Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20238 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Мотивационная сфера личности студента: условия и средства ее формирования 1945

Цветкова Р.И., кандидат психологических наук, профессор Дальневосточного государственного гуманитарного университета, Россия, rimmasan@pochta.ru

Аннотация

Исследование посвящено изучению мотивационной сферы личности студента. В исследовании принимали участие 578 испытуемых – студентов I–V курсов разных факультетов Дальневосточного государственного гуманитарного университета. Была прослежена закономерность формирования мотивационной сферы личности студента, в частности, специфика идентификации студентов по курсам обучения. Выделен коммуникативный компонент мотивационной сферы личности студентов. Сделаны выводы и даны научно-практические рекомендации.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Вопрос об условии и средствах формирования мотивационной сферы личности студента встал перед нами в результате изучения специфики идентификации по курсам обучения студентов Дальневосточного государственного гуманитарного университета [4, 5, 6]. В исследовании принимали участие 578 испытуемых — студентов I–V курсов разных факультетов будущих учителей. Мы изучали закономерность формирования мотивационной сферы личности студента в условиях воздействия деятельностных, эмоционально-чувственных и коммуникативных средств.

Было выявлено, что в процессе обучения в вузе у студентов в развитии мотивационной сферы происходит повышение роли воздействия коммуникативных средств. Ядром мотивационной сферы для 50% испытуемых в мыслях и чувствах является близкий человек, концепция Я и помощь других. В поведении выделяется рефлексия и близкий человек, в учении — образ учителя и образ Я, в условиях гендерной ориентации — слабость женщины с чувством достоинства, мужественность и мудрость. Полученные результаты позволяют сделать заключение о высокой и значимой роли коммуникативных средств общения с ориентацией на близкого человека. При этом в содержание мотивационного механизма входят следующие показатели: возбуждение, перцепция, сенсибилизация, осознание, опыт, взвешивание, регуляция, которые включены в необходимость изменения ситуации, улучшение понимания общественной роли социальных и психологических факторов для сохранения психического здоровья в изменяющемся мире.

Мы предположили, что влияние коммуникативных средств идентификации, осмысления, поиска, стиля коммуникативной деятельности является одним из ведущих в формировании мотивационной сферы личности студента.

Для проверки этой гипотезы мы провели экспериментальное исследование со студентами пятых курсов в условиях реального учебного процесса на основе коммуникативного практикума. На занятиях шла работа по совершенствованию самооценки; причинного объяснения успеха и неуспеха; осознания неуспеха; проявления позиции, ориентирующей на успех. Использовались ролевые игры и закрепление в них ситуации успеха. Практиковалось снятие психологических барьеров и неадекватной защиты. Велось обучение психологической защите при угрозе Я и другим психотехническим приемам сохранения душевного спокойствия.

Литература
  1. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.
  2. Давыдов В.В. Новый подход к пониманию структуры и содержания деятельности // Психологический журнал. 1998. Т. 19. № 6.
  3. Леонтьев В.Г. Мотивация и психологические механизмы ее формирования. Новосибирск, 2002.
  4. Цветкова Р.И. Мотивационная сфера личности студента как субъективно-развивающаяся система: Монография. Хабаровск, 2006.
  5. Цветкова Р.И. Мотивационная активность личности в социальной работе: Учебное пособие. Хабаровск, 2003. Гриф УМО России.
  6. Цветкова Р.И. Мотивация успешности в коммуникативном общении: Учебное пособие. Хабаровск, 2003. Гриф УМО России.

Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика