Мотивационная сфера личности студента: условия и средства ее формирования

2226

Аннотация

Исследование посвящено изучению мотивационной сферы личности студента. В исследовании принимали участие 578 испытуемых – студентов I–V курсов разных факультетов Дальневосточного государственного гуманитарного университета. Была прослежена закономерность формирования мотивационной сферы личности студента, в частности, специфика идентификации студентов по курсам обучения. Выделен коммуникативный компонент мотивационной сферы личности студентов. Сделаны выводы и даны научно-практические рекомендации.

Общая информация

Ключевые слова: личность, самосознание, мотивационная сфера, профессиональная деятельность, коммуникация, студент

Рубрика издания: Психология образования

Для цитаты: Цветкова Р.И. Мотивационная сфера личности студента: условия и средства ее формирования // Психологическая наука и образование. 2006. Том 11. № 4. С. 76–80.

Полный текст

Вопрос об условии и средствах формирования мотивационной сферы личности студента встал перед нами в результате изучения специфики идентификации по курсам обучения студентов Дальневосточного государственного гуманитарного университета [4, 5, 6]. В исследовании принимали участие 578 испытуемых - студентов I-V курсов разных факультетов будущих учителей. Мы изучали закономерность формирования мотивационной сферы личности студента в условиях воздействия деятельностных, эмоционально-чувственных и коммуникативных средств.
Было выявлено, что в процессе обучения в вузе у студентов в развитии мотивационной сферы происходит повышение роли воздействия коммуникативных средств. Ядром мотивационной сферы для 50% испытуемых в мыслях и чувствах является близкий человек, концепция Я и помощь других. В поведении выделяется рефлексия и близкий человек, в учении - образ учителя и образ Я, в условиях гендерной ориентации - слабость женщины с чувством достоинства, мужественность и мудрость. Полученные результаты позволяют сделать заключение о высокой и значимой роли коммуникативных средств общения с ориентацией на близкого человека. При этом в содержание мотивационного механизма входят следующие показатели: возбуждение, перцепция, сенсибилизация, осознание, опыт, взвешивание, регуляция, которые включены в необходимость изменения ситуации, улучшение понимания общественной роли
 
социальных и психологических факторов для сохранения психического здоровья в изменяющемся мире.
Мы предположили, что влияние коммуникативных средств идентификации, осмысления, поиска, стиля коммуникативной деятельности является одним из ведущих в формировании мотивационной сферы личности студента.
Для проверки этой гипотезы мы провели экспериментальное исследование со студентами пятых курсов в условиях реального учебного процесса на основе коммуникативного практикума. На занятиях шла работа по совершенствованию самооценки; причинного объяснения успеха и неуспеха; осознания неуспеха; проявления позиции, ориентирующей на успех. Использовались ролевые игры и закрепление в них ситуации успеха. Практиковалось снятие психологических барьеров и неадекватной защиты. Велось обучение психологической защите при угрозе Я и другим психотехническим приемам сохранения душевного спокойствия.
До и после обучения испытуемые экспериментальной и контрольной групп тестировались по опроснику аффилиации, стремления к людям и боязни быть отвергнутыми, сравнительный анализ результатов которого показал положительную динамику в изменении уровней мотивационной сферы личности студентов при условии коммуникативных средств воздействия. В контрольной и экспериментальной группах получены следующие результаты: 100% обследуемых студентов пятого курса в начале формирующего эксперимента обладали средним уровнем мотивации. Результаты исследования аффилиации после эксперимента позволили сделать вывод о сохранении прежних данных в контрольной группе и о росте в экспериментальной группе уровня мотивации на 30% по сравнению с данными до эксперимента. В соответствии с интерпретацией данного теста у 22% испытуемых выявлено преобладание высокого уровня мотива «стремление к людям» и низкого «боязнь быть отвергнутыми». Это подтверждает стремление испытуемых активно искать контакты в общении с людьми, переживая при этом, в основном, только положительные эмоции. Мы считаем, что росту высокого уровня мотивации способствовали следующие коммуникативные средства воздействия на испытуемых: коммуникативная компетентность; коммуникативные навыки общения; саморазвитие, самоуспокоение, саморегуляция; адаптация к экспериментальной ситуации; речевые коммуникации; критичность в общении с людьми; сдержанность и осторожность в общении; удовлетворенность общением; оценка эмоциональных реакций на фактор общения.
В таблице представлены результаты статистической обработки данных, полученных на основе использования методов: MS - системообразующие факторы МСЛ; MU - мотивация успеха и боязни неудач А.А. Ре- ана; PST - психографический тест; MEO - методика рефлексивной оценки показателей; OAF - опросник аффилиации - стремления к людям; OBF - опросник аффилиации - боязнь быть отвергнутым; DIM - диагностики мотивации личности на мотивацию к успеху Т. Элерса; DLMN - диагностика личности на мотивацию к избежанию неудач Т. Элерса.
Из полученных данных следует, что наибольшее статистическое отклонение определено по методикам: MU2, OAF1, OAF2, OBF1, OBF2, DLM2, DLMN1. Это свидетельствует о возрастании тенденции к боязни неудач в экспериментальной группе (MU2), стремление к людям в экспериментальной группе возросло (AOF1 и AOF2), боязнь быть отвергнутыми - более высокий показатель в контрольной группе, чем в экспериментальной (AOF2), мотивация к успеху возрастает в экспериментальной группе (- DLM2), мотивация к избежанию неудач также возрастает в экспериментальной группе (DLMN1).
Сравнение величины уровней развития каждого из мотивов с помощью t - критерия Стьюдента после эксперимента с целью определения различий между средними оценками двух мотивов позволило заключить, что показатели контрольной группы оказались на прежнем уровне. В экспериментальной группе выявлен высокий уровень мотивации, что подтверждает исчисленное значение коэффициента Стьюден-
та (t = 2,37), при вероятности допустимых ошибок, равной 0,05. Это свидетельствует о том, что в обследованной экспериментальной группе у испытуемых произошло развитие мотива стремления к людям и снижение мотива боязни быть отвергнутыми. Анализ полученных результатов указывает на соответствие желательного для педагогической профессии уровня развития мотивов. Исследования позволили выявить в структуре мотивационной сферы личности студентов пятого курса мотивы социальных и профессиональных достижений, эмоционально-волевые и социально-интеллектуальные мотивы поведения, личностнонравственные и личностно-социальные мотивы и глубоко осознанные стремления к завершению образования. В ходе реализации программы внедрены стили общения испытуемых с учащимися, определены пути преодоления трудностей в общении, отработана система готовности испытуемых к общению, механизм идентификации, коммуникативные средства в мотивации поведения «учителя-демократа» и «учителя-автократа», механизм аффилиации.
Полученные результаты позволили сделать вывод о том, что коммуникативные средства участников практикума генерализировались на личностном уровне функциональной системы мотивационной сферы. Был заметен личностный рост студентов, показателем которого являются: ценности и трудности труда учителя, сложности работы с учениками и пути преодоления трудностей в работе учителя; общение как одно из ведущих направлений в педагогической деятельности специалиста; коммуникативная культура общения педагога и ученика на уровне студента; развитие и коррекция специфики коммуникативных средств воздействия.
Выявлено, что высокому уровню мотивации способствуют такие средства коммуникативной работы с испытуемыми, как коммуникативная компетентность; коммуникативные навыки общения, саморазвитие, самоуспокоение, саморегуляция; адаптация к экспериментальной ситуации; речевые коммуникации; самокритичность, сдержанность и др.
Таким образом, было доказано, что влияние коммуникативных средств идентификации, осмысления, поиска, стиля коммуникативной деятельности является одним из ведущих в формировании мотивационной сферы личности студента.
 
По результатам нашего исследования могут быть сформулированы общие выводы и практические рекомендации.
Профессионально-личностное становление студента решается в новых современных условиях реформирования образования, когда предъявляются требования развития самостоятельной, инициативной, творческой, конкурентоспособной личности [1, 2, 3]. Рефлексивно-аналитический анализ психологических механизмов мотивационной сферы личности студента (факторы, условия и средства) с помощью количественных показателей позволяет по-новому подойти к проблеме соотношения психологических и педагогических факторов с учетом антропологической основы в ходе формирования личности студента.
Уровень развития мотивационной сферы студента зависит от способов, условий и средств вузовского обучения, осознания собственного смысла учения, предметно-рефлексивного отношения к обучению, субъективной активности и субъективного отношения. Качественные особенности развития мотивационной сферы личности зависят от идентификации образа Я, образа мира, образа будущей профессиональной деятельности, самооценки и рефлексии.
Мотивационная сфера личности определяется деятельностью. Для того чтобы деятельность стала компонентом развития и саморазвития, важно не только глубоко понимать характер ее содержания, но и постоянно совершенствовать мотивационную сторону личности. Глубокое познание и понимание мотивационной сферы может обеспечить успех, направить активность личности студента в нужное русло ее развития.
В исследовании мотивационной сферы личности по-прежнему остается много нерешенных проблем. Можно прогнозировать дальнейший рост интереса к этому направлению психологических исследований.

Литература

  1. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.
  2. Давыдов В.В. Новый подход к пониманию структуры и содержания деятельности // Психологический журнал. 1998. Т. 19. № 6.
  3. Леонтьев В.Г. Мотивация и психологические механизмы ее формирования. Новосибирск, 2002.
  4. Цветкова Р.И. Мотивационная сфера личности студента как субъективно-развивающаяся система: Монография. Хабаровск, 2006.
  5. Цветкова Р.И. Мотивационная активность личности в социальной работе: Учебное пособие. Хабаровск, 2003. Гриф УМО России.
  6. Цветкова Р.И. Мотивация успешности в коммуникативном общении: Учебное пособие. Хабаровск, 2003. Гриф УМО России.

Информация об авторах

Цветкова Римма Ивановна, кандидат психологических наук, профессор Дальневосточного государственного гуманитарного университета, Россия, e-mail: rimmasan@pochta.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3730
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 20

Скачиваний

Всего: 2226
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 2