Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8279Ключевые слова 20372 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Проектирование ситуаций возникновения и преодоления кризиса учебно-профессионального развития студентов 822

Мирзаянова Л.Ф., кандидат психологических наук, профессор кафедры психологии Барановичского государственного университета, член-корреспондент Международной славянской академии образования имени Я. А. Коменского

Аннотация

В статье представлена модель проектирования ситуаций возникновения и способов преодоления кризиса учебно-профессионального развития студентов. Раскрыты психолого-педагогические особенности реализации технологии совместной творческой учебной деятельности студентов в дидактическом театре на занятиях по общей психологии. Показаны результаты проектирования кризиса учебно-профессионального развития студентов в условиях совместной творческой учебной деятельности.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

«Нейтральный» характер учебно-познавательной деятельности студентов вуза по отношению к предмету их будущей педагогической деятельности провоцирует разрыв между профессиональным образованием и профессиональной деятельностью [2]. Для его преодоления важно обеспечить упреждающую адаптацию студентов на этапе профессионализации.

Упреждающая адаптация интерпретируется нами как управляемый процесс введения первокурсников в вузовскую и конструируемую преподавателем профессиональную реальность. Этот процесс обеспечивает позитивное функционирование личностных механизмов студентов на когнитивном, эмоциональном, мотивационном и поведенческом уровнях. Упреждающая адаптация отражает три взаимосвязанных направления профессиональных действий преподавателей по управлению данным процессом:

  1. сопровождение;
  2. проектирование ситуаций кризиса учебно-профессионального развития студентов;
  3. предупреждение негативных проявлений переживаемых ими адаптационных кризисов.

Проектирование ситуаций кризиса учебно-профессионального развития студентов на этапе профессионализации представляет собой заранее планируемое и целенаправленно организуемое педагогом введение будущих специалистов в конструируемую профессиональную реальность, моделирующую педагогическую деятельность. Такое введение является важнейшей предпосылкой становления студента как субъекта собственной учебно-профессиональной деятельности. ...

Литература
  1. Бандура А. Теория социального научения. СПб., 2000.
  2. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991.
  3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте // Психологический очерк: книга для учителя. М., 1991.
  4. Дьяченко В. К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы: книга для учителя. М., 1991.
  5. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск, 1976.
  6. Кан-Калик В. А. Педагогическое творчество. М., 1990.
  7. Кон И. С. Открытие «Я». М., 1978. 
  8. Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Л., 1967.
  9. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М., 1983. Т. 1. С. 96–141. Т. 2. 
  10. Лийметс Х. Й. Групповая работа на уроке. Сер. «Педагогика и психология». М., 1975.
    № 7.
  11. Лингарт Й. Процесс и структура человеческого учения. М., 1970.
  12. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
  13. Мирзаянова Л. Ф. Адаптационные кризисы, переживаемые студентами в период
    вхождения в профессиональное образование и педагогическую деятельность // Психология обучения. 2007. № 4.
  14. Нечаев Н. Н. Психолого-педагогические аспекты подготовки специалистов в вузе. М., 1985.
  15. Основы педагогического мастерства / Под ред. И. А. Зязюна. М., 1989.
  16. Поташник М. М. Как развивать педагогическое творчество. М., 1987. (Новое в жизни, науке и технике. Сер. «Педагогика и психология». № 1).
  17. Просецкий П. А. Психология творчества: учеб. пособие. М., 1989.
  18. Рубцов В. В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М., 1980.
  19. Сластенин В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М., 1976.
  20. Ямалов И. У. Концептуальное моделирование процессов возникновения и развития
    чрезвычайных ситуаций // Информационные технологии. 2006. № 7.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика