Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Развитие мотивов и мотивации социального поведения у детей дошкольного и младшего школьного возрастов 2255

Алтунина И.Р., кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии, Россия, mpsi@col.ru

Аннотация

Целью представленного исследования было изучение особенностей развития и структуры мотива и мотивации достижения успехов и избежания неудач. Опираясь на концепции социальных потребностей и социальных мотивов Д. Макклелланда и Х. Хекхаузена, автор разработала и использовала специальные методики, направленные на изучение сформированности, согласованности возрастных изменений и половых различий мотивов и мотиваций социального поведения у детей младшего дошкольного и младшего школьного возрастов (всего 126 испытуемых).
Кроме этих методик применялись стандартизированное наблюдение, опрос и экспериментально организованная групповая и индивидуальная игры. Были сформулированы и проверены 16 частных гипотез, вытекающих из предложенной автором концепции структуры и развития мотивов и мотивации социального поведения.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Вначале соответствующие исследования проводились почти исключительно со взрослыми людьми, но в последние годы в центре внимания ученых оказались и дети. Среди публикаций на <детскую> тему мотивации появились работы, авторы которых ставили перед собой задачу исследовать условия формирования соответствующего мотива у детей [3, 5, 6, 7, 8, 11]. В плане изучения мотивов и мотивации социального поведения именно детские возрасты, в особенности дошкольный и младший школьный, оказались в какой-то степени обделенными вниманием. Между тем, как показывают результаты проведенных за рубежом исследований, именно в эти годы идет активный процесс формирования всех мотивов и мотивации социального поведения и именно с подросткового возраста соответствующие мотивы становятся устойчивыми, определяя дальнейшее социальное поведение человека. «цукцук».

В излагаемой далее серии экспериментальных исследований мы поставили перед собой задачу изучить развитие и возрастную динамику мотивов и мотивации достижения успехов у дошкольников и младших школьников. В статье из-за ограниченности ее объема кратко описываются соответствующие исследования и обсуждаются полученные в них данные.

<...>

Литература
  1. Алтунина И.Р. Мотивы и мотивация социального поведения детей (формирование и развитие). М., 2006.
  2. Васильев И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. М., 1991.
  3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000.
  4. Кошман Н.В. Формирование социально-психологических механизмов регуляции поведения в подростковом возрасте: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2002.
  5. Литвинова Г.В. Мотив достижения успеха как фактор развития личности: Автореф. дис. канд. психол. наук. Хабаровск, 2003.
  6. Лушникова Е.Е. Дидактические условия формирования мотивации достижения и мотивации аффилиации у старших школьников: Автореф. дис. канд. психол. наук. Калининград, 1995.
  7. Маркова А.К. Активизация мотивации достижения учащихся // Детский психолог. 1996. № 12.
  8. Плотникова Ю.Е. Формирование действий оказания помощи у младших школьников: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1998.
  9. Саблина Т.А. Мотивация достижения в младшем школьном возрасте: Автореф. дис. канд. психол. наук. Ростов н/Д, 1993.
  10. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Ч. 1, 2. М., 1986.
  11. Юрковская С.С. Формирование мотивации аффилиации и мотивации достижения у студентов в процессе обучения иностранному языку: Автореф. дис. канд. психол. наук. Калининград, 2004.
  12. Ярушкин Н.Н. Саморегуляция и самоорганизация социального поведения личности: Автореф. дис. д-ра психол. наук. СПб., 1998.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика