Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8013Ключевые слова 19561 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Влияние этнокультурной специфики образовательного учреждения на процесс формирования эго-идентичности школьников 591

Минакова Е.А., аспирантка факультета социальной психологиии МГППУ, Москва, Россия

Аннотация

Представлена актуальная проблема интеграции и ассимиляции мигрантов в новый социально-культурный контекст. Отмечается, что на сегодняшний день она не имеет однозначного ответа в социально-психологическом плане. Рассматриваются различные типы образовательных учреждений с точки зрения их эффективности в решении задачи интеграции и ассимиляции детей-мигрантов в новой этнокультурной среде. Приводятся данные пилотажного исследования, проводившегося в школах Москвы в 2006 г. среди учеников 10–11 классов школ с этнокультурным компонентом в образовании и учеников тех же классов обычных общеобразовательных школ, целью которого было выявление влияния особенностей образовательного учреждения на формирование эго-идентичности школьников-мигрантов, а также их отношения к окружающей их среде (Москве и школе, в которой они учатся).

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

... В мировой практике одним из наиболее распространенных является подход, в основе которого лежит идея целенаправленного учета этнокультурных особенностей детей мигрантов в рамках программного школьного образования.

Идея так называемого поликультурного образования возникла в 60–70 гг. XX века на Западе как ответ на «социальный заказ эпохи». В Россию идея поликультурного образования пришла несколько позже. Но в целом ситуация актуализации данной идеи и в России, и на Западе характеризуется усилением этнизации содержания образования, возрастания роли родного языка, роста влияния религии на формирование самосознания личности и др.

Среди всех существующих подходов к пониманию поликультурного образования сейчас наибольшей популярностью пользуется социально-психологический подход. Его основная отличительная черта – рассмотрение поликультурного образования как особого способа формирования определенных социально-установочных иценностно-ориентационных предрасположенностей, коммуникативных и эмпирических умений, позволяющих развивающейся личности осуществлять интенсивное межкультурное взаимодействие и проявлять понимание других культур и вступать в конструктивное взаимодействие с их носителями. По мнению ряда исследователей, в этих условиях поликультурное образование, с одной стороны, способствует этнической идентификации и формированию культурного самосознания, а с другой, препятствует этнокультурной изоляции. При этом в настоящее время в России существует единственная школа, отчетливо позиционирующая себя как поликультурная. Более того, как считают основатели данной школы, в мире существуют лишь единичные образовательные учреждения данного типа.

Уникальность поликультурной школы, по мнению ее администрации, обусловлена тем, что в ней дети любой национальности имеют возможность изучать язык, культуру, традиции своего (или какого-либо другого – по выбору) народа. В школе действует кабинет этнопсихологии, что помогает осуществлять воспитание детей с учетом индивидуальных этнопсихологических особенностей каждого ребенка. Помимо этого, здесь оказывается помощь родителям в разрешении проблемных ситуаций этноспецифического характера, возникающих в процессе воспитания детей в семье (смешанные браки и т. д.) [1].

Однако при внимательном рассмотрении легко заметить, что данные особенности учебно-воспитательного процесса отнюдь не являются уникальными компетенциями, присущими исключительно этому образовательному учреждению. В обычной школе (во всяком случае, согласно официальным декларациям и учебным программам) дети тоже знакомятся с различными культурами и получают знания о межкультурном взаимодействии. Существуют школьные психологи, помогающие осуществлять воспитание с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Можно сказать, что поликультурная школа фактически всего лишь более целенаправленно и углубленно решает круг задач, связанных с этносоциальными аспектами формирования личности, но не предлагает отличных от обычной средней школы путей решения проблемы полноценной интеграции и социализации мигрантов.

Другой тип школ, призванный решить проблему продуктивной адаптации национальных меньшинств к существующей культурной среде, – школы с этнокультурным компонентом в образовании. ...

Литература
  1. Аракелян О. Первая поликультурная школа с углубленным изучением языков и истории разных народов. О школе.
  2. Гриценко В. В. Русские среди русских: проблемы адаптации вынужденных мигрантов и беженцев из ближнего и дальнего зарубежья в России: Монография. М., 1999.
  3. Ильин В. А., Сипягин Д. Исследование особенностей психосоциального развития в контексте реформирования высшей школы // Социально-психологические проблемы образования. 2006. № 4.
  4. Лебедева Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1999.
  5. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 2004.
  6. Общинная психология: национальный опыт в глобальной перспективе. М., 2006.
  7. Петренко В. Ф. Введение в экспериментальную психосемантику. М., 1983.
  8. Плигин А. А. Личностно-ориентированное образование: история и практика. М.: КСП+, 2003.
  9. Психологическая помощь мигрантам: травма, смена культуры, кризис идентичности. М., 2002.
  10. Список школ с этнокультурным компонентом.
  11. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология: Учебник для вузов. М., 2004.
  12. Стефаненко Т. Г., Шлягина Е .И., Ениколопов С. Н. Методы этнопсихологического исследования. М., 1993.
  13. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика