Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Психологические особенности профессиональной идентичности студентов 3424

Родыгина У.С., кандидат психологических наук, ассистент кафедры практической психологии Вятского государственного гуманитарного университета, Россия, ulyanaqw@mail.ru

Аннотация

В статье поднимается вопрос о разделении двух психологических феноменов: профессиональной идентичности студента и профессиональной идентичности специалиста. Доказывается, что профессиональная идентичность студента заслуживает отдельного рассмотрения, так как имеет свои самостоятельные психологические особенности, которые были выделены автором на основе теоретического и экспериментального исследования студентов-психологов с первого по пятый курс. Предпринимается попытка разделения студентов на основе характеристик профессиональной идентичности по типам и дается описание этих типов. Отдельно поднимается вопрос о развитии профессиональной идентичности студентов с помощью специально организованных занятий и активизации механизмов идентификации и рефлексии.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

... С целью выявления основных психологических особенностей профессиональной идентичности студентов нами было проведено теоретическое и экспериментальное изучение данного вопроса. Непосредственно кспериментальное исследование было проведено с октября 2005 г. по май 2006 г. на базе Вятского государственного гуманитарного университета (г. Киров). В нем приняли участие 206 студентов факультета психологии с первого по пятый курс.

В экспериментальном исследовании были использованы следующие методики:

  • личный профессиональный план (Е. А. Климов в адаптации Л. Б. Шнейдер) [16];
  • опросник профессиональной идентичности студента (авторская разработка) [12];
  • Кто Я? (Т. Макпартлэнд – М. Кун) [5];
  • Мотивация профессионального обучения (В. Г. Каташев) [4];
  • Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) (Д. А. Леонтьев) [7];
  • Исследование идентификации (Б. Лонг, Р. Зиллер, Р. Хендерсон) [8];
  • на исследование рефлексивности (А. В. Карпов) [3];
  • диагностики уровня эмпатических способностей (В. В. Бойко) [1];
  • ценностные ориентации (М. Рокич) [6];
  • на профессиональную рефлексию.

...

Литература
  1. Бойко В. В. Энергия эмоций. СПб., 2004.
  2. Ермолаева Е. П. Профессиональная иден­тичность и маргинализм: концепция и реаль­ность (ст. первая) // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 4.
  3. Карпов А. В. Рефлексивность как психиче­ское свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 5.
  4. Каташев В. Г. Педагогика высшей школы / Под общ. ред. В. Г. Каташева. Казань, 2002.
  5. Кун М., Макпартленд Т. Кто Я? Примене­ние теста «20-ти высказываний» // Психоло­гия самосознания: хрестоматия. Самара, 2003.
  6. Леонтьев Д. А. Методика изучения ценно­стных ориентации. М., 1992.
  7. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных
    ориентаций (СЖО). М., 2000.
  8. Маралов В. Г. Основы самопознания и са­моразвития: учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. М., 2002.
  9. Мищенко Т. В. Становление профессио­нальной идентичности у студентов педагоги­ческого вуза: дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2005.
  10. Осницкий А. К. Умения саморегуляции в профессиональном самоопределении уча­щихся // Вопросы психологии. 1992. № 1/2.
  11. Поваренков Ю. П. Психологическое со­держание профессионального становления человека. М., 2002.
  12. Родыгина У. С. Диагностика профессио­нальной идентичности студентов – будущих психологов // Современные технологии и ак­тивные методы обучения в вузе как условие подготовки специалиста: материалы IV меж­регион. межвуз. науч.-метод. конф. Киров, 2006.
  13. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психоло­гия человека. Введение в психологию субъ­ективности: учеб. пособие для вузов. М., 1995.
  14. Хащенко В. А. Экономическая идентич­ность личности: психологические детерми­нанты формирования // Психологический журнал. 2004. Т. 25. № 5.
  15. Шнейдер Л. Б. Профессиональная иден­тичность: структура, генезис и условия ста­новления: автореф. дис. … д-ра психол. наук. М., 2001.
  16. Шнейдер Л. Б. Экспериментальное изуче­ние профессиональной идентичности. М., 2000.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика