Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 78Рубрики 51Авторы 6840Ключевые слова 16158 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Возможности использования компьютерных игр для развития перцептивных действий 547

Обухова Л.Ф., доктор психологических наук, заведующая кафедрой возрастной психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, mila-38@mail.ru
Ткаченко С.Б., аспирант факультета психологии образования МГППУ, волонтер центра детского творчества «Светлячок» г. Химки, Россия, s_shentsova@mail.ru

Аннотация

В статье представлены результаты исследования, в ходе которого проводилась апробация компьютерных игр для определения их развивающего эффекта. Был осуществлен анализ деятельности детей при решении задач конструктивного характера в компьютерной игре; предпринята попытка определить степень влияния компьютерных игр на развитие перцептивных действий; проанализирован перенос умений перцептивного моделирования, формируемых в компьютерной игре, на выполнение заданий, представленных в бланковой форме. Делается вывод о том, что перенос умений, сформированных в компьютерной игре, на другие типы заданий перцептивного моделирования, может служить показателем обучающего влияния компьютерной игры на развитие перцептивных действий. Именно этот показатель может служить объективным психологическим основанием для экспертной оценки развивающего эффекта компьютерных игр.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

... Изучение рынка развивающих компьютерных игр для дошкольников показало, что спектр игр велик, но по красочной обложке на коробочке невозможно определить содержание игры и ее технические особенности. Производители программных продуктов для детей (Новый диск, Никита) любезно предоставили нам возможность непосредственно ознакомиться с их продукцией. Это позволило выявить наиболее распространенные ошибки, которые допускают разработчики компьютерных игр для детей.

Известно, что введение в образовательную среду компьютерной игры рекомендуется не ранее чем с пяти лет. Однако компьютерная продукция, столь широко представленная на рынке, занижает этот показатель, предлагая игры для детей более младшего возраста. Есть игры, на которых вообще не указывается возрастной ценз, стоит лишь пометка: «Игры для девочек», «Игры для мальчиков».

Содержание некоторых игр носит агрессивный характер. Элементы насилия, яркие картины гибели героя – все это может вызывать беспокойство и тревожность ребенка. Часто игры перегружены информацией, не несущей содержательного компонента (различные мелькающие на экране объекты, обширное музыкальное сопровождение и т. п.). Такие эффекты отвлекают ребенка, не дают возможности сосредоточиться на самом решении поставленной игрой задачи, что ведет к неэффективной деятельности и большей утомляемости.

Практически на всех детских играх не указано временное ограничение, рекомендованное специалистами. Часто, напротив, игры построены так, что «затягивают» ребенка, побуждая его к многочасовому продолжению игры. Во время ознакомления с компьютерными играми была обнаружена только одна программа, лимитирующая длительность игры.

Нередко для получения желаемого результата программа требует от ребенка проявить способности, не свойственные данному возрасту. В частности, во многих играх явно завышен показатель скорости реакции, ожидаемой от игрока данного возраста, что может привести ребенка к повышенной нервозности.

Использование игр с указанными выше недостатками, действительно, негативно сказывается на психическом здоровье ребенка.

Следует также отметить, что сами игры не всегда дают развивающий эффект, а это отменяет их психологический смысл в качестве специфического развивающего средства для детей дошкольного возраста. Большинство программных продуктов исключает помощь в исправлении ошибок и тем самым лишает ребенка возможности корректировать свою деятельность, находить верные пути решения задач с помощью подсказки помощника. Компьютерная игра исключает основную функцию педагога, направляющего и корректирующего активность ребенка. ....

Литература
  1. Бабаева Ю. Д., Войскунский А. Е. Психологические последствия информатизации // Психологический журнал. 1998. № 1.
  2. Бурлаков А. В. Компьютерные игры // Игра и дети. 2003.
  3. Вострокнутов И. Е., Роберт И. В. Концепция создания ОЭИ по образовательным областям. М., 2002.
  4. Горвиц Ю. М., Зворыгина Е. В. Психолого-педагогические основы использования программно-методической системы «КИД/Малыш» // Информатика и образование. 1996. № 2.
  5. Горвиц Ю. М., Чайкова Л. Д., Поддьяков Н. Н., Зворыгина Е. В. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. М., 1998.
  6. Материалы коллегии Министерства образования РФ // Информатика и образование. 1995. № 4.
  7. Новоселова С. Л. Развивающая предметная среда детства // Техническая эстетика. 1994. № 2, 3.
  8. Парамонова Л. А. Детское творческое конструирование (2–7 лет). М., 1999. 
  9. Петку Г. П. Педагогические условия познавательного развития старших дошкольников в режиссерской игре с применением компьютерных средств / Дисс. … канд. пед. наук. М.,1992.
  10. Холмовская В. В. Формирование способностей к наглядному моделированию в конструктивной деятельности // Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л. А. Венгера. М., 1986.
  11. Play and learning with computers. Author Simon, Tony (1) SO: Source Early Child Development and Care. Special Issue: Children’s play. Vol. 19 (1, 2). 1985.
  12. Relations between covert orienting and filtering in the development of visual attention. AU: Author Akhtar, Nameera (1); Enns, James T. SO: Source Journal of Experimental Child Psychology. Vol. 48 (2), Oct. 1989.
  13. The effects of playing educational video games on kindergarten achievement. Author Din, Feng S. (1); Calao, Josephine SO: Source Child Study Journal. Vol. 31 (2), 2001.
Статьи по теме:
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2017 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика