Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8060Ключевые слова 19701 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Влияние занятий музыкой на развитие пространственных и кинетических функций у детей младшего школьного возраста 1066

Глозман Ж.М., доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории нейропсихологии факультета психологии, МГУ им. Ломоносова, Москва, Россия, Glozman@mail.ru
Павлов А.Е., Аспирант факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия, sanekpav@mail.ru

Аннотация

В статье анализируются факторы, влияющие на формирование высших психических функций в младшем школьном возрасте. Показана роль музыкальной деятельности в активизации психической деятельности человека, формировании его речевых и мнемических функций. Приведены психофизиологические данные о влиянии занятий музыкой на развитие различных мозговых структур. Экспериментально доказано положительное влияние обучения музыке (как игре на фортепьяно, так и на флейте) на развитие кинетических и пространственных функций ребенка, имеющих первостепенное значение для успешного обучения в школе.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

... Дети выполняли ряд психологических тестов на выявление развития вербальных и математических способностей, а также пространственных представлений. Для исследования структурного и функционального развития мозга использовался метод функционального магнитного резонанса (fMRI) головного мозга. Было проведено сравнительное лонгитюдное исследование групп детей 5–7 лет, готовящихся приступить к музыкальным занятиям и не собирающихся заниматься музыкой. Тесты на когнитивное развитие при первичном обследовании не выявили значимых различий.

При функциональном исследовании в обеих группах при сравнении ритмов и мелодий наблюдалась активация верхней височной извилины билатерально, причём в правом полушарии верхняя височная извилина активировалась больше при сравнении мелодий, а в левом – при сравнении ритмов. Через 14 месяцев в когнитивном развитии между группами не наблюдалось различий в психологических тестах. В то же время исследование с помощью fMRI у детей, занимавшихся музыкой, выявило изменения, происшедшие в функциональной активации мозга после года музыкальных занятий: и в левом и в правом полушарии активировались слуховые ассоциативные зоны в височной доле и теменновисочной области. ...

Литература
  1. Абу Насра аль Фараби. Трактат о музыке // Курьер ЮНЕСКО. 1973, № 6.
  2. Бочкарев Л. Л. Психология музыкальной деятельности. М., 1997.
  3. Глозман Ж. М. Количественная оценка данных нейропсихологического обследования. М., 1999.
  4. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. М., 2002.
  5. Маляренко Г. Ю. Музыка и мозг ребенка. М., 1998.
  6. Петрушин В. И. Музыкальная психология. М.,1997.
  7. Auerbach S. Zur Lokalisation des musikalischen Talentes im Gehirn unad am Schädel // Arch. Anat. Physiol. (Anat. Abtllg.) 1906; 1908; 1911: 1–10; 1913 (Suppl.).
  8. Beheim Schwarzbach D. Cytoarchitektonik der Dorsalfläche der 1. Temporalwindung links (T 1) bei sechs menschlichen Gehirnen (darunter vier Elitegehirne) der Sammlung von C. und O.Vogt. // Z. milkrosk.anat. Forsch. 1974.
  9. Burkhard M., Koelsch S., Gunter Th., Friederici A. Musical syntax is processed in Broca’sarea: an MEG study // Nature Neurosci. 2001. 4.
  10. Costa Giomi E. Does music instruction improve fine motor abilities? // The Neurosciences and Music II: From Perception to Performance. 2005.
  11. Ferrara L. Musikperzeption bei Epilepsie patienten nach selektiver Amygdala Hippocam pektomie, Thesis. University Zurich, 2003.
  12. Gaab N., Tallal P., Kim H et al. Neural corre lates of rapid spectrotemporal processing in musicians and nonmusicians // The Neurosciences and Music II: From Perception to Perfor mance. 2005.
  13. Gall F. Sur les fonctions du cerveau. Paris, 1822.
  14. Gaser Ch., Schlaug G. Gray Matter Differences between Musicians and Nonmusicians // Avanzini G. et al. (eds). The neurosciences and music. New York, 2003.
  15. Gaser C. & Schlaug G. Brain structures differ between musicians and nonmusicians // The Journal of Neuroscience, October 8, 2003. 23(27).
  16. Hodges D., Hairiston W., Burdette J. The integration of visual and auditory information in musical
    experiences // The Neurosciences and Music II: From Perception to Performance. 2005.
  17. Koelshch S., Fritz T., Scholse K., Alsob D. & Schlaug G. Adults and children processing
    music: an fMRI study // Neuroimage 25. 2005.
  18. Langner G. Neuronal mechanisms underlying the perception of pitch and harmony. Effects of Music Training on the Child’s Brain and Cognitive Development // The Neurosciences and Music II: From Perception to Performance. 2005.
  19. Large E., Tretakis A. Tonality and nonlinear resonance. // The Neurosciences and Music II: From Perception to Performance. 2005.
  20. Liеgeois Chauvel C., Peretz I., Baba M., Laguitton V. & Chauvel P. Contribution of different cortical areas in the temporal lobes to music processing // Brain. 1998. Vol. 121.

Смотри по теме:

Как влияет музыка на наше здоровье, сознание, способности? + Музыкальные рецепты

Практическая психология. Влияние музыки на психику

Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика