Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8279Ключевые слова 20372 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Модели корпоративной культуры вузов 1127

Погодина А.В., кандидат психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии управления факультета социальной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, mgppu-so@yandex.ru
Крылова С.Д., аспирант кафедры психологии управления факультета социальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия

Аннотация

В статье рассматриваются особенности корпоративной культуры вузов разного этнического состава и длительности существования. Использованные методики позволяют связать преобладающий тип корпоративной культуры вуза с уровнем учебной мотивации студентов. В исследовании выдвигается гипотеза о существовании единой универсальной модели корпоративной культуры вуза, не зависящей от межкультурных особенностей.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

... Особый интерес имеет исследование корпоративной культуры применительно к вузу. Значение корпоративной культуры здесь трудно переоценить: она дает возможность сотрудникам идентифицировать себя с учреждением высшего профессионального образования, успешно адаптироваться к системе норм и ценностей вуза новым сотрудникам, формирует стандарты поведения людей и ответственность за их соблюдение.

Необходимость изучения корпоративной культуры вуза обусловлена также и тем, что данный феномен реален и имеет большое влияние на отдельного человека, вуз как организацию и общество в целом.

Корпоративная культура, как в случае предприятия, так и в случае вуза, обеспечивает более эффективную деятельность своей организации, а также – и это главное предназначение корпоративной культуры в вузе – участвует в формировании человеческого капитала студентов – будущих специалистов.

Необходимость изучения культурных особенностей корпоративной культуры вуза обусловлена и тем, что в современном обществе происходят активные и многоуровневые межкультурные контакты. Благодаря знаниям о межкультурных различиях, в том числе и о различиях корпоративной культуры, мы смотрим на мир шире и терпимее относимся к культурному своеобразию других людей, получаем представление, как улучшить взаимоотношения с другими людьми, и осознаем воздействие собственной культуры на нас.

Итак, в целом все вышеобозначенное показывает, что существует необходимость теоретического и практического изучения феномена корпоративной культуры вуза и ее культурных особенностей.

Изучение организационной и образовательной системы университетов как самостоятельное направление исследований оформилось к 60–70-м годам прошлого века. Она сформировалась как самостоятельное научное направление благодаря публикациям таких видных ученых как М. Вебер, Т. Парсонс, Т. Веблен, А. Злозовер и др.

Университетская корпорация рассматривается в этих работах как одно из звеньев социальной системы, способствующей укреплению социального порядка, интеграции и равновесия. Одной из наиболее известных публикаций этого периода является работа А. Злозовера «Университеты и академические системы в современном обществе». Однако на данный момент вуз остается слабо изученной с точки зрения теоретического и практического менеджмента организацией. Научное и практическое направление исследований под условным названием «Университетский менеджмент» еще только формируется. При этом западные теории и методики университетского менеджмента не всегда применимы, поскольку условия существования образовательной системы на Западе и России разные.

Корпоративность вуза сегодня – это определенные критерии, факторы, показатели, традиции, объединяющие всех людей, осуществляющих свою деятельность в университете и преданных ему, независимо от университетского статуса. Успех подобных университетов заключается, прежде всего, в научно-исследовательском характере этих образовательных корпораций, которые предлагают наиболее конкурентоспособные программы.

Корпоративную культуру вуза можно определить как совокупность основных предположений, ценностных ориентаций, ожиданий, норм, символики, традиций и других общих для всех людей в организации ценностей, лежащих в основе всех внутривузовских отношений, в том числе между студентами и преподавателями. ...

Литература
  1. Беленький И. А. Университетский вопрос в России // Россия и современный мир. 1995. № 2.
  2. Васильев Ю. С., Глухов В. В., Федоров М. П. Экономика и организация управления вузом. Учебник. СПб.: «Лань», 2001.
  3. Гайдаржи Е. С. Организационная культура и вуз. Тюмень: Тюменский государственный университет, 1999.
  4. Занковский А. Н. Организационная психология: учебное пособие для вузов по специальности «Организационная психология». М.: Флинта: МПСИ, 2002.
  5. Камерон К., Куинн Р. Диагностика и измерение организационной культуры. СПб.: Питер, 2001.
  6. Капитонов Э. А., Капитонов А. Э. Корпоративная культура и PR. М.: ИКЦ «МарТ», Ростов-н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003.
  7. Персикова Т. Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура: Учебное пособие. М.: Логос, 2004.
  8. Реньге В. Организационная культура и ее уровни // АльтерЭго. 1991. № 1.
  9. Сафонова М. В. Формирование корпоративной культуры вуза: проблема и возможные способы решения. Красноярск, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, 2005.
  10. Спивак В. А. Корпоративная культура: теория и практика. СПб.: Питер, 2001.
  11. Шейн Э. Х. Организационная культура и лидерство. СПб.: Питер, 2002.
  12. Юрков А. М. Проблемы университета и развития университетского образования // Регионология. 1994. № 4. С. 97–106.
  13. Высшее образование в России: состояние и направления развития: Аналитический доклад / Под ред. проф. В. Л. Глазычева. М.: Фонд «Наследие Евразии», 2004.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика