Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 89Рубрики 51Авторы 7730Ключевые слова 18767 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Рейтинг Science Index РИНЦ
2016

1 место — направление «Психология»
1 место — направление «Народное образование. Педагогика»

16 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

3,107 —Двухлетний импакт-фактор
2,103 —Пятилетний импакт-фактор

 

Стратегии преодоления синдрома "эмоционального выгорания" в работе педагога 1563

Пряжников Н.С., доктор педагогических наук, профессор факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, профессор кафедры педагогической психологии факультета "Психология образования" МГППУ, Москва, Россия
Ожогова Е. Г., аспирантка факультета психологии Омского государственного педагогического университета

Аннотация

Целью предлагаемой статьи является исследование механизма и основных причин, провоцирующих профессиональные стрессы и синдром «эмоционального выгорания» в деятельности педагогов, а также выделение основных стратегий выхода из провоцирующих стрессы ситуаций.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

... Сложность и недостаточная изученность «психического выгорания» не позволяет на сегодняшний день дать ясное представление о закономерностях возникновения и развития данного явления [3]. Синдром «психического выгорания» характерен для представителей «социономических» профессий, деятельность которых связана с тесным и интенсивным общением с другими людьми. Наиболее уязвимой профессиональной группой выступают работники сферы образования (педагоги, воспитатели, преподаватели колледжей и вузов) [2, 3, 7, 9, 12].

Основываясь на анализе литературы, можно выделить три группы детерминирующих факторов «психического выгорания»:

  1. индивидуальные (семейное положение, образование, самооценка, стиль сопротивления и др.);
  2. организационные (условия работы, рабочие перегрузки, содержание труда, стиль руководства и т. д.);
  3. особенности профессиональной деятельности и требования профессии.

О развитии «выгорания» можно говорить при совокупном влиянии этих факторов, но в каждом конкретном случае влияние их может быть неоднозначно. Постоянные профессиональные стрессы наряду с указанными выше тремя группами факторов являются стабильной и универсальной основой формирования не только психического «сгорания», но и полной дезинтеграции различных психических сфер и, прежде всего – эмоциональной [9]....

Литература
  1. Анатомия, физиология, психология человека. Иллюстрированный краткий словарь.
    СПб., 1998.
  2. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. М., 1996.
  3. Борисова М. В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов // Вопросы психологии. 2005. № 2.
  4. Дементей Л. И. К проблеме диагностики социального контекста и стратегий копинг-поведения // Журнал прикладной психологии. 2004. № 3.
  5. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Кризисы профессионального становления личности // Психологический журнал. Т. 18. 1997. № 6.
  6. Климов Е. А. Психология профессионала. М., 1996.
  7. Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. Т. 22. 2001. № 1.
  8. Симонов В. П. Диагностика личности и деятельности педагога и обучаемых. Учеб. пособие. (Серия: Педагогический менеджмент. Ноу-Хау в образовании. – Книга третья). Авторское издание. М., 2004.
  9. Рогинская Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический
    журнал. Т. 23. 2002. № 3. 
  10. Сыманюк Э. Э. Стратегии профессионального самосохранения личности // Мир психологии. 2005. № 1.
  11. Торчинская Е. Е. Роль ценностно-смысловых образований личности в адаптации к
    хроническому стрессу (на примере спинальных больных) // Психологический журнал. Т. 22. 2001. № 2.
  12. Форманюк Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. 1994. № 6.
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика