Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 97Рубрики 51Авторы 8206Ключевые слова 20121 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Компетентностный подход в подготовке школьников к профессиональному самоопределению 1152

Володина Ю.А., аспирантка кафедры психологии Брянского государственного университета имени академика И. Г. Петровского, Брянск, Россия

Аннотация

В статье рассматриваются основные проблемы подготовки компетентной личности в процессе профессионального самоопределения школьников. Предпринята попытка обобщения и систематизации работ, представляющих научный интерес и опубликованных в центральных научных изданиях России (РАО и др.), и научных журналах («Вопросы психологии», «Народное образование» и др.), заложивших основы формирования компетентностного подхода в образовании в период с 1995 по 2006 год.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

... Понятие «компетентность» все чаще появляется в публикациях периодических журналов и газет, компетентностный подход становится частью реформирования российской системы общего и профессионального образования. Приведем несколько примеров понимания данного термина.

В существующих определениях термина «компетентность» Н. А. Гришанова отмечает ее следующие сущностные характеристики: эффективное использование способностей, позволяющее плодотворно осуществлять профессиональную деятельность согласно требованиям рабочего места; овладение знаниями, умениями и способностями, необходимыми для работы по специальности при одновременной автономности и гибкости в части решения профессиональных проблем; развитое сотрудничество с коллегами и профессиональной межличностной средой; интегрированное сочетание знаний, способностей и установок, оптимальных для выполнения трудовой деятельности в современной производственной среде; способность делать что-либо хорошо, эффективно в широком формате контекстов с высокой степенью саморегулирования, саморефлексии, самооценки; быстрая, гибкая и адаптивная реакция на динамику обстоятельств и среды [4].

С. Я. Батышев отождествляет понятие компетентности с квалификацией, выделяя в роли критериев качество, диапазон, широту знаний и умений, способность их использовать в нестандартных ситуациях, способность выполнять специальные задания, способность рационально организовать и планировать свою работу. Компетентность понимается им как общий оценочный термин, обозначающий способность к деятельности «со знанием дела», и употребляется применительно к лицам определенного социально-профессионального статуса, характеризуя меру соответствия их понимания знаниям и умениям, реальному уровню сложности выполняемых ими задач и разрешаемых проблем [15]. ...

Литература
  1. Алексеев Н. А., Якимова Л. В., Якушкина Е. А. Компетентность как критерий качества жизни учащихся // Психология качества жизни субъектов современного образования: Межрегиональный сборник научных трудов. Тюмень, 2006.
  2. Байденко В. И. Компетенции: к освоению компетентностного подхода. Лекция в слайдах. Авторская версия. М.,  2004.
  3. Вербицкий А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения: Материалы к четвертому заседанию методологического семинара 16 ноября 2004. М., 2004.
  4. Гришанова Н. А. Компетентностный подход в обучении взрослых: материалы к третьему заседанию методологического семинара
    28 сентября 2004. М., 2004.
  5. Дахин А. Н. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? [Интернет-ресурс]:http://sputnik.master-telecom.ru/Docs_28/Ped.journal/Vio/Vio_17/cd_site/Articles/art_1_6.htm; [Текст]: Народное образование, 2004. № 4.
  6. Доклад международной комиссии по образованию, представленный ЮНЕСКО «Образование: сокрытое сокровище». М., 1997.
  7. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. М., 2004.
  8. Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня, 2003. № 5.
  9. Каспржак А. Г. Проблема выбора: элективные курсы в школе. М., 2004.
  10. Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2006–
    2010 гг. Приложение к Приказу Минобразования России от 3 сентября 2005 г. № 1340-р.
  11. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. № 5.
  12. Левитан К. М. Стратегические вопросы модернизации высшего профессионального образования [Интернет-ресурс]: http:// www. rsvpu.ru/ news/conf1/1/ED.ru (2006)
  13. Овчарова Р. В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. М., 2003.
  14. Огарев Е. И. Компетентность образования: социальный аспект. СПб., 1995.
  15. Профессиональная педагогика / Под ред. С. Я. Батышева. М., 1997.
  16. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи / Под ред. С. Н. Чистяковой. М., 1993.
  17. Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение в культурно-исторической перспективе // Вопросы психологии. 1996.
    № 1. 
  18. Резапкина Г. В. Отбор в профильные классы. М., 2005.
  19. Ретивых М. В. Подготовка школьников
    к профессиональному самоопределению.  Брянск, 1999.
  20. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2.
  21. Чистякова С. Н. Социально-профессиональное самоопределение школьников в условиях профильного обучения // Школа и производство. 2002. № 2.
    22. Чошанов М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Метод. пособие. М., 1996.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика