Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Влияние образов массовой культуры на представления о предпочитаемом образе ученика у детей 6–7 лет 808

Янгирова Г.Ф., кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии, Башкирский государственный педагогический университет, Уфа, Россия, ilshat_ufa@mail.ru

Аннотация

Рассматривается проблема влияния образов массовой культуры на особенности формирования и развития представлений предпочитаемого образа ученика у детей 6–7 лет при вхождении в учебный процесс. Приводятся результаты трех этапов исследования по оригинальной методике. Представлены исследовательские данные по влиянию этнических образов на становление образа ученика у детей 6–7 лет в ходе психолого-педагогической работы по изучению этой проблемы. Были сделаны выводы о том, что очень мало детей, ассоциирующих себя с учеником/ученицей, с национальными образами: башкиром (башкиркой) – русским (русской). Большинство детей (и мальчиков, и девочек) отдали предпочтение образам героев СМИ, с которыми они встречаются постоянно, чей образ жизни им импонирует. Эти образы настолько крепко «держат» детей, что при вхождении в учебный процесс им бывает очень сложно принять новый образ – ученика или ученицы. Таким образом, можно отметить, что СМИ усложняют процесс вхождения детей 6–7 лет в учебный процесс, навязывая им свои стереотипы, которые мешают детям адаптироваться к школьной жизни, выбирать друзей, понимать истинное значение учебы в школе.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Переход из дошкольного детства в младший школьный период является важным этапом в жизни ребенка. От того, как он подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодом развития, будут зависеть успешность его адаптации, вхождения в школьную жизнь, его успехи в учебе, особенности принятия новой социальной позиции школьника с кругом обязанностей и прав, отношение к школе, учебной деятельности, учителям, сверстникам (умение быть принятым новым детским обществом). Эти качества обеспечивают адаптацию к новым социальным условиям школьной жизни [1].

Внутренняя позиция школьника возникает к концу дошкольного возраста. К.Н. Поливановой выделены основные этапы становления внутренней позиции шестилетнего школьника.

Первый этап характеризуется наличием положительного отношения к школе без ориентации на содержательные моменты школьно-учебной действительности (ребенок хочет пойти в школу, но при этом стремится сохранить дошкольный образ жизни). Школа привлекает детей своими аксессуарами. Дети стремятся перенести дошкольный образ жизни в школу.

На втором этапе развития внутренней позиции школьника появляется ориентация на содержательные мотивы школьной жизни. В это время ребенок выделяет в первую очередь социальные, а не собственно учебные аспекты.

Третий этап развития внутренней позиции школьника — ее полная сформированность — характеризуется сочетанием интереса к социальным и собственно учебным аспектам школьной жизни. Этого уровня достигают в I классе не все дети. Поведение ребенка в школе определяется не просто желанием чувствовать себя взрослым, но и познавательными мотивами.

До тех пор пока этого нет, ребенок будет «играть в школу» [2].

Литература
  1. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. М., 2004.
  2. Поливанова К.Н. Такие разные шестилетки. М., 2003.
  3. Репина Т.А. Проблема полоролевой социализации детей. М., 2004.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика