Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20238 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Нападают ли психологи на Интернет? 664

Шведовский Ф.В., корреспондент, Москва, Россия
Полный текст

Социокультурным мероприятием было отмечено 40-летие факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова: ИТАР-ТАСС посвятил этому событию круглый стол «Интернет и сознание».

На встречу пригласили и тех, кто плетет компьютерные сети. Отечественная психология первой в мире стала профессионально изучать влияние глобальной паутины на ее пользователей. Этот фактор подчеркивался в докладе канд. психол. наук А.Е. Войскунского «Психологические исследования деятельности человека в Интернете». На предварительной пресс-конференции доклад был представлен наряду со сборником «Интернет и наука: 15 лет спустя».

Закономерно, что одному из первых слово для выступления дали А. А. Солдатову, декану факультета нанотехнологий и информатики МФТИ, руководителю Института информационных систем НЦ «Курчатовский институт», в стенах которого в 1990 г. и  произошел первый  (тогда еще в СССР) выход в www. «Хочу напомнить, – сказал он, – что весь Интернет вышел из нужд науки, двигается наукой и развивается наукой». Поэтому образ хулигана-хакера никогда не должен заслонять лик ученого, интеллигента, который разбирается не только в законах природы, но и в нравственных нормах, и способен не только запустить ядерную реакцию, но и выступить против применения атомной бомбы.

Круглый стол вели декан психологического факультета Ю.П. Зинченко и член-корр РАО, зав. кафедрой психологии личности МГУ А. Г. Асмолов, директор Фонда развития Интернета Г. В. Солдатова.

Вместе с психологами выступили специалисты в области сетевых технологий, социологи, знатоки информационной безопасности, управленцы и те, кто изучает применение перспективных технологий в образовании, а также воздействие информационно-коммуникативных технологий на массовое сознание. Они были едины в мнении, что Всемирная паутина – одно из воплощений идеи Вернадского об окутывающей Землю оболочке сознания – ноосфере. В дискуссиях об Интернете принял участие и декан факультета журналистики МГУ им. Ломоносова  Я. Н. Засурский. По его утверждению, ноосфера, как и биосфера, требует бережного отношения – «экологии Интернета», который служит кладовой знаний и является помойкой одновременно. «Электронное сознание проникает во все поры жизни», – сказал профессор и привел примеры: мобильные телефоны стали восприниматься как «доступность немедленного знания», через них уже можно не только выходить в веб, но и смотреть ТВ, и читать мобильный вариант газет. Вместе с образом жизни изменилось также восприятие пространства и времени.

Ведущий А.Г. Асмолов не замедлил откликнуться: «Это вопрос для психологов. Мы часто говорим о том, что новые моменты в жизни приводят к изменению мотиваций. К каким изменениям придет человек мобильный? Не станет ли он действовать настолько быстро, что не будет успевать думать? Никто не анализировал “скородумание”, оно может быть как проигрышным, так и выигрышным». Участники мозгового штурма рассматривали актуальные темы: способно ли сознание каждого совместить мир физический и «параллельный» мир Интернета? Возможно ли перенести в сферу человеческих отношений опыт соглашений и компромиссов, накопленный при развитии глобальных сетей? Складывается ли в киберпространстве нечто вроде «коллективного разума»? Можно ли культурно-технологическую историю развития человечества лаконично выразить всего тремя символами: Колесо – Печатный станок – Интернет? Чем отличается сознание «Интернет-поколения»? И, наконец, кто и как использует Интернет-технологии для создания образа врага и эскалации «индустрии ненависти» на планете?

Декан факультета государственного управления ГУ «Высшая школа экономики» профессор А. Г. Барабашев «воспел» Интернет. С его точки зрения, Всемирная паутина радикально меняет схему коммуникаций между людьми: «Я подсчитывал, сколько встреч в течение дня мог бы отменить. Почти все! Можно посылать друг другу текстовые сообщения, когда необходимо четко контролировать высказывания, а если нет – то общаться посредством голосового чата. Можно было бы не приезжать на работу, что является мечтой, особенно по теперешним пробкам!» Тему экологии, поднятую Я.Н. Засурским, А.Г. Барабашев «повернул» по-своему: «Если не ездить на работу, это было бы решением огромного количества проблем, в том числе затрат энергетических ресурсов и чистоты окружающей среды». За рубежом виртуальное общение далеко зашло. А.Г. Барабашев видел, как в Госдепартаменте США люди, сидящие в одном здании и даже в одной комнате, очень редко подходят друг к другу – они обмениваются посланиями по сети. Он считает, что у нас такой способ общения пока не особенно распространен по той причине, что не разработаны системы безопасности электронного документооборота, например, цифровые подписи. «Информация, еще не согласованная между высокими управляющими сторонами, часто является “информационной бомбой”, которая может рефлексивно изменить поведение большого количества людей, вплоть до социальных взрывов», – сказал оратор и обратился с просьбой к психологам помочь людям справиться с будущим «пережитком прошлого»: «Теперь мы вышли на такие скорости передачи сигнала, когда вся коммуникация в рамках планеты осуществляется практически мгновенно. Но мы не готовы к этому чисто психологически. Мы будем хотеть по старинке встречаться лично до тех пор, пока новые образцы поведения не займут место прежних». Поэтому психологам хорошо бы подготовить людей к пониманию того, что «коммуникация необязательно должна сопровождаться перемещением тела в пространстве».

Член-корр АН Кыргызстана, профессор А. А. Брудный, которого ведущий назвал гроссмейстером понимания, иронично поддержал позицию и мнения А.Г. Барабашева: «Передача информации – это только форма существования, а сущность заключается в снятии дистанции между теми, кто общается. В этом направлении и будет эволюционировать Интернет, благодаря которому наше представление о виртуальном пространстве станет более ярким, чем  то – ну я не хочу сказать, – скучное и обыденное, но, в общем, то пространство, что нас окружает. Произойдет замещение реального мира тем миром, который того заслуживает. Вы это увидите, а я, наверное, нет». И было не совсем ясно, огорчен или рад профессор, что не увидит «эту пору прекрасную».

Дискурс  продолжил директор госпрограмм IBM, профессор М. А. Гуриев, представлявший технологическое крыло участников круглого стола. Он, однако, будущее вовсе не воспевал, а сразу начал с «проблемы сингулярности»: «Эта формула «гуляет» по сообществу с 1993-го года. Тогда было высказано предположение, что лет через 20 информационные системы окажутся сложнее человека и тот станет для них подопытной материей, как для нас – кролики. И чтобы преодолеть эту опасность, в первую очередь предложено наращивать память человека». Уже сейчас у себя в IBM  профессор Гуриев постоянно сталкивается с требованием компьютера  назвать очередной пароль или шифр. При этом компьютер не понимает, как можно чего-нибудь не помнить. Естественно, люди создают подсказки, развивают механизмы агентов, которые следуют за ними во время работы с корпоративной сетью. Но эта проблема существует, и это хорошая проблема для психологического анализа. Итак, будут созданы системы, увеличивающие нам память, делающие ее «доскональной». Но наша реальная память о прошлом многое сглаживает, чем спасает нас от ошибок в настоящем. И это тоже вопрос для психологов: как, помня всё, не «держать зла».

Член-корр РАН, профессор факультета психологии МГУ В.Ф. Петренко выразил соболезнования по поводу смерти автора и его прав, которую несет киберпространство, подобно тому как когда-то письменность убила импровизацию, присущую устному общению. В то же время мультимедийные средства развивают образную, эйдетическую память. Данная разновидность памяти крайне необходима при освоении огромных массивов информации, она пригодится и в любом обучении, когда содержание учебника можно узнать, просто перелистав его. Конечно, для этого нужно войти в особое гипнотическое состояние, в каком зачастую и оказываешься, если часами «зависаешь» в Интернете.

Выступавшему возразил другой профессор психологического фак-та, академик РАО, директор Центра социологии образования РАО В. С. Собкин: «Не из-за техники ли быстрого чтения современные подростки, как показали тесты, перестали чувствовать стиль автора и художественные особенности книги?» В книге «Подросток, виртуальность и социальная реальность», написанной в соавторстве с Ю.М. Евстигнеевой, он вопиет о межпоколенческом разрыве. Из-за технологического скачка образ жизни отцов и детей стал настолько разным, что младшие уже просто не могут понять, что же им хотят передать старшие. Преемственность утрачивается, и в известных словах поэта «жаль только, жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе» теперь начинаешь видеть не светлую печаль по прогрессу, который, увы, не укладывается в жизнь одного поколения, а скорее реквием по самой мечте о духовном развитии. Как поколениям найти общий язык и общие ценности? Выход ли – предложение главы «Майкрософта» Билла Гейтса создать такие обучающие программы, при которых походы в школу станут необязательными? Ведь школа – это не только передача информации, но и воспитание чувств. Тем не менее, если такого воспитательного процесса  там все равно не происходит, зачем туда ходить?

Профессор факультета госуправления МГУ Д. Н. Кавтарадзе продолжил опасения предыдущего оратора, связанные с массовым распространением Интернета, сравнив его с рентгеном. Когда изобрели рентгеновские аппараты, их хотели установить чуть ли не в каждом доме. Хорошо, что быстро осознали катастрофичность возможных последствий. Правда, «Интернет-аппараты» уже проникли в наши дома и, хотя пока ими охвачено лишь 7–10 процентов россиян, их распространение вряд ли остановишь. Остается создать «капсулу потомкам», где бы в сжатом виде содержалось послание от поколения, когда-то не знавшего Интернета, который разрушил личностную идентичность – ибо в киберпространстве можно выступать под сотнями ников, выдавая себя за кого угодно, а это уже угрожает психическому здоровью. Квинтэссенцией послания, заключенного в такой капсуле, могли бы стать слова: «душа обязана трудиться». Не только чатиться, обмениваться информацией, но прежде всего понять мир и свою уникальную роль в нем.

Зав лабораторией психологии труда факультета психологии МГУ, профессор А.Б. Леонова главную ценность Интернета видит лишь в упрощении документооборота. Креативные решения все равно требуют личных встреч с глазу на глаз. Поле деятельности А.Б. Леоновой – массовая профилактика потребителей Интернета, и

озабоченность у нее вызывает психическое состояние не столько пользователей-одростков, сколько 30–35-летних программистов, чья зависимость от «железа» и «виртуала» приводит их в этом возрасте к такой депрессии, что впору отнести их к группе риска. Как вернуть их к реальности? Положение же с авторскими правами в Интернете А.Б. Леонову даже порадовало: «Пускай через сеть любой может приобрести наши диссертации за 600 рублей, пускай наше имя при этом не будет нигде упомянуто, зато теперь наши труды гораздо более доступны, чем раньше». В конце концов, истинный ученый бескорыстен, ему важнее популяризировать свои идеи, а не свое имя!

Профессор А.Ш. Тхостов, заведующий кафедрой нейро- и патопсихологии психфака МГУ, отнес к группе Интернет-риска все-таки не только программеров и админов, но и хакеров, и геймеров, и даже порнографов, отметив, что на факультете психологии Московского университета пока только подбираются к определению их мотивации, тогда как киберкультура уже давно расцвела и привлекла множество одаренных молодых людей. Их бы таланты да поддержать и направить в нужное русло! Но, к сожалению, пока в России нет необходимой для их выявления веб-науки.

Свою лепту в атаку на Интернет со стороны преподавателей психологического факультета внесла и доцент Е. П. Белинская, она предупредила, что веб-общение отрывает нас от контекста, происходя только здесь и сейчас, позволяя не думать о том, «чем наше слово отзовется». В виртуальном мире ответственность, увы, тоже виртуальная.

– Действительно, сказал ведущий А.Г. Асмолов, – легко получить «Интернет-травму».

 Доцент факультета С.Н. Ениколопов продолжил: «В чатах, на форумах сидит огромное количество чем-то ущемленных людей. Их гнев поначалу никак не опредмечен, но потом они находят сайты, где все структурировано, враг четко определен. Мало исследовано, как это все организовано и кто за этим стоит». Вместе с тем он призвал не драматизировать ситуацию, ведь Интернет играет и терапевтическую роль. Например, после 11 сентября в Америке резко возросло посещение религиозных сайтов. При этом сайты ненависти и порнографические сайты потеряли большинство посетителей.

На этой примиряющей ноте ведущие объявили мозговой штурм временно приостановленным – до следующего круглого стола.

Ссылка для цитирования

Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика