Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Образная игрушка как носитель социокультурных ценностей: сравнительный анализ советских и современных кукол 1144

Романова А.Л., аспирант факультета психологии образования Московского городского психологопедагогического университета, педагог-психолог Городского центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия

Аннотация

В статье рассматриваются особенности современных образных игрушек в сравнении с игрушками прошлого века. Представлен краткий экскурс в историю отечественной игрушки. Анализируется роль игрушки как средства передачи детям культурных норм и ценностей. Особую роль в этом процессе имеет кукла как модель образа человека. На материале сравнения типичной куклы советского времени и популярной современной куклы Брац показано изменение образа человека, который культура транслирует детям.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Игрушки, «создаваемые» для детей взрослыми, всегда отражают мировоззрение и представление об окружающем мире взрослых, их идеологию, технологию, вкусы, моду и пр. Поэтому они способствуют утверждению в сознании ребенка определенных социально-бытовых представлений, знакомят с общественным и семейным укладом. Являясь средством трансляции культурных ценностей, этических и эстетических норм, игрушка отражает не только достижения производства и технологии, но прежде всего – изменения социокультурного контекста. Показательно, что игрушки каждого поколения детей существенно различаются, в особенности куклы, бытовая утварь, транспорт. Очевидно, что, пользуясь этими игрушками, дети осваивают различные общественные модели и ценности, принятые в современном для них обществе. Это прежде всего относится к игрушкам, воспроизводящим и моделирующим образ человека – к куклам.

Для ребенка кукла является той игрушкой, которая больше всего актуализирует представление о человеке, об окружающих его людях и взаимоотношениях с ними. Играя с куклами, ребенок осваивает мир человеческих отношений и представлений, в котором он живет. Эта игрушка является не только объектом игры, но и предметом идентификации, т. е. задает образ человека, который выступает для ребенка как образец для подражания. В этой связи важно рассмотреть особенности современных кукол в сравнении с образными игрушками прошлого века, с тем, чтобы понять те ценности, которые передаются современным детям через игрушку.

Начнем с истории отечественной игрушки. Впервые на территории современной России игрушка возникла как разновидность культового предмета (обрядовая кукла, погремушка, отпугивающая духов и т. п.). Свою функцию специального предмета для развлечения и воспитания она получила позже, вместе с возникновением представления о детстве как об особом возрастном периоде, подготавливающем к «взрослой» жизни. Примером «древних» игрушек, перешедших к нам практически в неизменном виде, может служить народная игрушка. Тесно связанная с традиционным фольклором, укладом и бытом, она несла в себе соответствующий образ мира, в котором человек существует в неразрывной связи с природой и своей семьей (шире – родом). Трещотки, бубенцы, примитивные варианты бильбоке, куклы и изображения животных, оружие (лук, стрелы, бумеранги) – все это отражало различные аспекты жизни традиционного общества. Подобные этим, выполненные из естественных недорогих материалов кустарным способом изделия на протяжении многих веков в России, как и во всей Европе, оставались единственным общедоступным видом игрушек. Показательно, что народные, кустарные куклы не имели своего лица, поскольку полагалось, что нарисованное кукольное лицо может стать источником дурного влияния на человека, навязать ему чуждые мысли или состояния, болезни и пр. Постепенно, в связи возникновением городской культуры, появлялись и новые виды игрушек – механические и заводные игрушки, гипсовые и фарфоровые куклы, специальная кукольная утварь и дома. Однако все они не получили большого распространения, поскольку были слишком дороги. Так продолжалось вплоть до конца XIX века, когда в Европе наряду с другими появилась игрушечная промышленность.

Научно-техническая революция ХХ века привела к глобальным культурным изменениям. Повсеместная урбанизация и переход к массовому производству открыли новую страницу в истории человечества, а значит, и в истории игрушек. Новые материалы и фабричное производство изменили облик игрушек, сделали их унифицированными, общедоступными, а индустриальная городская культура породила новые виды игрушек, отражающие иную социальную ситуацию развития ребенка. К детям во всем мире пришли плюшевые животные, нарядные куклы, игрушечные автомобили и железные дороги.  ....

 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика