Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8105Ключевые слова 19793 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Роль кризиса трех лет в познавательном развитии дошкольника 1257

Власова З.И., преподаватель Славянского университета Молдовы, психолог центра раннего развития детей, Молдова, z_vlasova@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена исследованию взаимосвязи протекания кризиса трех лет и познавательного развития у детей в дошкольном возрасте. В исследовании получены доказательства того, что в три года возникает особая характеристика кризиса – автономность, которая первоначально проявляется в стихийной форме ("стихийная автономность"), а затем развивается как целенаправленная активность, инициированная самим ребенком ("направленная автономность"). Показано, что бытовая самостоятельность практически не влияет на познавательное развитие, а роль стихийной автономности в развитии ребенка ограничена только периодом кризиса. Направленная автономность связана с познавательным развитием на протяжении всего дошкольного возраста. При этом установлено, что с возрастом направленная автономность сильно дифференцируется, ее разные стороны развиваются гетерохронно и вносят различный вклад в познавательное развитие.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

... В работах зарубежных авторов чаще используется понятие «автономности», однако не всегда в контексте кризисов развития. Aктуальность нашего исследования определяется тем, что остается малоизученным следующее: какие характеристики кризиса являются конструктивными с точки зрения познавательного развития ребенка, с одной стороны, и как это отражается в индивидуально-типологических вариантах развития ребенка, с другой.

На основе теоретического анализа литературы, нашего опыта работы, многочисленных наблюдений за детьми на этапе пилотажного исследования мы пришли к представлению о разных формах проявления потребности ребенка в автономности как центральном новообразовании кризиса трех лет. Стремление к автономности первоначально развивается в форме стихийной автономности, выражаясь в недифференцированной активности, в желании ребенка каким-то образом отделиться в своей жизни от взрослых. Затем это стремление развивается в форме направленной автономности как целенаправленной активности в разных сферах жизни, инициированной самим ребенком. Напряженность отношений со взрослыми отражает степень интенсивности протекания кризиса и может сопровождать как стихийную, так и направленную автономность. Бытовая самостоятельность рассматривается нами как возможный, но не обязательный этап становления автономности ребенка.

История вопроса

В данной работе умственное или познавательное развитие мы рассматриваем как процесс качественной дифференциации, иерархизации первоначально малодифференцированных, целостных познавательных структур, как закономерный процесс, имеющий свою логику [13]. Необходимо отметить, что понятие «умственное развитие» связано с рядом близких понятий, образующих единое семантическое поле: «когнитивное», «познавательное», или «интеллектуальное развитие».

Зарубежные психологи в основном говорят о «когнитивном» или «интеллектуальном развитии» (А. Бине, В. Штерн, Ж. Пиаже, Д. Векслер и др.). Российские психологи чаще используют понятие «познавательное» или «умственное развитие» (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, М. И. Лисина, П. Я. Гальперин, Н. Н. Поддъяков, Л. А. Венгер, А. Л. Венгер, В. С. Мухина, Е. О. Смирнова, Н. Е. Веракса) [9].

В ходе изучения психологической литературы были выделены отмечаемые различными специалистами факторы познавательного развития: познавательная, творческая активность и система показателей: степень сформированности действий идентификации, отнесения к эталону, перцептивного моделирования, действия образного и логического мышления, уровень развития речи и овладения различными знаниями [6]; [7]; [15].

Познавательное развитие оказывается принципиальным условием развития личности ребенка, с одной стороны, и в то же время зависит от особенностей развития личности, с другой. Оптимальное использование возможностей каждого возрастного этапа для развития умственных способностей ребенка требует более глубокого изучения критических периодов развития. ...

Литература
  1. Божович Л. И. Проблемы формирования личности // Избранные психологические труды. М.: Межд. педаг. академия, 1995.
  2. Венгер А. Л. Соотношение возрастных и индивидуальных закономерностей психического развития ребенка. Дис… докт. психол. наук. М., 2002.
  3. Власова З. И. Индивидуальные варианты развития самостоятельности у детей в дошкольном возрасте // Психолог в детском саду. 2005. № 4.
  4. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология / Под ред. Д. Б. Эльконина. М., 1984.
  5. Гуськова Т. В. Личностные образования у детей в период кризиса трех лет // Вопросы психологии. 1987. № 5.
  6. Диагностика умственного развития дошкольников / Л. А. Венгер, В. В. Холмовская, О. М. Дьяченко и др. М.: Педагогика, 1978. 
  7. Матюшкин А. М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии. 1982. № 4.
  8. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. М.: Изд. центр « Академия», 2000.
  9. Психологическая диагностика / Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. 2-е изд. М.: УРАО, 2000.
  10. Психологическое обследование детей дошкольного – младшего школьного возраста / Под ред. Г. В. Бурменской. М., 2003.
  11. Регуш Л. А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. СПб., 2001.
  12. Смирнова Е. О. Развитие воли и произвольности в раннем oнтогенезе // Вопросы психологии. 1990. № 3.
  13. Чуприкова Н. И. Принцип дифференциации когнитивных структур в умственном развитии, обучение и интеллект // Вопросы психологии. 1990. № 5.
  14. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.
  15. Юркевич В. С. Развитие начальных уровней познавательной потребности у школьника // Вопросы психологии. 1980. № 2.
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика