Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8060Ключевые слова 19701 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Некоторые аспекты принятия и выполнения учебных задач 552

Селиков Ю.Н., кандидат психологических наук, Санкт-Петербург, Россия

Аннотация

Статья посвящена проблеме принятия и выполнения учебной задачи в условиях коллективно-распределенной деятельности в контексте педагогической психологии на примере военных специальностей (74 матроса ВМФ РФ и 6 офицеров). В качестве методологической основы избрана концепция социально-генетической психологии В. В. Рубцова. Исследование позволяет сделать вывод, что содержание взаимодействия участников деятельности связано с взаимным учетом личностно-деятельностных характеристик. Субъективные модели, опосредствующие выполнение учебной задачи, обусловлены объективными обстоятельствами выполнения задания, личностными особенностями и межличностными отношениями «авторов» этих моделей. Предложена схема анализа субъективных моделей.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

... При этом осознание собственной деятельности представляет собой диалог между двумя деятельностями: основной деятельностью и деятельностью по познанию ее структуры (цели, предмета, средств, составляющих, продукта). То, что будет составлять внутренний план и основу деятельности, первоначально выступает во внешней, социальной форме. Рефлексия предполагает проведение субъектом деятельности особенного анализа тех субъективных моделей определенной ситуации, в том числе профессиональной, которые складываются как у него самого, так и у других участников данной ситуации [8].


Все эти положения социально-генетичеcкой психологии, получившие свое развитие, прежде всего, применительно к психологии дошкольного и школьного образования, применимы в отношении генеза других психических функций (интеллектуальных, личностных и эмоциональных), а также других возрастных этапов (включая взрослых) [8].


Особый интерес представляет использование данной концепции для анализа учебной деятельности в условиях эмоциональной напряженности. В отечественной психологии групповая динамика рассматривается на основе принципа деятельности, который выступает в качестве научной парадигмы [1; 2; 5; 6].


Рассмотрение проблем групповой активности, лидерства, личностного развития в группе, анализируемых в рамках отечественной социальной психологии, убеждает, что принцип деятельностногоопосредствования является мощным методологическим инструментом, позволяющим решать традиционные проблемы социальной психологии, а также ставить новые. Лейтмотивом данного принципа является положение, что характер и особенности коллективной деятельности определяют протекание психических процессов отдельного индивида – участника коллективной деятельности. Особенностью ряда профессий является протекание деятельности в условиях эмоциональной напряженности. Большинство психологическихисследований эмоциональной напряженности посвящено анализу функциональных состояний и психологических процессов у отдельно взятого индивида [3; 4; 10].


В своих работах В.В. Рубцов рассматривает кооперацию действий участников совместной деятельности как источник новой психической функции [7]. Совместная деятельность выступает средством специфического опосредствования предметных и операциональных компонентов действия [9]. Основой происхождения познавательного действия являются рефлексивно-содержательный анализ участниками самой формы строящихся совместных действий и последующее планирование адекватных предметному содержанию объекта новых форм организации совместной деятельности [9]. ...

Литература
  1. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека. М., 1992.
  2. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М., 1960.
  3. Дьченко М. И., Кандыбович Л. А., Пономаренко В. А. Готовность к деятельности в на_
  4. пряженных ситуациях. Психологический аспект. Минск, 1985.
  5. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. ., 1983.
  6. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  7. Рубинштейн С. Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории // Проблемы общей психологии. М., 1973.
  8. Рубцов В. В. Роль кооперации в развитии интеллекта детей // Вопросы психологии. 1980. № 4.
  9. Рубцов В. В. Организация и развитие совместных учебных действий у учащихся в процессе обучения. М., 1987.
  10. Рубцов В. В. Совместная деятельность как проблема генетической психологии // Психологический журнал. 1989. № 3.
  11. Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1979.

 

Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика