Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 97Рубрики 51Авторы 8206Ключевые слова 20121 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Эмоциональная регуляция поведения: области изучения, компоненты и функции 2661

Селютина Н.В., кандидат психологических наук, старший преподаватель факультета клинической и специальной психологии, заведующая учебно-производственной лабораторией социально-педагогического колледжа ИГТ МГППУ, МГППУ, , Москва, Россия

Аннотация

Изучение эмоциональной регуляции поведения в психологической науке ведется немногим более двадцати лет. За прошедшие годы оформилось несколько областей, в рамках которых разрабатываются отдельные аспекты этой проблемы. Однако до сих пор среди исследователей отсутствует единый взгляд на характер, природу и ход развития изучаемого явления. В данной статье рассматриваются существующие точки зрения на определение функций и компонентов эмоциональной регуляции. В качестве результатов такого обзора обозначены теаспекты управления эмоциональным поведением, относительно которых обнаруживается сходство мнений, что позволяет наметить пути дальнейшей разработки поставленной проблемы.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

... Эмоциональная сфера является важнейшей системой регуляции поведения человека, поскольку обеспечивает реализацию его отношения к явлениям окружающего мира и позволяет строить адекватные взаимодействия с другими людьми.

Социальный характер человеческой жизнитребует от индивида умения эмоционально откликаться на переживания окружающих, демонстрировать или сдерживать эмоциональные проявления в соответствии с обстоятельствами ситуации, преодолевать действие собственных эмоций для сохранения оптимального уровня активности. Все эти способности составляют особую сторону общей регуляции психической деятельности – эмоциональную регуляцию.

В немногочисленных на данный момент работах по проблеме эмоциональной регуляции, как правило, затрагиваются отдельные ее аспекты: управление поведением стрессовых ситуациях [11]; эмоциональная регуляция деятельности [4; 5; 7]; формирование регуляторных механизмов поведения в онтогенезе [1; 2; 6; 16; 17; 19]; специфика эмоциональной регуляции при нарушениях развития и психических заболеваниях [8; 9; 18; 21]. Совсем недавно стали обсуждаться и общие вопросы методологии исследования этой стороны психической деятельности [10; 12; 15; 20].

Приведенное разграничение областей психологического изучения эмоциональной регуляции кажется весьма условным, так как даже при прояснении очень частных вопросов делаются попытки определить сущность управления эмоциями.

Представленный обзор не может считаться полным, поскольку нацелен, скорее, на выявление более очерченных аспектов данной проблемы, чем на отражение всех существующих точек зрения.

Эмоциональная регуляция как механизм адаптации к внешним воздействиям. Общие вопросы осуществления эмоциональной регуляции рассматриваются, прежде всего, в рамках функционального подхода, где критерием классификации эмоциональных реакций считается их адаптивная функция [10; 20]. Эмоциональная регуляция обеспечивает подстройку эмоционального опыта к повседневным событиям, а успешность ее зависит от способности индивида, оценив ситуацию, адекватно и достаточно гибко отреагировать на эти события. Регуляции подвергаются четыре компонента:

  • эмоциональное переживание;
  • физиологические проявления эмоционального возбуждения;
  • поведенческие проявления эмоции – выражения лица, жесты и т. д.;
  • комплексный поведенческий акт [20].

...

Литература
  1. Бреслав Г .М. Психология эмоций. М., 2004.
  2. Виленская Г. А. Развитие регуляции поведения в раннем онтогенезе. Дис…канд. психол. наук. М., 1999.
  3. Выготский Л. С. Психология. М., 2000.
  4. Дашкевич О. В. Эмоциональная регуляция деятельности с позиции системного подхода// Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности. Тезисы Второго всесоюзного семинара молодых ученых. Симферополь, 19–24 мая 1986. М., 1986.
  5. Дрокина О. В. Развитие когнитивной и эмоционально-волевой регуляции деятельности младших школьников и младших подростков. Автореф. дис…канд. психол. наук. М., 1999.
  6. Запорожец А. В. Эмоциональное развитие дошкольника. М., 1986.
  7. Иванова М. В. Эмоциональная регуляция процесса решения мыслительных задач в младшем школьном возрасте. Дис….канд. психол. наук. Иркутск, 1998.
  8. Лебединский В. В., Никольская О. Г., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М., 1990.
  9. Никольская О. С. Аффективная сфера человека. Взгляд через призму детского аутизма. М., 2000.
  10. Campos J. J., Frankel C. B., Camras L. On the Nature of Emotion Regulation // Child Development. 2004. V. 75. № 2.
  11. Cicchetti D., Ackerman B. P., Izard C. E. Emotions and emotion regulation in developmental psychopathology // Development and Psychopathology. 1995. № 7.
  12. Cole P. M., Martin S. E., Dennis T. A. Emotion Regulation as a Scientific Construct: Methodological Challenges and Directions for Child Development Research // Child Development. 2004. V. 75. № 2.
  13. Diamond L. M., Aspinwall L. G. Emotion Regulation Across the Life Span: An Integrative Perspective Emphasizing SelfRegulation, Positive Affect, and Dyadic Processes // Motivation and Emotion. 2003. V. 27. № 2.
  14. Eisenberg N., Spinrad T. L. Emotion-Related Regulation: Sharpening the Definition // Child Development. 2004. V. 75. № 2.
  15. Hoeksma J. B., Oosterlaan J., Schipper E. M. Emotion Regulation and the Dynamics of Feelings: A Conceptual and Methodological Framework // Child Development. 2004. V. 75. № 2.
  16. Fox N. A., Calkins S. D. The Development of Self-Control of Emotion: Intrinsic and Extrinsic Influences // Motivation and Emotion. 2003. V. 27. № 1.
  17. Kopp C. B. Regulation of Distress and Negative Emotions: A Developmental View // Developmental Psychology. 1989. V .25. № 3.
  18. Penza-Clyve S., Zeman J. Initial Validation of the Emotion Expression Scale for Children
    (EESC) // Journal of Clinical Child and Adolescent Psychology. 2002. V. 31. № 4.
  19. Pulkkinen L. Self-control and Continuity from Childhood to Late Adolescence // Life-span Development and Behavior. 1992. V. 4.
  20. WaIden T. A., Smith M. C. Emotion Regulation // Motivation and Emotion. 1997. V. 21. № 21.
  21. Wilton M. M., Craig W. M., Pepler D. G. Emotional Regulation and Display in Classroom Victims of Bullying: Characteristic Expressions of Affect, Coping Styles and Relevant Contextual Factors // Social Development. 2000. V. 9. № 2.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика