Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8279Ключевые слова 20372 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Развитие самостоятельности учащихся в общеобразовательной школе при построении личных профессиональных перспектив 854

Кузнецов К.Г., аспирант МГППУ, педагог-психолог ГОУ СОШ №494, Москва, Россия

Аннотация

Статья посвящена изучению специфики профессионального самоопределения старшеклассников (10 класс). Основная цель данной работы – выяснить структуру профессионального самоопределения старшеклассников, узнать, какая профориентационная помощь необходима, и что в этой ситуации может сделать школьный психолог. Автором рассмотрены варианты трактовки термина самостоятельность в психолого-педагогической литературе, приведен свой вариант определения, продемонстрирована таблица факторов, образующая систему уровней самостоятельности с описанием возможности ее использования, осуществлен предварительный анализ данных эмпирического исследования влияния активных методов в профориентации на развитие самостоятельности.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

... По нашему мнению, основным фактором при выборе профессии, и тем более при выборе учебного заведения является влияние родителей, в том числе потому, что нередко ситуация поступления требует дополнительных материальных вложений.

Важно, когда учитываются желания старшеклассников, но в большинстве случаев самому ребенку разобраться в профессиональных перспективах нелегко. Нередко подростки не знают, какие профессии вообще бывают, за исключением нескольких наиболее популярных (юристов, экономистов, психологов и дизайнеров и т.д.). Но по разным данным именно здесь наблюдается превышение в два-шесть раз числа специалистов над количеством имеющихся для них рабочих мест. Вместе с тем в тех же областях остро не хватает профессионалов более высокой квалификации – в этом можно убедиться, открыв любой Интернет-сайт по поиску работы.

По крайней мере две возможные причины объясняют такое положение.

В о - п е р в ы х, система подготовкиспециалистов не отвечает требованиям работодателей.

В о - в т о р ы х, неправильно был совершен выбор профессии, т. е. у оптанта была неправильная или недостаточная информация о получаемой профессии в большинстве случаев через СМИ (и, заметим, информация чаще всего не о самой профессии, а о связанном с ней образе жизни).

За получение оптантом такой информации должны отвечать система профориентации и биржа труда, однако ни единой системы профориентации, ни единой биржи труда в России сегодня не существует. Существует ниша работы для кадровых агентств, есть печатные СМИ, специализирующиеся на ярмарке вакансий, есть «социальная» биржа труда, отвечающая за малооплачиваемые, но надежные места работы, – т. е. профинформация является достаточно разрозненной и нередко противоречивой.

Старшекласснику приходится самоопределяться именно в этих условиях, и понятно, что информация о возможной профессии вряд ли дойдет до него без проявления им самим активности. Передача же этой активности в другие руки может лишить мотивации, инициативности в последующей профессиональной деятельности.

В этом смысле акцент на развитие самостоятельности детей представляется нам наиболее адекватной целью психолога в профориентационной работе в школе. ...

Литература
  1. Амонашвили Ш. А. Психологические основы педагогики сотрудничества. Киев, 1991.
  2. Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов. М., 1995.
  3. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1996.
  4. Давыдов В. В. Теория учебной деятельности. М., 1996.
  5. Даль В. И. Толковый словарь. М., 1989.
  6. Дергачева О. Е. Личностная автономия как предмет психологического исследования:
    дисс. канд. психол. наук. М., 2005.
  7. Кудрявцев В. Т., Запорожец А. В. Горизонты постижения детства. / http://www.tovievich.ru.
  8. Калитеевская Е. Р., Леонтьев Д. А. Пути становления самодетерминации личности в
    подростковом возрасте // Вопросы психологии. 2006. № 3.
  9. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Р/наДону, 1996.
  10. Леонтьев А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. М.; Воронеж, 2001.
  11. Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. М., 1997.
  12. Макаренко А. С. Педагогическая поэма. М., 1976.
  13. Морсанова В. И. Индивидуальный стиль саморегуляции. М., 2001.
  14. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М.: Роспедагентство, 1996.
  15. Осницкий А. К. Психология самостоятельности. М., 1996.
  16. Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения, М.; Воронеж, 2002.
  17. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. М., 1935–1940.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика