Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Реализация ожиданий учащихся как показатель эффективности обучения 990

Гурина Р.В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры физических основ и методики преподавания естествознания физико-технического факультета Ульяновского государственного университета, Россия

Аннотация

В статье рассматривается применение методики исследования реализации ожиданий учащихся в сочетании с кластерным анализом оценки эффективности обучения учащихся в профильных физико-математических классах. Выявлена высокая степень реализации ожиданий выпускников профильных классов в стенах вуза, по сравнению с выпускниками обычных классов массовых общеобразовательных школ.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

<...> Важным критерием выступает также удовлетворенность образовательным про­цессом, так как удовлетворенность образо­вательным процессом является весомым дополнительным показателем результатив­ности деятельности образовательного уч­реждения, раскрывающим субъектную по­зицию учащегося. Показателем удовлетво­ренности образовательным процессом мо­жет выступать реализация ожиданий учащихся в образовательном учреждении.

Ожидание является одним из психоло­гических понятий, характеризующих мотивационно-ценностную сферу человека. Оно тесно связано еще с одним ключевым понятием мотивационно-ценностной сфе­ры – понятием установки в отношении бу­дущих событий, действий, поведения. Это понятие рассматривается нами вслед за С. Ю. Баракиной следующим образом: «Установка – готовность, предрасположенность субъекта к воспри­ятию будущих событий и действиям в определенном направлении» [3]. Важно подчеркнуть, что установки – ме­ханизмы, включающиеся по отношению ко всем элементам ситуации, в которой рож­дается деятельность. Для познавательной деятельности – это готовность к воспри­ятию определенного источника знаний (в том числе педагога), к предполагаемому познаваемому содержанию, к предлагае­мым способам работы, к себе как субъекту познания. Установки важны тем, что дают экономию психических ресурсов – внима­ния, мышления, воли, так как помогают ре­агировать на события быстро и точно (аде­кватно) в хорошо знакомых условиях. Лю­бой человек строит поведение на основе сложившихся установок, вырабатывая оп­ределенные стереотипные правила дей­ствий и поступков в тех или иных ситуаци­ях. Очевидна важность изучения динамики ожиданий учащихся и их реализации в об­разовательном процессе, так как реализа­ция ожиданий является критерием удов­летворенности учащегося обучением в данной системе. <...>

Литература
  1. Баракина С. Ю. Воспитательные возмож­ности работы классного руководителя со школьными ожиданиями старшеклассников гимназий и лицеев. Дисс … канд. пед. наук. Ульяновск, 2003.
  2. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. Т. 2. М., 1992.
  3. Гурина Р. В. Начальная профессиональная подготовка учащихся в профильных физико-математических классах: Монография. Улья­новск, 2004.
  4. Гурина Р. В. Социально-профессиональ­ная адаптация к условиям вуза как критерий эффективности начальной профессиональ­ной подготовки будущих специалистов-фи­зиков в профильных физико-математиче-cких классах // Психологическая наука и об­разование. 2004. № 5.
  5. Девятко И. Ф. Методы социологического исследования. М., 2002.
  6. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 2000.
  7. Современный словарь по педагогике / Сост. Е. С. Рапацевич. Мн., 2001.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика