Психологическая наука и образование
2006. Том 11. № 4. С. 101–106
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Экономическая социализация воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: экономическая социализация, экспериментальная ситуация, экспериментально-генетический метод, экспериментальные исследования, экспериментальные методы, экспертиза учебного процесса
Рубрика издания: Инновационные модели
Для цитаты: Радина Н.К. Экономическая социализация воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Психологическая наука и образование. 2006. Том 11. № 4. С. 101–106.
Фрагмент статьи
Высокий уровень интереса социальных наук к проблеме экономической социализации обусловлен непосредственными потребностями экономического образования последних лет [3, 10], а также требованиями к психологическому сопровождению процесса становления «экономического человека» в изменившейся социально-экономической ситуации [3, 8].
В современных психологических исследованиях экономическая социализация представлена главным образом в виде описания и анализа усвоенных моделей экономического поведения и ценностей, определяющих качество экономического поведения [3, 4, 8 и др.]. Однако, следуя логике конструирования личности, поведенческая составляющая, даже «усиленная» ценностными характеристиками, не может исчерпывать содержания экономического развития личности. Необходим анализ целостной Я-концепции, включающей анализ и отношение к себе субъекта экономической активности, и представлений о себе как об участнике экономических процессов общества.
Психологической идеей, значимой для описания экономической социализации личности, с точки зрения конструирования
Я, мы считаем предположение У. Джеймса о наличии физического-Я, социального-Я и духовного-Я в структуре личности [2]. И физическое, и социальное, и духовное Я созидаются в процессе социализации и являются продуктом определенной социокультурной среды, воспринятой и трансформированной субъектом развития. Экономическим категориям и идеям в этом контексте может быть созвучно содержание физического и отчасти социального миров личности. Так, физический мир (мир «присвоенных предметов») может быть описан в экономических терминах — как личная собственность человека. То, что считает человек «продолжением себя в предметах», личной собственностью, формирует границы его психологического пространства, границы его Я.
Собственность как экономический феномен и связь собственности с другими сферами личности (например, со сферой власти или с экзистенциальной сферой, со свободой человека) находятся в фокусе внимания целого ряда исследований в области экономики, как классических, так и современных. Разделение собственности на индивидуальную и коллективную (групповую) предполагает, что индивидуальная собственность может носить характер личной, а также частной собственности, а коллективная (групповая) — общинной и общественной собственности [5].
Литература
- Дейнека О.С. Экономико-психологические последствия политики переходного периода // Общество и политика. Современные исследования, поиск концепций. СПб., 2000.
- Джеймс У. Психология. М., 1989.
- Жилина Ж.А. Психическая регуляция экономической социализации детей старшего дошкольного возраста: Автореф. … канд. психол. наук. Владимир, 2005.
- Задорожнюк И.Е. Экономические психологи о проблемах социализации // Вопросы психологии. 2003. №1.
- Иноземцев В.Л. Концепция постэкономического общества: теоретические и практические аспекты: Дис. … д-ра эконом. наук. М., 1998.
- Луценко А. Экономическая психология реального социализма? // Психологический журнал. 1991. Т.12. № 5.
- Муздыбаев К. Экономическая депривация, стратегия ее преодоления и поиск социальной поддержки. СПб., 1997.
- Малахов С.В. «Экономический человек» и рациональность экономической деятельности (обзор зарубежных исследований) // Психологический журнал. 1990. Т. 11. № 6.
- Лебедев О.Е., Майоров А.Н., Чепурных Е.Е. и др. Социализация и образование социальных сирот. Адаптация выпускников интернатных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей / Под ред. А.Н. Майорова. М., 2002.
- Поляков В.А., Сасова И.А. Непрерывное экономическое образование молодежи // Педагогика. 1994. № 4.
- Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. М., 1996.
- Радина Н.К., Павлычева Т.Н. Пожилые воспитанники детского дома: конструирование жизни в контексте стигматизации депривационного детского опыта // Психология зрелости и старения. 2005. № 4 (32).
- Радзиховский Л.А. Экономическая психология реального социализма// Психологический журнал. 1991. Т.12. № 3.
- Слуцкий В.И. Феномен общественной собственности и его влияние на формирование личности воспитанников детских домов // Вопросы психологии. 2000. № 5.
- Стивенсон С. А. Уличные дети и теневые городские сообщества // http: // WWW.I-U.RU.
- Хайек Ф.А. Пагубная самодеятельность. Ошибки социализма // Под ред. У.У. Бартли. М., 1992.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3055
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 6
Скачиваний
Всего: 885
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1