Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8105Ключевые слова 19793 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Методика изучения готовности педагогов к деловому взаимодействию с учащимися 994

Могилева И.Е., аспирант кафедры педагогической психологии факультета психологии образования Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия

Аннотация

В статье описана разработанная автором совместно с И. А. Мещеряковой методика изучения готовности педагогов к реализации делового взаимодействия с учащимися, которая представляет собой опросник, состоящий из 8 вопросов различного типа (открытые, незаконченные предложения, ранжирование), предназначенный для использования как в индивидуальной, так и в групповой форме. Представлены результаты исследования 24 педагогов средней общеобразовательной школы г. Москвы с использованием указанной методики, а также качественный анализ полученных данных, подтвержденных фактами наблюдений за этими учителями на уроках. На основании результатов исследования выделены и охарактеризованы три группы учителей. Делается вывод о том, что методика может использоваться для изучения готовности педагогов к деловому взаимодействию с учащимися. Кроме того, она показывает возможности для переориентации педагогов на инновационную модель взаимодействия с учащимися подросткового возраста.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

... Понятие делового общения мало рассматривается в педагогической психологии. Чаще всего оно используется в социальной психологии для анализа отношений между партнерами и описывается как процесс взаимосвязей и взаимодействия, в которых происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализации определенной цели (В. В. Собольников, Г. В. Бороздина, Е. В. Журавлева и др.). В таком общении один субъект всегда представляет, репрезентирует мнение, убеждения, информацию другого субъекта.

Мы рассматриваем деловое общение между учителем и учащимся на уроке как взаимодействие, основанное на принципе партнерства и сотрудничества между ними. Ученик в деловом общении с учителем рассматривается как равный учителю сотрудничающий партнер [6, с. 31]. Он в той же степени, как и учитель, участвует в создании учебного процесса. В отношении учебного взаимодействия можно выделить следующие принципы делового общения:

  • разделение учебного процесса между участниками на основе договоренности;
  • субъектность участников;
  • активность в реализации учебного взаимодействия обоих партнеров;
  • диалогизация между участниками;
  • свобода действий, мыслей, чувств участников;
  • самоактуализация.

В основе научения посредством делового взаимодействия с учащимся как с субъектом лежит самодвижение, выбор информации и действий, отвечающих его потребностям и ценностям. При таком научении ребенку дается выбор, предоставляется свобода для действий и накладывается ответственность за этот выбор [9, с. 29].

На значимость делового общения указывают многие исследователи [3, с. 12; 5, с. 71], выделяя в качестве его формирующего воздействия развитие творческих способностей, умение учиться, адаптацию к новым условиям, формирование потребности в инициативе, предприимчивости и т. д.
Это те качества, на отсутствие которых в учениках так часто указывают педагоги.

Разработанный нами опросник (см. приложение) состоит из двух условно выделенных тематических блоков.
Первый блок (1–5 вопросы) направлен на определение общего представления учителей о взаимодействии между учителем и учащимися. Второй блок (6–8 вопросы) – на выявление их представлений о деловом общении. Опросник содержит 8 вопросов; два из них представляют собой незаконченные предложения, один – ранжирование предложенных вариантов ответов, остальные – вопросы открытого типа. Опрос может проводиться как в групповой, так и в индивидуальной форме. Обработка осуществляется путем количественного и качественного анализа данных.

В нашем исследовании принимали участие 24 педагога средней общеобразовательной школы г. Москвы. ...

Литература
  1. Бороздина Г. В. Психология делового общения. Уч. пособие. М., 2001.
  2. Горелова В. Н. Психология делового общения. Пермь, 1995.
  3. Горьковская И. А. Психология делового общения: Учеб пособие. СПб., 1995.
  4. Гринько С. В. Организация подготовки учителей к педагогическому общению как основе выстраивания субъектсубъектных отношений между участниками педагогическогопроцесса. Магнитогорск, 2002.
  5. Журавлева Е. В. Формирование готовноcти старшеклассников к деловому общению в учебном процессе школы: Дис. … канд. пед. наук. Кемерово, 2000.
  6. Митина Л. М. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности педагога. М., 1999.
  7. Неустроева Н. А. Формирование готовности будущих учителей к организации делового общения участников в педагогическом процессе: Дисс. … канд. пед. наук. АлмаАта, 1992.
  8. Технология субъектсубъектного взаимо действия в процессе профессиональной подготовки студентов педагогических учебных заведений: учеб. пособие / Е. А. Леванова, А. Б. Романенчук, Е. И. Мычко и др. Калининград, 1999.
  9. Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. Томск, 1993.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика