Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Мотивация поступления в вуз у старшеклассников и студентов 2891

Кусакина С.Н., ассистент кафедры возрастной психологии МПГУ, Москва, Россия, svetlana-kusakina@yandex.ru

Аннотация

В статье рассматривается проблема мотивации поступления в вуз как компонент готовности к обучению в высшем учебном заведении. Готовность к вузу представляется сложным системным образованием, оказывающим существенное влияние на успешность обучения. Описываются данные пилотажного исследования по проблеме, которое проводилось в Москве в 2005–2006 учебном году на выборке студентов первого курса и старшеклассников. Полученные результаты свидетельствуют о том, что мотивационная готовность к поступлению в вуз достаточно развита не у всех респондентов и изменяется в течение старшей школы и при переходе в вуз.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

... Преподаватели же чаще всего видят академическую неуспешность студента. За последние годы одновременно с ростом желания людей получить высшее образование растет и недовольство преподавателей вузов подготовкой студентов. Так, Ю. Н. Толстова отмечает, что современные студенты не умеют логически мыслить, воспринимать абстракции, анализировать прочитанное, обладают общей низкой подготовленностью. По ее мнению, низкий уровень подготовки большинства абитуриентов приводит к тому, что вуз постепенно начинает деградировать [13]. В связи с тем, что эта точка зрения широко распространена, встает вопрос о причинах этой тенденции. Мы считаем, что причиной неуспешности в обучении студентов является их неготовность к обучению в вузе.
Необходимо отметить распространенность понятия «готовность» в психологии. В отечественной психологии готовность связывают с такими понятиями, как: установка (Д. Н. Узнадзе); система диспозиций, каждая из которых представляет собой «предрасположенность субъекта к оценке и определенному способу поведения…» (В. А. Ядов)*; способность человека ставить цель, выбирать способы ее достижения, осуществлять самоконтроль и самоуправление, способность преодолевать трудности, оценивать свои способности (Ю. Н. Кулюткин); отношения, которые «представляют целостную систему индивидуальных, избирательных сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности» (В. Н. Мясищев); личностный смысл (А. Н. Леонтьев, А. Г. Асмолов); наличие способностей (С. Л. Рубинштейн) и другими понятиями.
В зарубежной психологии готовность рассматривают как аттитюд (социальную установку); стремление к самоактуализации (А. Маслоу); организацию диспозиций (Г. Олпорт).
В отечественной психологии наиболее распространен термин «готовность к школе». Разработаны диагностические комплексы для ее оценки. Применительно к вузовскому обучению такого инструментария нет, и существует мнение, что не нужно говорить о такой готовности. Однако мы полагаем, что большинство проблем, с которыми сталкивается первокурсник, приступив к обучению, связаны с его неготовностью к учебе в вузе [6].
Проанализировав литературу [2, 3 и др.], по аналогии с понятием «готовность к школе» мы выделили следующие составляющие готовности к вузовскому обучению.

  1. Мотивационный компонент, который включает желание учиться в вузе и быть студентом, желание выполнять обязанности в соответствии с новым статусом и цели поступления в институт.
  2. Интеллектуальная готовность подразумевает средний уровень интеллектуального развития и наличие необходимых знаний и умений в рамках школьной программы.
  3. Волевой компонент включает навыки самоорганизации, «умение слушать», усидчивость, внутреннюю познавательную активность.
  4. Моторно:организационный компонент, т. е. высокая скорость чтения и письма, навыки работы с текстом, распределение и быстрое переключение внимания.
  5. Профессиональная готовность: наличие знаний о профессии, самостоятельность выбора и осознание его окончательным на данном этапе жизни, желание учиться по выбранной профессии.

...

Литература
  1. Асмолов А. Г. Психология личности. М., 1990.
  2. Гребнева В. В. Психологическая готовность студентов к личностно-центрированному взаимодействию в процессе образования в вузе: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. Курск, 2003.
  3. Зенкова Н. А. Психологическая модель готовности студентов первого курса к обучению в вузе: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. Тамбов, 2003.
  4. Зиятдинова Ф. Г. Российская образовательная политика в свете зарубежного опыта // Социс. 2006. № 5.
  5. Кулюткин Ю. Н. Психология обучения взрослых. М., 1985.
  6. Кусакина С. Н. Об актуальности исследования готовности к обучению в вузе // Проблемы и перспективы дошкольного образования: Материалы научно-практической конференции, посвященной 110-летию со дня рождения А. В. Кенеман. М., 2006.
  7. Лисаускене М. В. Поколение NEXT – прагматичные перфекционисты или романтики потребления // Социс. 2006. № 4.
  8. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 1999.
  9. Мясищев В. Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Психология отношений: Избранные психологические труды / Под ред. А. А. Бодалева. М., 2004.
  10. Проблемы адаптации студентов младших курсов к условиям вуза / Под ред. Л. И. Рувинского. М., 1980.
  11. Риск в образовании молодежи («Круглый стол») // Социс. 2006. № 5.
  12. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.
  13. Толстова Ю. Н. Школа-вуз: разрыв увеличивается? (размышления социолога-преподавателя) // Социс. 2005. № 8.
  14. Узнадзе Д. Н. Общая психология. СПб., 2004.
  15. Чередниченко Г. А. Личные планы выпускников средней школы // Социс. 2005. № 7.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика