> Психологическая экспертиза игрушки - Психологическая наука и образование - 3/2008 ... | психология, Смирнова
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 68Рубрики 50Авторы 6445 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский городской психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Издается с 1996 года

Периодичность: 4 выпуска в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Психологическая экспертиза игрушки 895

Смирнова Е.О., доктор психологических наук, руководитель Центра игры и игрушки Московского городского психолого-педагогического университета, профессор кафедры дошкольной психологии и педагогики факультета психологии образования Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, smirneo@mail.ru
Салмина Н.Г., доктор психологических наук, профессор кафедры «Психологии образования и педагогики» факультета психологии МГУ, профессор кафедры возрастной психологии МГППУ, Москва, Россия, salmina2005@yandex.ru
Тиханова И.Г., кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии факультета «Психология образования» МГППУ, Москва, Россия, tihan@bk.ru

Аннотация

В статье представлена научная концепция психолого-педагогической экспертизы игрушек. Игрушка рассматривается как средство активизации детской деятельности и усвоения культурного опыта. На основании культурно-исторического и деятельностного подхода выделяются основные требования к игрушкам как к средству развития ребенка. Описаны основные этапы развития игры – от младенческого возраста до 7 лет, и требования к игровым материалам для каждого этапа.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Психологическая экспертиза игрушки предполагает оценку ее качества с точки зрения того, какую роль она может играть в развитии ребенка на каждом возрастном этапе, какой культурный опыт осваивается с ее помощью. В психологической экспертизе, в отличие от других видов экспертиз, например санитарно-гигиенической, под качеством имеется в виду возможность игрушки развивать игровую активность ребенка, стать средством освоения культурного опыта, формирования познавательной сферы и личности ребенка. В настоящее время в связи с большим разнообразием игрушек и игрового материала отечественного и зарубежного производства есть необходимость ориентировки в нем – понимания, что эти игрушки могут дать для развития ребенка.

Разработка критериев оценки является сложной психологической проблемой, поскольку она требует, с одной стороны, анализа, что входит в задачи развития каждого возрастного периода, с другой стороны – через какие свойства игрушки и действия с ней должны реализовываться эти задачи.

Такое понимание психологической экспертизы связано с культурно-историческим представлением об игре и игрушке. Игру рассматривают как особую форму передачи опыта, созданную обществом для управления развитием детей. Игрушка выступает одновременно как продукт человеческой культуры и средство ее освоения (вначале в игровом взаимодействии с взрослым с постепенным переходом к самостоятельной игре ребенка).

Это представление об игре и игрушке тесно связано с периодизацией психического развития ребенка Д. Б. Эльконина. Игровая деятельность «выращивает» индивидуальные психические новообразования, развивая социально-эмоциональную сферу (мотивационно-личностную) и интеллектуально-познавательную сферу (операционально-техническую), способствует достижению и реализации задач возраста, конкретизированных на каждом возрастном этапе и объективированных в соответствующих системах игрушек.

Рассмотрение игрушки в качестве средства организации игровой деятельности по освоению культурного опыта позволяет проводить анализ игрушки с позиции деятельностного подхода. Он предполагает отражение в игрушке и игровом материале структурных компонентов деятельности, создающих возможность реализации психологических задач возраста в игровой деятельности. К этим компонентам относятся: мотив игровой деятельности, цель, ориентировка, исполнение и контроль.

В основу разработки психологических критериев экспертизы игрушки положен деятельностный подход и периодизация психического развития ребенка Д. Б. Эльконина.

Игрушка является средством организации развивающих действий (познавательных, регуляторных, моторных) и образцов отношений между людьми. К первым относятся игрушки, предназначенные для реализации предметной деятельности и моторной активности (автодидактические, настольные игры, головоломки, спортивные игрушки и т. д.), ко вторым – игрушки, направленные на организацию сюжетно-ролевой игры (куклы, атрибутика к ним, мягкие игрушки и т. д.). Особенности игрушки как предмета культуры имеют важное значение не только для развития психических функций и познавательных процессов, но и для становления личности ребенка. Игрушка как средство воспитания должна стимулировать просоциальные действия и по возможности вызывать гуманные чувства. Она должна поддерживать бережное отношение к другим, подчеркивать человеческое, антропоморфное начало в живом и, конечно же, в человеке во всех его ипостасях. Недопустимым является наличие в игрушке качеств, стимулирующих асоциальные действия и чувства: насилие, жестокость, агрессивность, безразличное, объектное к живому и пр.

Критерии оценки игрушек, используемых для отработки конкретных действий и развития социально-эмоциональной сферы, при совпадении общих требований к ним принципиально различаются между собой. Считается, что игрушки, направленные на освоение познавательных, моторных действий, имеют только операциональное значение, в то время как игровой материал сюжетно-ролевой игры способствует формированию смыслов отношений и деятельности, т. е. влияет на формирование мотивационно-потребностной сферы. Однако это различение хотя и существенно, но достаточно условно, поскольку в игре с теми и с другими игрушками формируется и смысловая, и операциональная сторона. Играя с игрушками, направленными на овладение познавательными и моторными действиями, ребенок осваивает не только конкретные действия, но у него формируется и познавательная активность, появляется интерес к новым действиям, на основе чего в дальнейшем может возникнуть творческая активность в этой сфере. С другой стороны, при игре с сюжетными игрушками ребенок постигает не только смыслы и ценности деятельности и отношений, но и операторику этих отношений. Вместе с тем, очевидны различия в организации этих типов игровой деятельности, из которых вытекают и особенности требований к игровому материалу. Развитие мотивационной сферы при овладении конкретными действиями зависит от привлекательности самой игрушки и действий с ней. Формирование смыслов отношений и деятельности в игре с сюжетными игрушками определяется в большой степени участием взрослого по выделению этих смыслов и отношений в разыгрываемой ситуации (пример с зоопарком). ....

Литература
  1. Выготский Л. С. Орудие и знак в развитии ребенка. Собр. соч. Т. 6. М., 1984.
  2. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6.
  3. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.
  4. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Игры с правилами в дошкольном возрасте. М., 2002.
  5. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978.
  6. Кудрявцев В. Т. Развитое детство и развивающее образование: культурно-исторический подход. Дубна, 1997.
  7. Кудрявцев В. Т. Еще раз о природе детской субкультуры // Дошкольное воспитание. 1997. № 3.
По этой теме ищут:

Е.О. Смирнова - Детская психология.

Е.О. Смирнова - Психология ребенка. Учебник для педагогических вузов и училищ.

Терентий Смирнов - Психология сновидений (Осознанные сновидения).

 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2016 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-55675 от 09 октября 2013 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика