Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 80Рубрики 51Авторы 6909Ключевые слова 16408 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Психологическое исследование генеза и развития житейских понятий в условиях учебного диалога (первый этап) 502

Рубцов В.В., доктор психологических наук, ректор, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, rectorat@list.ru
Марголис А.А., кандидат психологических наук, первый проректор, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, margolisaa@mgppu.ru
Телегин М.В., доцент кафедры педагогической психологии факультета психологии образования МГППУ, Москва, Россия

Аннотация

Современное традиционное и инновационное (включая развивающее) обучение исходят из установки на преднамеренное разрушение спонтанных понятий ребёнка, как препятствующих присвоению «единственно полноценных» научно-теоретических понятий. Не соглашаясь с подобной позицией, авторы считают спонтанный когнитивный и эмоциональный опыт ребёнка, единственно возможным при личностно-ориентированном обучении, источником становления теоретических, рефлексивных, креативных компонентов в сознании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Выдвигается гипотеза о теоретическом образном мышлении (мышлении посредством «умных образов» (В. В. Рубцов), модельных представлений (Л. А. Венгер), контекстуальных символических метафор (А. А. Марголис, М. В.Телегин)) как «зоне ближайшего развития» спонтанных понятий детей. Авторы знакомят читателей с психологическими моделями и педагогическими методиками реализации учебных диалогов, специфичных для развития спонтанных понятий детей.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

... Подлинное личностно-ориентированное образование заключается, на наш взгляд, в интерпретации любой учебной ситуации как диалога. Пользуясь термином М.М. Бахтина «встреча», можно сказать, что обучение – это «встреча» задаваемых социумом образцов мышления и субъективного (познавательного, эмоционального) опыта ребенка. В этих диалогических встречах должно происходить «своеобразное окультуривание» спонтанного опыта, «доращивание» спонтанных понятий до уровня научных, и наряду с этим амплификация, приращение, преобразование смысловых компонентов спонтанного опыта, что и составляет «вектор» индивидуального развития.

Мы исходим из характеристики спонтанных понятий (в терминологии Л.С. Выготского) как формы субъективной, психологической связи слов обыденного языка, находящихся в языковой компетенции детей, и представлений, образов разной степени сложности. Для презентации идеи о гетерогенности мышления Л.С. Выготский прибегнул к великолепной теоретической по содержанию и наглядно-образной по форме символической метафоре. Он писал о том, что различные генетические формы мышления сосуществуют, как в земной коре сосуществуют напластования самых различных геологических эпох. В свою очередь, Д.Б. Эльконин отмечал, что внутренняя структура языкового сознания подобна вселенной и имеет свои солнца, планеты, свои галактики и расстояния между отдельными значениями, свою сложную систему спутников, окружающую узел значений. ...

Литература
  1. Бахтин М.М. К философии поступка. Философия и социология науки и техники // Ежегодник 1984–1985. М.,1986.
  2. Берсенёва Н.И., Дубровская Л.А., Овчинникова И.Г. Ассоциации детей от шести до десяти лет (ассоциативное значение слова в онтогенезе). Пермь, 1995.
  3. Блонский П.П. Психология младшего школьника. М.-Воронеж, 1997.
  4. Выготский Л.С. Педагогическая психология // Под ред. В.В. Давыдова. М., 1996.
  5. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972.
  6. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
  7. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М., 1994.
  8. Лосев А.Ф. Знак, символ, миф. М., 1982.
  9. Лосев А. Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. М., 1993.
  10. Марголис А.А. Программа «Философия для детей» // Психологическая наука и образование. 1996. № 1.
  11. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972. С. 170–186.
  12. Михальская А.К. Русский Сократ. М., 1996.
  13. Развитие основ рефлексивного мышления школьников в процессе учебной деятельности // Под ред. В.В. Давыдова, В.В. Рубцова. М., 1995.
  14. Рубцов В.В. Основы социально-генетической психологии. М.–Воронеж, 1996.
  15. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957.
  16. Современная западная философия: Словарь // Сост. В.С. Малахов, В.П. Филатов. М., 1991.
  17. Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками / Под ред. Л.А. Венгера. М., 1996.
  18. Телегин М.В. Воспитательный диалог: Образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста. М., 2004.
  19. Телегин М.В. Теория и практика диалогического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2006.
  20. Чернейко Л.О. Лингво-философский анализ абстрактного имени. М., 1997.
  21. Шехтер М.С. Об образных компонентах речевого мышления: Сообщение 1 // Доклад АПН РСФСР. 1959. № 3.
  22. Школа диалога культур: Идеи. Опыт. Проблемы // Под ред. В. С. Библера. Кемерово, 1993.
  23. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. М.–Воронеж, 1995.
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2017 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика