Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 69Рубрики 51Авторы 6539Ключевые слова 15249 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский городской психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Издается с 1996 года

Периодичность: 4 выпуска в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Нужен ли школе учитель? Психологические проблемы профессионального развития педагога 539

Митина Л.М., доктор психологических наук, зав. Лабораторией психологии профессионального развития личности ПИ РАО, mitinalm@mail.ru

Аннотация

В статье ставятся вопросы о положении учителя в современном обществе, в реформируемой системе образования, в общности «учитель-ученик». Отмечается, что модернизация системы образования оказывается малоэффективной в связи с такими изменениями в ее содержании, при которых формирование нравственной основы личности, духовных ценностей, отечественных традиций остается за рамками педагогического процесса. Обращается внимание, что сегодня в эпоху информатизации, компьютеризации и технократизации особенно остро ощущается потребность в педагоге как личности и профессионале, способном научить учащихся сосуществовать и взаимодействовать друг с другом, сформировать верное представление о себе самом, сделать правильный (нравственный!) выбор в жизни. Делается вывод, что профессиональное развитие педагога должно быть достаточным для решения самых существенных экзистенциальных проблем человеческого бытия. Именно на это направлено одно из коренных условий непрерывного педагогического образования – «психологизация» учительского сознания и деятельности.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

... Эмпирические причины связаны с тем, что восприятие фигуры учителя опосредуется  бытующими до сих пор мифами, априори наделяющими педагога позитивными характеристиками, а его труд – преимущественно развивающими возможностями. Кроме того, моральной компенсацией за явно неадекватную оценку труда учителя со стороны государства выступали декларативные высказывания о его высокой миссии, о творческом характере педагогической профессии. Признание того, что многие учителя несут в себе риск деформаций учащихся, вступало бы в диссонанс с этими декларациями. Причиной теоретического характера мы считаем трудноразличимость должного и сущего в деятельности педагога, вследствие чего основное внимание в науке уделялось позитивной профессионализации учителя, т. е. рассмотрению его профессионального пути как трудного, не прямолинейного, но стратегически направленного на развитие и самоактуализацию. Но это далеко не так.

Проблема вариативности (альтернативности) стратегий профессионализации педагогов является сегодня наиболее актуальной. В концепции профессионального развития личности выделяются две модели профессионального труда учителя:

  1. адаптивного поведения;
  2. профессионального развития.

Сдерживание профессионального роста учителя, ведущее (и приводящее) к стадии профессиональной стагнации, продуцируется моделью адаптивного поведения учителя, в основе которой лежит внешняя детерминация, подчинение внешним обстоятельствам в виде выполнения социальных требований, ожиданий, норм.

Предупреждение (или преодоление) сравнительно быстро наступающей профессиональной стагнации обеспечивает альтернативная модель – модель профессионального развития учителя, где фактором развития педагога является внутренняя среда личности, ее активность, потребность в самореализации. ...

Литература
  1. Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал (Психологические проблемы). М., 1994.
  2. Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя. М., 1998.
  3. Митина Л. М. Управлять или подавлять: Выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности педагога. М., 1999.
  4. Митина Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности. М., 2003.
  5. Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя. М., 2004.
  6. Митина Л. М., Митин Г. В., Анисимова О. А. Профессиональная деятельность и здоровье педагога. М., 2005.
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2016 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика