Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Анализ зоны ближайшего развития у детей с различными вариантами дизонтогенеза 1734

Гущин Ю.В., аспирант, ассистент кафедры психологии Международного университета природы, общества и человека «Дубна», Дубна, Россия, gusjv@mail.ru

Аннотация

В статье отражены результаты работы, посвященной анализу зоны ближайшего развития детей с различными вариантами дизонтогенетического развития (эпилепсия, расстройства аутистического спектра, задержка психического развития). Анализ зоны ближайшего развития шести детей проводился в ходе коррекционно-развивающих занятий. В результате были выделены несколько факторов, влияющих на эффективность определения зоны ближайшего развития: 1) общее "эмоционально-активационное" состояние ребенка; 2) эмоционально-мотивационная вовлеченность ребенка и 3) ограничения процесса приема, переработки и хранения информации. В качестве техник оптимизации общего "эмоционально-активационного" состояния ребенка автором рассматриваются приемы управления активностью и управления процессом выполнения деятельности. Приведенные в статье примеры из диагностической и коррекционной практики еще раз показывают значимость учета состояния эмоциональной и мотивационной сфер ребенка, индивидуальных особенностей процесса переработки информации при оценке его зоны ближайшего развития и разработке индивидуальной программы коррекционно-развивающих занятий.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

... И. А. Корепанова [6] выделяет следующие основные признаки появления ЗБР в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского:

  1. появление нового в развитии всегда основывается на пройденных циклах развития, т. е. ЗБР опирается на актуальный уровень развития;
  2. понятие ЗБР как следствие закона развития высших психических функций опирается на другие положения о развитии (гипотеза о системном и смысловом строении сознания, закон гетерохронности, опосредованный характер развития высших психических функций);
  3. ЗБР, обнаруживая себя в подражании и его особой форме – сотрудничестве, связана с процессом приобретения вспомогательных, культурных средств;
  4. ЗБР является ведущим методологическим приемом в диагностике умственного развития ребенка и изучении индивидуальных различий;
  5. ЗБР непосредственно связана с процессами обучения и умственного развития.

Понятие ЗБР используется для диагностики умственного развития как здоровых детей, так и детей, имеющих отклонения в развитии [2, 4, 7, 11 и др.].

Н. Л. Белопольская [2], исследуя ЗБР детей с нарушением интеллекта, выделяет когнитивную и эмоциональносмысловую составляющие. На основе изучения понимания смысла коротких рассказов было выявлено, что детям с нормальным интеллектом для понимания смысла рассказа было достаточно обычного чтения. Детям с задержкой психического развития было необходимо персонифицировать рассказ, т. е. ребенок отождествлялся с главным героем рассказа. У умственно отсталых детей наиболее эффективной являлась драматизированная форма предъявления текста, в ходе которой сюжет рассказа разыгрывался.

В работе А. Бооркес де Бустаманте было показано, что «качественные различия процесса обучения у разных детей обнаруживаются не столько в процессе развертывания, сколько в процессе сокращения отдельных операций или действия в целом. У здоровых детей процесс сокращения действия протекает быстро и приводит к возникновению качественно нового уровня его выполнения. У умственно отсталых детей сокращение действия осуществляется с трудом. Эти дети надолго задерживаются на внешнем, материальном уровне выполнения действия» (цит. по [6]).

Характеристика ЗБР ребенка с особенностями психического развития может служить основой для построения индивидуальной программы коррекционных и развивающих занятий. Однако имеющиеся у ребенка особенности психического функционирования и работы нервной системы (в частности, замедление скорости переработки информации) могут препятствовать выявлению истинных размеров ЗБР. В связи с этим в ряде случаев возникает необходимость модифицировать характер предъявления заданий и оказывать «особые» формы помощи.

Наши коррекционно-развивающие занятия проходят на базе Центра саморазвития М. Монтессори (г. Дубна) с шестью детьми:

  • Д. (5 лет, аутизм с выраженной задержкой психического развития);
  • С. (9 лет, аутизм при синдроме Мартин-Белла);
  • Вит. (12 лет, детский аутизм, олигофреноподобный дефект);
  • В. (6 лет, задержка психического развития на грани с легкой умственной отсталостью);
  • ....
Литература
  1. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Методология нейропсихологического сопровождения детей с неравномерностью развития психических функций // А. Р. Лурия и психология XXI века. Сборник докладов / Под ред. Т. В. Ахутиной, Ж. М. Глозман. М., 2003.
  2. Белопольская Н. Л. Оценка когнитивных и эмоциональных компонентов зоны ближайшего развития у детей с задержкой психического развития // Вопросы психологии. 1997. № 1.
  3. Выготский Л. С. Динамика умственного развития школьника в связи с обучением // Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: АСТ, Астрель, Люкс, 2005.
  4. Иванова А. Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей. М.: Изд-во МГУ, 1976.
  5. Комацу Х. Структурный анализ конструктивной деятельности детей с умственной отсталостью: нейропсихологический подход // А. Р. Лурия и психология XXI века. Сборник докладов / Под ред. Т. В. Ахутиной, Ж. М. Глозман. М., 2003.
  6. Корепанова И. А. Зона ближайшего развития как проблема современной психологии. Сообщение 1 // Психологическая наука и образование. 2002. № 1. http://psyedu.ru/ 
  7. Корепанова И. А. Структура и содержание зоны ближайшего развития // Вестник интегративной психологии. 2004. Вып. № 2.
  8. Кравцова Е. Е. Культурно-исторические основы зоны ближайшего развития // Психологический журнал. 2001. № 4.
  9. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М.: Академия, 2002.
  10. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. Р. Аутичный ребенок. Пути помощи. М., 2000.
  11. Обухова Л. Ф., Корепанова И. А. Зона ближайшего развития: пространственно-временная модель // Вопросы психологии. 2005. № 6.
  12. Основы специальной психологии / Под ред. Л. В. Кузнецовой. М.: Академия, 2002.
  13. Цукерман Г. А. Взаимодействие ребенка и взрослого, творящее зону ближайшего развития // Культурно-историческая психология. 2006. № 4.
  14. Bradshaw J. L. Developmental Disorders of the Frontostriatal System: Neuropsychological, Neuropsychiatric and Evolutionary Perspectives.
    East Sussex: Taylor & Francis Group, 2002.
  15. Lyon G. R., Rumsey J. M. (eds.) Neuroimaging: A Window to the Neurological Foundations of Learning and Behavior in Children. Baltimore: Brookes Publishing Company, 1996.
  16. Melillo R., Leisman G. Neurobehavioral Disorders of Childhood: An Evolutionary Perspective. N.Y., 2004.
  17. Nilholm C. The zone of proximal development: A comparison of children with Down syndrome and typical children // Journ. of Intellectual & Developmental Disability. 1999. Vol. 24. №. 3.
Книги по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика