исследовании* сделана попытка выделения типов детско-родительского взаимодействия и проведения сравнительного анализа образа детско-родительских отношений у ребенка и родителя. Изучение позиции родителя в этих отношениях проводилось с помощью проб на совместную деятельность, родительского сочинения в форме неоконченных предложений и анкетирования родителей [6, 7, 8, 9]. Особенности позиции ребенка изучались также с помощью проб на совместную деятельность, рисунка семьи и сюжетно-ролевой игры «Семья» [4, 5, 6, 9].

В исследовании принимали участие 75 детско-родительских диад с детьми старшего дошкольного возраста. На основании кластерного анализа результатов пробы на совместную деятельность методом К-средних в исследовании выделена эмпирическая типология детско-родительского взаимодействия. Выборка испытуемых разделилась на пять групп (табл. 1), статистически значимо различающихся по типам взаимодействия родителя и ребенка (уровень значимости p < 0,05).

Краткая характеристика каждого из выделенных типов включает в себя показатели эмоциональной и деятельностной сторон диадического взаимодействия на основании интерпретации результатов методики «Пробы на совместную деятельность» [1].

Конфликтный тип взаимодействия

В конфликтной диаде наблюдается активная борьба за лидерство во взаимодействии как со стороны родителя, так и со стороны ребенка. Ребенок в ситуациях и ведомого, и ведущего отстаивает свое первенство, а родитель на активность ребенка отвечает собственной активностью. Но если по объективным причинам родитель находится в ситуации ведомого и для достижения результата вынужден следовать за ребенком, то он склонен отстраниться от взаимодействия или проявляет негативизм к просьбам и указаниям ребенка. При этом в ситуации конфликтного взаимодействия родитель нередко переоценивает возможности ребенка.

Взаимодействие в конфликтной диаде отличается особой напряженностью. Ребенок активно вмешивается в деятельность родителя. Это оказывает дестабилизирующее влияние на планирование действий родителем. Руководство со стороны родителя отличается непоследовательностью,

Таблица 1

Типы взаимодействия родителя и ребенка

Название группы

 

 

Характер взаимодействия

 

1. Конфликтный тип

2. Гармоничный тип

3. Дистантный тип

4. «Доминирующий родитель –

подчиняющийся ребенок»

5 «Доминирующий ребенок –

потворствующий родитель»

Несогласованное «МЫ»

Комплиментарное «МЫ»

Взаимодействие «рядом»

Доминирование – подчинение

 

Доминирование – подчинение

 

указания часто носят фрагментарный характер. При этом родитель априори считает, что ребенок понимает его требования и инструкции. Такую же модель предъявления инструкции использует и ребенок. При этом он скорее пытается сам выполнить действия за взрослого, чем что-то ему разъяснить или показать.

Конфликтный родитель не ориентирован на оказание своевременной помощи ребенку. Родитель контролирует ребенка преимущественно по итоговым результатам действий, не осуществляя пошагового контроля. При его неудачах родитель может использовать резкую критику. Такой способ руководства и контроля со стороны родителя не позволяет ребенку эффективно и адекватно корректировать собственные действия, и он предпочитает игнорировать замечания и инициативу взрослого. Ребенок демонстрирует широкий спектр протестных форм принятия руководства со стороны родителя: формально выполняя указания взрослого, оспаривая его требования, отказываясь от выполнения требований взрослого или проявляя к нему негативизм. И родитель, и ребенок склонны игнорировать состояние партнера по взаимодействию.

В объективно складывающейся ситуации неуспеха деятельности и родитель, и ребенок негативно оценивают действия партнера. При этом родитель склонен перекладывать на ребенка ответственность за неудачу. Родитель к тому же использует такие формы оценивания, как наклеивание «ярлыков» и предваряющая оценка.

Из-за внутреннего напряжения в диаде партнеры не стремятся к инициированию или поддержанию контакта, а на бездействие партнера отвечают собственным бездействием. С эмоциональной стороны родитель демонстрирует часто возникающие раздражительность или холодность по отношению к ребенку и избегает телесного контакта. Ребенок со своей стороны демонстрирует ответное раздражение.

Гармоничный тип взаимодействия

При гармоничном взаимодействии наблюдается согласованность позиций в детско-родительской диаде. Распределение ролей между ребенком и родителем комплиментарно и адекватно содержанию деятельности. Когда родитель выступает в роли «ведущего», ребенок принимает и не оспаривает его руководство. В случае лидерства ребенка родитель принимает инициативу ребенка.

Родитель осуществляет руководство деятельностью ребенка последовательно и предъявляет требования в понятной для ребенка форме. Родитель ориентирован на оказание помощи ребенку в трудных ситуациях, но при этом он не стремится выполнить действия за ребенка. Контроль носит содержательный характер. Со стороны обоих партнеров наблюдается адекватная оценка результатов их действий.

Деловое сотрудничество строится родителем с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. У обоих партнеров по взаимодействию есть желание поддерживать контакт, в том числе и телесный.

Родитель использует местоимение «мы» при взаимодействии и обращается к ребенку по имени. Со стороны как ребенка, так и родителя наблюдаются проявления эмоционального принятия и симпатии.

Родитель не обвиняет ребенка в неудачах, пытаясь конструктивно разрешать трудности и демонстрируя ценностное отношение к нему. В ситуации успеха/неуспеха с обеих сторон наблюдаются адекватные эмоциональные проявления.

Дистантный тип взаимодействия

Отстраненный родитель предпочитает руководить взаимодействием. Так ему легче манипулировать ребенком. Ребенок данную ситуацию принимает, не демонстрируя активной борьбы за лидерство.

Отстраненному родителю свойственно переоценивать возможности ребенка. Такой родитель не ориентируется на действия ребенка и игнорирует его эмоциональное состояние. В случае, когда ребенок не справляется с заданием, родителю проще выполнить необходимые действия за ребенка, чем  что-то ему разъяснить или оказать помощь. При этом родитель склонен негативно оценивать действия ребенка, возлагая ответственность за неудачу на ребенка.

В процессе осуществления контроля промежуточный результат действий ребенка родителем не фиксируется. В правильности или неправильности своих действий ребенок может сориентироваться только после получения окончательного результата, что не позволяет ребенку осуществлять своевременную эффективную коррекцию своих действий. Но по сравнению с конфликтным типом при дистантном взаимодействии нет ярко выраженного напряжения в отношениях, что позволяет ребенку быть более успешным в выполнении действий.

В случае, когда ребенку необходимо быть «ведущим» во взаимодействии, родитель действует формально и безынициативно, с легко возникающим отказом от выполнения указаний ребенка и игнорированием его замечаний. При этом инициатива и настойчивость ребенка вызывают у родителя эмоциональный дискомфорт.

Если ребенок прекращает действовать, родитель уходит от взаимодействия и не делает попыток активизировать его.

Наибольшее неблагополучие по сравнению с другими типами существует в эмоциональной стороне взаимодействия. Наблюдается избегание телесного контакта в детско-родительской диаде. Со стороны родителя – это отсутствие сопереживания, холодность. При неуспехе – акцентирование неудач, критика, раздражение, уничижение личности ребенка и заметное безразличие к его успеху. Для родителя неуспех значимо дискомфортен, а успех ребенка сам собой разумеется.

Тип взаимодействия «Доминирующий родитель – подчиняющийся ребенок»

Авторитарный родитель активно захватывает лидерство в ситуации как «ведомого», так и «ведущего». Он склонен переоценивать возможности ребенка и демонстрирует отсутствие сопереживания к нему. Выраженной борьбы и конфликтности во взаимодействии нет. Распределение ролей принимается обоими участниками взаимодействия.

По сравнению с дистантным родителем у авторитарного более выражена непоследовательность руководства. Родитель стремится поддержать взаимодействие и активизировать ребенка, но использует при этом неконструктивные способы, например констатацию потери контакта, что приводит к еще большему отвлечению ребенка. Родитель оценивает ребенка позитивно и ориентируется на его состояние. Оценка действий ребенка адекватна результатам. Резкие негативные эмоциональные проявления при таком диадическом взаимодействии не выражены. В этой диаде ребенок испытывает тревогу при неуспехе.

Тип взаимодействия «Доминирующий ребенок – потворствующий родитель»

Позиция ребенка в диаде по типу «Ребенок-диктатор» сходна с позицией ребенка в конфликтном типе взаимодействия. Ребенок активен и эгоцентричен, но не пытается бороться за лидерство. Конфликтность в диадическом взаимодействии минимальная.

Потворствующий родитель более последователен, чем авторитарный. Он ориентируется на состояние ребенка. Указания родителя адекватны содержанию деятельности, даются в понятных ребенку терминах, но касаются отдаленного результата. Родитель склонен обсуждать способы действия с ребенком. В целом родитель ориентируется на достижение положительного результата во взаимодействии. При этом он не пытается часто вмешиваться в деятельность ребенка и осуществлять пошаговый контроль, предоставляя ему возможность проявления инициативы. Соответственно, в диаде со стороны ребенка не выражены негативизм, оспаривание требований или отказ от их выполнения, как при конфликтном типе взаимодействия. Оба участника взаимодействия склонны к позитивному оцениванию действий друг друга.

В такой ситуации ребенок более адекватно корректирует результаты своих действий в ответ на указания взрослого, чем в ситуации конфликтного взаимодействия и борьбы за лидерство. Но в то же время, со стороны ребенка наблюдается формальное выполнение указаний, дистанцированность от родителя и тревога при неуспехе или замечаниях.

В случае неудачи потворствующий родитель склонен брать ответственность на себя. При затруднениях в деятельности и родитель, и ребенок не оставляют попыток поддерживать контакт. Родитель стремится к близкой дистанции с ребенком и использует телесный контакт. По сравнению с дистантным, потворствующий родитель может осуществлять помощь ребенку, выполняя за него действия в трудных ситуациях. Эмоциональные проявления при успехе или неуспехе ребенка у родителя чаще всего адекватны ситуации. Не встречаются холодность, попытки уничижения личности или обесценивания успехов ребенка.

Одной из дальнейших задач исследования стало выявление особенностей стиля родительских дисциплин в выделенных типах диадического взаимодействия.Для решения этой задачи был проведен опрос родителей с помощью авторской анкеты

«Анализ стиля родительских дисциплин».

Анкета для родителей состоит из восьми шкал, отражающих характеристики различных сторон детско-родительского взаимодействия. Каждая из шкал содержит один вопрос закрытого типа, к которому даны несколько вариантов ответов. Варианты ответов выражают принятые родителем способы осуществления воспитательного воздействия на ребенка, способы оказания поддержки и помощи в трудных ситуациях. В них содержится информация о возможных источниках конфликтов с ребенком, а также об особенностях образа ребенка глазами родителя.

Шкала «Способы поощрения» (вопрос:«Если вы узнаете, что ваш ребенок сделал

Что-то хорошее, вы обычно…») содержит восемь вариантов ответов: словесные поощрения (умеренное, выраженное), отсутствие ориентации на похвалу, материальное поощрение (с учетом интересов ребенка, без учета интересов ребенка), поощрение деятельностью, телесный контакт, суммирование поступков.

В шкале «Способы наказания» (вопрос: «Если ваш ребенок сделал что-то неприемлемое, вы…») представлены двенадцать вариантов наказания: отсутствие ориентации на наказание, формальное словесное наказание, причинное разъяснение, материальное наказание, ограничение общения, лишение активности, физическое наказание, инициация чувства стыда, рассуждение, выговор, внешняя сравнительная оценка, инициация чувства вины.

В шкале «Мониторинг» (вопрос: «Вы обычно узнаете, что у вашего ребенка что-то произошло, когда…») представлены три варианта способов получения информации о ребенке: инициирование со стороны родителя (слабо и сильно выраженное), инициирование со стороны ребенка (слабо и сильно выраженное), отсутствие контакта.

В шкалу «Источники позитивных форм поведения» (вопрос: «Ваш ребенок ведет себя хорошо, потому что…») включено семь вариантов причин: позитивный пример, чрезмерные ограничения, отсутствие ограничений, физиологические особенности, личностный выбор ребенка, характерологические особенности, наличие стимуляции.

В шкалу «Источники негативных форм поведения» (вопрос: «Если ваш ребенок капризничает, не слушается, плохо себя ведет, это происходит из-за того,что…») также включено семь вариантов причин: негативный пример, чрезмерные ограничения, отсутствие ограничений, физиологические особенности, характерологические особенности, отсутствие стимуляции, личностный выбор ребенка.

В шкале «Оказание помощи» (вопрос: «Если ваш ребенок сам не может с чем-то справиться, вы считаете, что…») отражены шесть вариантов взаимодействия с ребенком в трудных ситуациях: лишение помощи, совместные действия, кризисная интервенция, ограничение самостоятельности, предварительная оценка необходимости помощи, избегание оказания помощи.

В шкале «Источники конфликтов» (вопрос: «Если дома у вас бывают конфликты с ребенком, то обычно они происходят по-поводу…») представлены десять вариантов причин возникновения конфликтных ситуаций: внутрисемейные обязанности ребенка, нормативные проявления, интересы ребенка, капризы ребенка, чрезмерное привлечение к себе внимания, внесемейные обязанности ребенка.

В шкале «Реакция на трудности» (вопрос: «Если ваш ребенок попадает в неприятную для него ситуацию и испытывает сильное напряжение, беспокойство, он обычно… ») представлено пятнадцать вариантов реакций ребенка:

  1. уход от активности;
  2. поиск телесного контакта;
  3. эмоциональное отреагирование через горе;
  4. экстрапунитивная агрессия на другого человека;
  5. экстрапунитивная агрессия на предметы;
  6. переключение, восстановление физических сил;
  7. отключение, расслабление;
  8. признание, освобождение от вины;
  9.  аффективное отреагирование, интропунитивная агрессия;
  10. активный уход от реальности (интеллектуальный, без внешнего продукта);
  11. активный уход от реальности (деятельный, с получением внешнего продукта);
  12. пассивный уход от реальности;
  13. двигательная экспрессия, получение функционального удовольствия;
  14. внешняя речь;
  15. поиск поддержки.

Процедура анкетирования

Анкетирование проводится в индивидуальной или групповой форме. Каждый из родителей получает бланк с вопросами и вариантами ответов. Родители оценивают по пятибалльной шкале степень предпочтения того или иного способа регуляции поведения ребенка или выраженность личностных особенностей ребенка.

Родителям дается инструкция:

«Уважаемые родители! Вам предлагается ответить на вопросы о вашем ребенке. На каждый из вопросов дан ряд ответов. Отметьте из них те, которые подходят именно вам. В анкете нет правильных или неправильных ответов.Вы можете выбрать несколько вариантов ответов на каждый из вопросов, указав степень предпочтения того или иного варианта ответа:

0 – никогда;

1 – скорее нет, чем да;иногда;

3 – скорее да, чем нет;

4 – всегда».

Родители могут добавить свой вариант ответа на каждый из вопросов анкеты (при условии недостаточности предложенных).

Обработка и интерпретация результатов

Родители оценивают каждое высказывание по пятибалльной шкале (максимальный балл за ответ – 4, минимальный – 0).

В случае, если ответ включает более одного высказывания, баллы за оценку каждого из них суммируются и в результатах учитывается их среднее значение (табл. 2).

После подсчета баллов делается вывод о преобладающих способах реализации родительских дисциплин, типе родительского мониторинга, источниках конфликтов во взаимодействии с ребенком, способах оказания помощи ребенку, образе источников негативных и позитивных форм поведения ребенка и способах реагирования на трудности.

Ответы родителей анализируются по следующим направлениям:

  • атрибуция причин поведения ребенка (шкалы «Источники позитивных форм поведения», «Источники негативных форм поведения», «Источники конфликтов»);
  • родительские дисциплин (шкалы «Способы поощрения», «Способы наказания»);
  • осуществление контроля (шкалы «Мониторинг», «Оказание помощи»)
  • реакции ребенка на трудные ситуации.

Результаты анкетирования родителей позволили выявить особенности воспитательной позиции, характерные для каждого из выделенных нами типов взаимодействия. Использование U-критерия согласия Манна–Уитни при сравнении диад, относящихся к различным типам взаимодействия, показало, что группы значимо различаются между собой (p < 0,05). Сопоставление групп позволило выявить характерные особенности позиции родителей при каждом типе взаимодействия.

Конфликтный и гармоничный типы взаимодействия существенно отличаются по показателям характера атрибуции поведения ребенка. При конфликтном типе взаимодействия родителям более присуще использование выговора в качестве основно го средства наказания (р = 0,004) и приписывание основной причины плохого поведения ребенка недостаткам в его характере (р = 0,006).

Та б л и ц а 2

Ключ к интерпретации результатов анкеты «Анализ стиля родительских дисциплин»

 

№ ответа

 

Направленность ответа

 

1, 3

2

4, 5

6

7

8

1. Способы поощрения

Словесные поощрения

Отсутствие ориентации на похвалу

Материальное поощрение

Поощрение деятельностью

Телесный контакт

Суммирование поступков

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

2. Способы наказания

Отсутствие ориентации на наказание

Формальное словесное наказание

Причинное разъяснение

Материальное наказание

Ограничение общения

Лишение активности

Физическое наказание

Инициация чувства стыда

Рассуждение

Выговор

Внешняя сравнительная оценка

Инициация чувства вины

 

1, 3

2, 4

5

3. Мониторинг

Инициирование со стороны родителя

Инициирование со стороны ребенка

Отсутствие контакта

 

1

2

3

4

5

6

7

 

 

1

2

3

4

5

6

7

4.Источники позитивных форм поведения

Позитивный пример

Чрезмерные ограничения

Отсутствие ограничений

Физиологические особенности

Личностный выбор ребенка

Характерологические особенности

Наличие стимуляции

 

5.Источники негативных форм поведения

Негативный пример

Чрезмерные ограничения

Отсутствие ограничений

Физиологические особенности

                Характерологические особенности

                Отсутствие стимуляции

                Личностный выбор ребенка

 

 

1

2

3

4

5

6

6. Оказание помощи

Лишение помощи

Совместные действия

Кризисная интервенция

Ограничение самостоятельности

Предварительная оценка необходимости помощи

Избегание

 

1, 4

5, 6

2, 8

7

9

3, 10

7. Источники конфликтов

Внутрисемейные обязанности ребенка

Нормативные проявления

Интересы ребенка

Капризы ребенка

Черезмерное привлечение к себе внимания

Внесемейные обязанности ребенка

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

8. Реакция на трудности*

Уход от активности

Поиск телесного контакта

Эмоциональное отреагирование через горе

Экстрапунитивная агрессия на другого человека

Экстрапунитивная агрессия на предметы

Переключение, восстановление физических сил

Отключение, расслабление

Признание, освобождение от вины

Аффективное отреагирование, интропунитивная агрессия

Активный уход от реальности (интеллектуальный)

Активный уход от реальности (деятельностный

Пассивный уход от реальности

Двигательная экспрессия, функциональное удовольствие

Внешняя речь. проговаривание

Поиск социальной поддержки

Конфликтный и дистантный типы взаимодействия значимо различаются также по характеру атрибуции и реакциям ребенка на трудные ситуации. У конфликтного родителя более выражено использование телесного контакта в виде поощрения (р = 0,017).

В качестве основного вида реакции на трудности у ребенка в конфликтных диадах отмечается пассивный уход от реальности (р = 0,047). Дистантный тип отличается от конфликтного тем, что дети при возникающих трудностях чаще осуществляют поиск социальной поддержки (р = 0,022).

Конфликтный тип взаимодействия и взаимодействие по типу «доминирующий родитель» различаются по значительному числу показателей. Например, родители из  конфликтной диады более склонны приписывать причины плохого поведения ребенка особенностям его характера (р = 0,002).

А для доминирующего родителя характерно использование в качестве наказания главным образом материальных стимулов (р = 0,034) и лишение ребенка общения (р = 0,018). Такой родитель склонен использовать ограничения самостоятельности ребенка при попадании его в сложную ситуацию, оказывая помощь, выполняя всё за ребенка (р = 0,045).

Атрибуция причин позитивных форм поведения ребенка у доминирующего родителя в основном выражается в наличии у ребенка собственных интересов (р = 0,025) и отсутствии чрезмерных ограничений со стороны взрослых (р = 0,06, на уровне тенденции). Атрибуция причин конфликтов у доминирующего родителя лежит в области внесемейных обязанностей ребенка (р == 0,04). Среди причин конфликтов родители отмечают чрезмерное привлечение ребенком внимания к себе (р = 0,061, на уровне тенденции).

Конфликтный тип взаимодействия и взаимодействие по типу «доминирующий ребенок» различаются тем, что для родителей из диад конфликтного типа характерно использование в качестве основного вида наказания выговора (р = 0,026) и атрибуция причин плохого поведения лежит в сфере особенностей характера ребенка (р = 0,004) и его личностных особенностей (р = 0,056, на уровне тенденции).

Группы дистантных и гармоничных диад различаются по характеру реагирования ребенка на трудности. При дистантном типе взаимодействия ребенок демонстрирует поиск поддержки у близкого взрослого (р = 0,056, на уровне тенденции).

Наибольшее число различий получено при сравнении гармоничного типа взаимодействия и взаимодействия по типу «доминирующий родитель». Авторитарному родителю свойственно использование таких родительских дисциплин, как материальное поощрение (р = 0,049), поощрение деятельностью (р = 0,01) и суммирование поступков при поощрении (р = 0,005). А для гармоничного типа более характерно использование умеренного словесного поощрения (р = 0,021).

Авторитарный родитель при наказании предпочитает лишать ребенка материальных благ (р = 0,015) и общения (р = 0,000), а также использовать выговор (р = 0,001).

Авторитарные родители занимают активную позицию в мониторинге поведения ребенка: родитель расспрашивает (р == 0,037), а ребенок не стремится сам рассказывать (р = 0,019) о происходящем. Авторитарные родители указывают в качестве источника позитивных форм поведения ребенка его личностные качества (р = 0,065, на уровне тенденции), а негативных – недостаток самостоятельности ребенка (р = 0,007) и его личностные качества (р = 0,024).

Атрибуцию причин конфликтов с ребенком доминирующие родители видят в сфере внесемейных обязанностей ребенка, например выполнения домашних заданий. посещения детского сада, кружков и т. д. (р = 0,000). Доминирующие родители предпочитают в случае затруднений ребенка выполнить действия за него (р = 0,029). Такая форма приводит к тому, что при возникновении трудностей дети из данной группы уходят от активности (р = 0,001) или от реальности (р = 0,016), т. е. отвлекаются игрой.

Группы гармоничных диад и диад с типом взаимодействия «доминирующий ребенок» различаются по выраженности типа наказания. Родители из гармоничных диад чаще используют формальные словесные наказания (р = 0,009).

Доминирующий родитель, в отличие от дистантного, в качестве поощрения чаще использует телесный контакт (р = 0,018), ограничение или отказ от общения (р = 0,018) с ребенком и инициацию у него чувства вины (р = 0,032). Реакция ребенка на трудности при таком стиле родительских дисциплин – яркие эмоциональные реакции в виде плача (р = 0,052) или пассивный уход от реальности (р = 0,030). Можно также сказать, что причины негативных форм поведения доминирующие родители видят в физиологических особенностях ребенка (р = 0,057, на уровне тенденции), а конфликты чаще всего происходят из-за конкретных интересов ребенка (р = 0,06, на уровне тенденции) и его внесемейных обязанностей (р = 0,059, на уровне тенденции).

Тип взаимодействия «доминирующий ребенок» и дистантный тип имеют значимые различия по параметрам атрибуции причинности негативных форм поведения и реакции ребенка на трудности. У потворствующего родителя среди причин негативных форм поведения ребенка более выражено отсутствие ограничений (р = 0,018), при этом у ребенка реакция на трудности –поиск поддержки со стороны взрослого (р = 0,018).

Типы взаимодействия «доминирующий ребенок» и «доминирующий родитель» значимо отличаются друг от друга по характеру атрибуции и мониторинга. Авторитарному родителю более свойственны суммирование поступков при поощрении ребенка (р = 0,037), наказание в виде лишения материальных благ (р = 0,013), ограничение общения (р = 0,012), словесные наказания в форме рассуждения (р = 0,005) и выговора (р = 0,039), инициация чувства вины у ребенка (р = 0,023). Авторитарные родители, в отличие от потворствующих, более склонны предварительно оценить необходимость оказания помощи ребенку (р = 0,006). При этом возникают следующие реакции на трудности у подчиняющихся детей: уход от активности (р = 0,002), отключение, расслабление (р = 0,43), пассивный уход от реальности (р = 0,036).

Источники позитивных форм поведения авторитарные родители более склонны видеть в личностных особенностях ребенка (р = 0,001), а плохого поведения – как в чрезмерных ограничениях (р = 0,044), так и в отсутствии ограничений (р = 0,01), в недостаточной самостоятельности ребенка (р = 0,012) и его личностных особенностях (р = 0,001). Конфликты во взаимодействии в диадах «доминирующий родитель – послушный ребенок» возникают по поводу интересов и внесемейных обязанностей ребенка (р = 0,005 и р = 0,000).

Таким образом, можно выделить характерные особенности родительской позиции в каждом из рассматриваемых типов взаимодействия.

Позиция родителей из конфликтного типа взаимодействия отличается тем, что при реализации дисциплинарных мер родители редко используют словесное или материальное поощрение. В качестве наказания они применяют вербальное средство –выговор («… сделаете резкий выговор ребенку, чтобы он сразу понял, что вы плохо относитесь к таким поступкам»), не ограничивая при этом ребенка в общении или материальных благах и в то же время оставляя его плохое поведение незамеченным.

С атрибутивной стороны родители видят причины плохого поведения ребенка в особенностях его характера («…у него такой характер») или личном выборе («…он сам хочет таким быть»). Родители не объясняют плохое поведение ребенка внешним влиянием на него (плохой пример взрослых и сверстников, особенности воспитания и т. п.), рассматривая его как сформировавшегося субъекта собственного поведения.

Интересно, что родители не выделяют каких-то отличных от других диад причин конфликтов при взаимодействии с ребенком. То есть спецификации конфликтных зон не наблюдается. Не наблюдается у конфликтных родителей и значимых особенностей мониторинга. По мнению родителей, у ребенка из конфликтной диады реакция на трудности в основном выражается в пассивном уходе от реальности («... включает любимый мультфильм, берет книжку, слушает музыку…»). Ребенку несвойственны поиск социальной поддержки, резкие эмоциональные проявления, физическая или вербальная активность.

Гармоничные диады отличаются от других диад стилем родительских дисциплин. В качестве поощрения родители в основном используют умеренную словесную похвалу («…хвалите его/ее, но старайтесь не перехвалить»). А в качестве наказания формальное словесное наказание («…делаете ему/ей замечание и забываете об этом»). Позиция родителей в данном случае характеризуется отсутствием дисгармоничных форм родительских дисциплин (физического наказания, лишения активности или коммуникаций, инициации чувства вины или стыда, выговоров или рассуждений), а также чрезмерной эмоциональной включенности в реализацию взаимодействия с ребенком. Не отмечается взаимодействие родителей с ребенком на телесном уровне.

Специфика дистантных диад заключается в том, что основной реакцией ребенка на трудности является поиск социальной поддержки («…просит у кого-нибудь совета, помощи»). Ребенок в трудных ситуациях не склонен физически или эмоционально реагировать. Не наблюдается при этом вариантов ухода от деятельности или деятельностного замещения.

Родительская позиция при типе взаимодействия «доминирующий родитель –подчиняющийся ребенок» наиболее специфична.

В качестве средства поощрения родители используют суммирование поступков ребенка («…обязательно в дальнейшем учитываете этот поступок»), т. е. отсроченный вариант поощрения. По сравнению с гармоничными диадами чаще применяют материальное поощрение («…покупаете то, что он/она хочет», «..даете в награду ему/ей всегда что-то одно (деньги, сладкое и т. д.)»). И в сравнении с дистантными диадами чаще используют телесный контакт («…стараетесь погладить ребенка, прижать к себе»).

Основным средством наказания служит лишение ребенка материальных благ («…лишаете его/ее какого-либо удовольствия (просмотра ТV, покупки, сладкого)») и коммуникативных контактов («…не разговариваете с ребенком, пока он/она не осознает своей ошибки»). Встречаются также вербальные наказания в виде рассуждения («… обязательно вспомните аналогичные случаи из жизни и расскажите об их последствиях»), выговора и причинного разъяснения («…тут же разъясняете ребенку, что именно он/она сделал(а) неправильно»). В отличие от типа взаимодействия «ребенокдиктатор» родители этого типа стремятся вызвать у ребенка чувство вины за проступки («…добиваетесь того, чтобы ребенок извинился»).

То есть диапазон наказаний достаточно широкий, с приоритетом использования ограничений как проявления власти над ребенком. Параметр ограничения проявляется также и в понимании причинности позитивных и негативных форм поведения ребенка. В основном родители указывают на внешние причины плохого или хорошего поведения ребенка («… его мало ограничивают, и ему не надо конфликтовать с окружающими», «… ему слишком много разрешают» или «…ему слишком много запрещают»).

Причем по сравнению с конфликтным типом данные родители более склонны считать отсутствие ограничений и умение занять себя причинами хорошего поведения. А при сравнении с гармоничным типом те же причины служат основой плохого поведения ребенка (неумение занять себя и чрезмерная свобода). В качестве внутренних причин как хорошего, так и плохого поведения родители указывают на личный выбор ребенка («…он сам хочет таким быть», «…сам считает необходимым быть таким»). Конфликты при взаимодействии возникают из-за внесемейных обязанностей ребенка («…выполнение домашних заданий, полученных в музыкальной школе, в секции, кружках и т. д.», « … посещение детского сада, школы, секции и т. д.») или из-за конкретных интересов ребенка («…конкретных интересов или увлечений ребенка – чтение, игры, ТV»).

По сравнению с конфликтным типом более выражены конфликты из-за привлечения ребенком внимания к себе («…того, что он/она часто вмешивается в дела взрослых (в разговор, работу, чтение)»). То есть авторитарные родители занимают более отстраненную позицию, чем конфликтные.

По сравнению с дистантными родителями у авторитарных более выражено оказание помощи ребенку путем первичного разделения деятельности («… в первый раз можно помочь, а потом пусть справляется сам»). Общая тенденция реагирования подчиняющегося ребенка на возникающие трудные ситуации – уход. Уход от реальности («…начинает играть, рисовать, писать», «..начинает мечтать, фантазировать»), от активности («…уходит от общения, не желает разговаривать, замыкается в себе»), отключение, расслабление («…на него нападает сонливость, вялость»).

Родительская позиция при типе взаимодействия «доминирующий ребенок –потворствующий родитель» также имеет ряд особенностей.

Причины негативных форм поведения родители видят в отсутствии ограничений со стороны взрослых («…ему слишком много разрешают»).

А основная реакция на трудности у доминирующего ребенка – обращение за социальной поддержкой («…просит у кого-нибудь совета, помощи»), что корреспондирует с позицией ребенка из дистантных диад.

В дальнейшем нами проводился анализ позиций ребенка и родителя при различных типах взаимодействия.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков / Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А Карабанова и др. М., 2002.
  2. Карабанова О.А. Социальная ситуация развития ребенка: структура, динамика, принципы развития. Дис. … д-ра психол. наук. М., 2003.
  3. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М., 2005.
  4. Шведовская А.А. Как они играют // Психологическая наука и образование. 2003. № 1.
  5. Шведовская А.А. Игра как дошкольное средство в психологическом консультировании // Дошкольное воспитание. 2005. № 4.
  6. Шведовская А.А. Особенности реализации различных стратегий взаимодействия в диадах «ребенок – мать» // Материалы 2-й Всероссийской научной конференции «Психологические проблемы российской семьи» /Под ред. В.К. Шабельникова, А.Г. Лидерса. М., 2005.
  7. Шведовская А.А. Использование методики «Родительское сочинение» в диагностике детско-родительских отношений в дошкольном возрасте // Психологическая диагностика. 2005. № 4.
  8. Шведовская А.А. Особенности деятельностной стороны детско-родительских отношений в дошкольном возрасте // Материалы Всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи» / Под ред. В.К. Шабельникова, А.Г. Лидерса. М., 2003.
  9. Шведовская А.А. Особенности реализации различных стратегий взаимодействия в диадах «ребенок – мать» // Психолог в детском саду. 2005. № 4.
Статьи по теме

Психотерапия и психокоррекция  |  Бурменская Г.В., Алмазова О.В., Карабанова О.А., Захарова Е.И., Долгих А.Г., Молчанов С.В., Садовникова Т.Ю.

Эмоционально-смысловое отношение девушек к материнству

CrossRef doi:10.17759/cpp.2018260404

 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика